Внедрение административных регламентов по исполнению государственных услуг (функций) по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В рамках установленной компетенции контроля иностранных инвестиций ФАС России оказывались государственные услуги (функции) в соответствии с административными регламентами.

Обращений о разъяснении порядка исполнения государственных услуг (функций), а также жалоб на нарушение сотрудниками Управления контроля иностранных инвестиций установленных сроков/процедур исполнения государственных услуг (функций) в ФАС России в 2015 году в ФАС России не поступало;

Публичное освещение правового регулирования в Российской Федерации порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.

ФАС России в 2015 году было уделено внимание широкому освещению требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях и обсуждению вопросов, возникающих в правоприменении и толковании норм Закона № 57-ФЗ.

В частности, в 2015 году опубликовано несколько статей по данной тематике, в том числе «О некоторых вопросах регулирования притока инвестиционного капитала в стратегические хозяйственные общества» (информационно-аналитический журнал Евразийской Экономической Комиссии «Антимонопольная деятельность Евразийского Экономического союза», № 5 январь-июнь 2015 г.), «Закон сделки» («Российская газета» - спецвыпуск «Инвестиции» № 220 (6791) от 01.10.2015).

В ноябре 2015 года прошло обсуждение ФАС России с практикующими юристами – представителями Некоммерческого партнерства «Содействие и развитие конкуренции» поправок в Закон № 57-ФЗ, внесения изменений в Положение о Правительственной комиссии;

4) усиление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях.

В 2015 году ФАС России осуществлялась работа по предупреждению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях в судебном порядке (следует отметить пресечение нарушений в отношении ОАО «Астраханский порт», ООО «Морской специализированный порт «Витино», пресечение нарушений в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ООО «РОЛИЗ»), а также путем привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В период с 1 января по 31 декабря 2015 года ФАС России к административной ответственности привлечено 8 организаций, в том числе:

1 иностранное юридическое лицо за непредставление уведомлений (информации) в соответствии с Законом № 57-ФЗ;

6 юридических лиц за непредставление информации по требованию ФАС России;

1 общество за неуплату в срок административного штрафа.

В 2015 году в арбитражных судах было обжаловано 2 постановления о наложении штрафа, вынесенных ФАС России в 2014 году, которые были признаны законными. Таким образом, по итогам обжалования постановлений ФАС России о наложении штрафов сформирована положительная судебная практика.

Обеспечение антимонопольного контроля за действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с тем, чтобы не допустить ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ФАС России совместно с территориальными органами в рамках компетенции проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, включены говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокачанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Субъектами мониторинга, в соответствии с поручением ФАС России являются хозяйствующие субъекты, занимающие существенную долю на соответствующих товарных рынках, осуществляющие производство и/или оптовую реализацию включенных в перечень товаров.

Информация о результатах мониторинга и принятых мерах антимонопольного реагирования ежемесячно направляется в Минсельхоз России.

По результатам мониторинга при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5 % по отношению к предыдущему периоду) территориальным антимонопольным органам поручено обеспечить проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле.

За 2015 год территориальными органами ФАС России возбуждено и рассматривается 69 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

За нарушение норм статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции возбуждено 56 дела.

За нарушение норм статей Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) возбуждено 49 дел.

За 2015 год территориальными управлениями ФАС России на юридических и физических лиц наложен штраф на сумму более 170 000 000 рублей.

ФАС России реализуется широкий спектр мер, направленных на выявление нарушений антимонопольного законодательства при распределении и предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям.

В ходе проводимых мероприятий ФАС России выявлен целый ряд факторов, которые могут ограничивать доступ сельхозтоваропроизводителей к предоставляемым субсидиям и создавать дискриминационные условия для отдельных участников рынка, в частности:

- включение в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющих порядок предоставления субсидий, условий, которым должны удовлетворять получатели субсидий, избыточных требований, существенно ограничивающих их круг. Кроме того, через механизм предоставления субсидий путем установление дополнительных требований к получателям субсидий на уровне субъектов Российской Федерации решаются вопросы, не относящие к цели предоставления государственной поддержки, в частности погашение задолженностей по уплате налогов, арендной платы, процентов по кредитам и т.д.

- отсутствие единого и четкого подхода к процедуре формирования лимитов бюджетных ассигнований, выделяемых в субъектах Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства (в частности, на уровне регионов не осуществляется учет потенциальных получателей субсидий). Это приводит к превышению расчетной суммы субсидии над выделенными лимитами, что предопределяет высокую долю отказов в их предоставлении по причине исчерпания лимитов выделенных бюджетных средств (42,2 % от общего числа отказов). При этом в большинстве региональных нормативных правовых актах отсутствует регламентация процедуры распределения субсидий при превышении расчетной суммы субсидий над выделенными лимитами, что помимо рисков ограничения конкуренции, также содержит коррупционные риски;

- сложность и непрозрачность системы получения субсидий и подтверждения целевого их использования, требующей со стороны сельхозтоваропроизводителей предоставления большого количества документов, низкий уровень ее информационного обеспечения, что существенно затрудняет получение субсидий и контроль за их использованием.

По результатам проведенных мероприятий антимонопольными органами возбуждено, рассмотрено или находится на стадии обжалования более 50 дел о нарушении антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий.

Наши рекомендации