Общая характеристика состояния конкуренции, инициативы и предложения в газовой сфере

В результате анализа оптового рынка природного газа в Российской Федерации, реализуемого в границах Единой системы газоснабжения в России, за 2011-2014 гг., ФАС России было установлено, что указанный рынок является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой.

Доля группы лиц ПАО «Газпром» в течение исследуемого периода существенно превышала 50%, составляя 70,81% в 2011 г., 67,14% в 2012 г., 64,15% в 2013 г. и 59,40% в 2014 г.

Доли его ближайшего конкурента, ОАО «НОВАТЭК» в том же периоде составила, соответственно, 10,38% в 2011 г., 11,08% в 2012 г., 11,92% в 2013 г. и 12,18% в 2014 г.

В свою очередь, доля прочих хозяйствующих субъектов на рынке в исследуемый период не превышала 5%.

Принимая во внимание большой объем капитальных вложений, необходимых для создания нового хозяйствующего субъекта, занимающегося добычей и реализацией природного газа, а также учитывая наличие на указанном товарном рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, ограниченность его сбытового сегмента и другие барьеры, можно сделать вывод о том, что появление на оптовом рынке природного газа других крупных производителей в ближайшее время маловероятно.

Тенденции развития рынков топливно-энергетического комплекса в 2015-2016 гг., в части обострения конкуренции и снижения темпов экономического роста, приводит к сокращению объемов экспорта российского газа и снижению цен на него.

В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным направлением должно стать развитие внутреннего рынка газа Российской Федерации.

В целях решения этой задачи необходимо осуществить следующее:

- расширение газификации регионов и газозаправочной инфраструктуры, путем развития системы газоснабжения, реализации сжиженных углеводородных газов, сжиженного и компримированного природного газа;

- усовершенствование Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314;

- упрощение процедуры присоединения к газораспределительным сетям и строительства заводов по сжижению газа;

- изменение градостроительного законодательства (требования к проектной документации, экспертизе проектов и др.);

- снятие административных барьеров посредством использования процедуры административного обжалования в строительстве;

- изменение содержания региональной специальной надбавки, в части закрепления в ней строительства внутрипоселковых и внутриквартальных сетей.

Реализация указанных мероприятий должна быть закреплена в региональных программах развития конкуренции.

При этом ФАС России проводит работу по обеспечению равных условий доступа потребителей к газовой инфраструктуре России.

Так, ФАС России были разработаны проекты следующих нормативных правовых актов:

- постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № П9-9462 проект постановления направлен на доработку, в том числе, в связи с необходимостью урегулирования единым нормативным правовым документом вопросов доступа к магистральным газопроводам и к подземным хранилищам газа);

- постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по хранению газа».

Кроме того, с целью упрощения процедуры технологического присоединения к газораспределительным сетям и создания единой нормативной правовой основы, ФАС России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, Правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Необходимо отметить, что рынок услуг по технологическому присоединению является неотъемлемой частью рынка услуг по транспортировки газа по трубопроводам, и соответственно, нормативный правовой акт, регулирующий процедуру технологического присоединения к газораспределительным сетям должен быть в составе Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям (по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

Однако в июне 2015 года в ФАС России поступило поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича № АД-П9-4117 от 24.06.2015, в соответствии с пунктом 2 которого ФАС России надлежало внести в Правительство Российской Федерации проект постановления об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям без порядка подключения к ГРС, так как порядок подключения уже урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

Вместе с тем, ФАС России ведет работу по дальнейшему развитию конкуренции на рынке газа.

Так, в рамках исполнения протокола Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 04.07.2014 № А4-26-368, ФАС России была создана Рабочая группа по вопросам организованной торговли природным газом (далее – Рабочая группа), которой в течение нескольких месяцев был разработан и утвержден План мероприятий, направленный на развитие биржевой торговли природным газом.

В результате, первые биржевые торги газом на ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» состоялись 24 октября 2014 года.

Всего за период с октября по декабрь 2015 года были проведены четырнадцать сессий биржевых торгов природным газом с поставкой на месяц вперед. При этом общий объем проданного на биржевых торгах газа превысил к середине декабря 2015 года отметку в 7 157 млн куб. м., а количество покупателей увеличилось в 3 раза.

Кроме того, 26.10.2015 были проведены первые суточные торги природным газом, в которых приняли участие ПАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть».

К середине декабря 2015 года было проведено уже 11 торговых сессий, а общий объем проданного на них природного газа по состоянию на 11.12.2015 превысил 104 млн куб. м.

В настоящее время ФАС России совместно с участниками рынка природного газа разрабатывает предложения по организации торговли на бирже и регистрации на бирже внебиржевых контрактов на природный газ в экспортном направлении.

Кроме того, ФАС России планирует использовать ценовые индикаторы сопоставимых зарубежных рынков (NetBack), формируемые на основе наиболее крупных по объему торгов и наиболее ликвидных газовых спотовых центров европейских и североамериканских рынках (NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, NCG в Германии, Henry Hub в США).

Ценовой арбитраж между тремя перечисленными индексами сформирует индекс рыночной цены внутреннего рынка России, который позволит ориентировать цены на газ на рыночный уровень.

Расширение организованной торговли природным газом в Российской Федерации может облегчить переход к использованию рыночных механизмов при формировании цен на газ, и, в конечном итоге, к либерализации внутреннего рынка газа, благодаря которой станет возможным нарастить внутреннее потребление природного газа, уровень газификации в Российской Федерации и энергоэффективность российской экономики, а также не допустить консервации ресурсной базы независимых производителей газа.

В период 2016 – 2018 гг. предполагается провести работу по совершенствованию действующих механизмов регулирования тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям
и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с целью выработки подходов
к регулированию указанных тарифов с учетом необходимости обеспечения финансирования инвестиционной деятельности газораспределительных организаций при условии непревышения роста конечных цен над параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Наши рекомендации