Введение механизма интервенций на рынках сахара и молока.
ФАС России рассматривает интервенционные механизмы, как одну из форм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, в наименьшей степени оказывающий искажающее влияние на конкуренцию на соответствующих товарных рынках и позволяющей обеспечить баланс спроса и предложения на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия в условиях сезонного колебания производства сельскохозяйственной продукции.
По мнению ФАС России, целесообразно расширить сферу применения товарных и закупочных интервенций для регулирования цен на рынках, наиболее подверженных сезонным колебаниям объемов производства, и как следствие, стоимости, в частности, на рынки сахара. Предложения по данному вопросу были направлены в Минсельхоз России, в частности, письмом от 06.03.2015 № ЦА/10705-ПР/15.
По вопросу сокращения числа посредников при реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия за счет принятия добровольных стандартов реализации на уровне производителей (импортеров) указанной продукции и торговых сетей, сообщаем, что указанная работа в настоящее время проводится в рамках создания сети оптово-распределительных центров (далее — ОРЦ), основной задачей которых является обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и импортозамещение за счет создания в рамках сети ОРЦ условий для доработки, первичной переработки, надлежащего хранения сельскохозяйственной продукции. Письмом в Минсельхоз России от 10.03.2015 № ЦА/11143-ПР/15 ФАС России направил свои предложения по включению в «дорожную карту» по реализации программы «Развитие ОРЦ и инфраструктуры социального питания» мероприятия по разработке стандарта деятельности ОРЦ, определяющего, в том числе, условия доступа отечественных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков к инфраструктуре ОРЦ. Предложение ФАС России принято, разработка стандарта деятельности ОРЦ включена в «дорожную карту».
В условиях сохраняющейся сложной ситуации на рынке сырого молока (снижение объемов производства сырого молока за счет продолжающегося снижения поголовья коров в сельхозорганизациях и личных подсобных хозяйствах, снижение продуктивности молочного стада в результате экономии на кормах и условиях содержания, высокая доля низкотоварного производства (общий показатель товарности по хозяйствам всех категорий - 64%), продолжает оставаться актуальным вопрос ценообразования на сырое молоко.
Федеральная антимонопольная служба с учетом результатов анализа практики регулирования рынка молока и молочной продукции в зарубежных странах, а также мнения представителей молочного бизнеса, высказанного на заседании рабочей группы Экспертного совета по агропромышленному комплексу при ФАС России, довела свою позицию по указанным вопросам до Правительства Российской Федерации (исх.№ ЦА/51070-ПР/13 от 17.12.2013) и Минсельзоза России (исх. № ЦА/42373-ПР/14 от 20.10.2014, № ЦА/26810-ПР/15 от 29.05.2015).
Было предложено возобновить рассмотрение вопроса о применении механизма интервенций на рынке молока и молочной продукции, как механизма, в наименьшей степени искажающего условия конкуренции на соответствующих товарных рынках.
В связи с этим ФАС России поддержала предложение Минсельхоза России, внесенное в Правительство Российской Федерации письмом от 17.11.2015 № СЛ-21-08/14655, рассмотреть возможность проведения закупочных и товарных интервенций в отношении молочной продукции (сухого молока и сливочного масла), а также предложенные во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 19.11.2015 № АД-П11-232пр концептуальные подходы к проведению закупочных и товарных интервенций на рынке молока.
ФАС России согласовала разработанный Минсельхозом России проект Концепции проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции и план мероприятий («Дорожная карта») по разработке нормативной правовой базы, необходимой для проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции Российской Федерации.
5. Сокращение административных издержек при оформлении ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).
При активном участии Федеральной антимонопольной службы осуществлялась разработка проекта федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование государственного управления и правового регулирования в сфере ветеринарии и оптимизацию государственного контроля (надзора).
Разрабатываемым проектом федерального закона «О ветеринарии» закрепляются положения, предусматривающие переход на оформление, выдачу ветеринарных сопроводительных документов на безвозмездной основе, создание системы прослеживаемости происхождения и перемещения продукции животного происхождения, которая призвана ликвидировать излишние административные барьеры при проведении ветеринарного контроля, а также способствующие созданию и функционированию рынка частных услуг в области ветеринарии и введению в систему ветеринарного контроля частных специалистов, что позволит «разрушить» сложивщуюся монополию ветеринарных служб и создать конкурентные условия в сфере оказания ветеринарных услуг.
Вместе с тем, указанный законопроект направлен в целом на совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии и, соответственно, затрагивает большое количество вопросов, требующих тщательной проработки.
В связи с этим, в целях ускорения внедрения ключевых положений, нашедших отражение в проекте федерального закона «О ветеринарии», при участи ФАС России был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».
13 июля 2015 года Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» был подписан Президентом Российской Федерации.
Закон установил правовые основы:
- для внедрения электронной ветеринарной сертификации, которая будет осуществляться с использованием государственной информационной системы и на безвозмездной основе;
- для поведения лабораторных исследований не только лабораториями, находящимися в ведении государственных органов, но и иными аккредитованными лабораториями;
- для оформления ветеринарных сопроводительных документов частными специалистами.
Реализация указанных положений федерального закона позволит снизить существующие административные барьеры и связанные с ними издержки хозяйствующих субъектов при проведении ветеринарного контроля.
В настоящее время возобновлена работа по согласованию проекта федерального закона «О ветеринарии».