Разработка мер совершенствования системы субсидирования в сфере АПК, которые позволят обеспечить равный доступ сельхозтоваропроизводителей к предоставляемым субсидиям.

В 2015 ФАС России создана системы контроля за деятельностью органов государственной власти при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

С этой целью Приказом ФАС России от 08.10.2014 № 627/14 утвержден План мероприятий ФАС России по совершенствованию существующей системы субсидирования сельхозпроизводителей, направленного на обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий на период 2014-2015 годы.

В целях реализации указанного плана был проведен комплекс мер организационного и методического характера, включающий, в частности:

  • анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, регламентирующей порядок предоставления субсидий;
  • опрос органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью оценки доступности субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей и прозрачности процедуры их предоставления, по результатам которого подготовлена аналитическая записка;
  • участие представителей ФАС России в рабочих группах Минсельхоза России по совершенствованию системы субсидирования сельхозтоваропроизводителей;
  • проведение ФАС России и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок органов власти субъектов Российской Федерации;
  • координацию работы территориальных органов, направленной на выявление и пресечение нарушений АМЗ в данной сфере (проведение селекторных совещаний, подготовка поручений, оказание методической помощи);
  • подготовку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление субсидий;

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № ДМ-П11-4835 Федеральная антимонопольная служба письмом от 23.07.2014 № АГ/29649-ПР/14 в адрес Минсельхоза России предложила рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» (далее – Правила субсидирования), исходя из того, что право получения субсидии должно определяться соответствием объективным критериям, исключающим дискриминацию сельскохозяйственных товаропроизводителей, устанавливаемым на федеральном уровне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2015 г. № 48 в Правила субсидирования внесены изменения, в соответствии с которыми из Правил субсидирования исключены условия и критерии, в том числе показатели идентификации молока по содержанию в нем жира и белка, утвержденные приказом Минсельхоза России от 14.01.2013 № 8 «О мерах по реализации в 2013 году постановления правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370», при соблюдении которых данная субсидия предоставлялась, которые создавали коррупционно опасные и дискриминационные условия в отрасли.

Вместе тем, в соответствии с Правилами субсидирования в действующей редакции, сохранялось условие сортностимолока, а именно субсидии предоставляются на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и первого сорта и (или) козьего молока. В связи с этим продолжала оставаться актуальной проблема фальсификации сортности товарного молока ввиду отсутствия данных официальной статистики по объемам производства сырого молока определенного сорта (сортность сырого молока может быть определена только на перерабатывающем предприятии).

С учетом изложенного, в целях повышения эффективности системы субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, с точки зрения объективности предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, ФАС России внесла предложение рассмотреть вопросы о возможности осуществления контроля сортности молока, реализуемого сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также о целесообразности ведения статистического наблюдения за объемами производства и реализации сырого молока определенной сортности.

При этом, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 297 «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, допускались до 31 декабря 2015 года.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 126-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" с 1 января 2016 года признан утратившим силу Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», предусматривающий деление молока на сорта в зависимости от его показателей безопасности.

В связи с этим, для обеспечения возможности предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока после 1 января 2016 года заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо ускорить работу по внесению необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу с целью приведения ее в соответствие с законодательством Таможенного союза.

В 2015 годув рамках работы по совершенствованию системы субсидирования в сфере АПК ФАС России в установленном порядке рассматривала подготовленный Минсельхозом РоссииПроект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»(далее – проект постановления). Указанный проект постановления предусматривает внесение изменений в действующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в части установления ограниченного (исчерпывающего) перечня требований, предъявляемых к перечню документов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителями для получения государственной поддержки, а также сроков доведения средств до конечных получателей. Учитывая, что большинство замечаний ФАС России к проекту постановления были учтены при доработке документа, ФАС России после проведения согласительного совещания согласовала проект постановления.

Наши рекомендации