Конкуренция в сфере пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления подвижного состава (в аренду) для осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Создание пригородных пассажирских компаний, осуществляющих перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в форме открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных органов власти было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384 «О программе структурной реформе на железнодорожном транспорте».

Совместно с органами местного самоуправления и ОАО «РЖД» созданы следующие пригородные пассажирские компании (ППК), осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении (на расстояние до 200 км):

Наименование Расположение Доля РЖД, %
ОАО «Алтай - Пригород» Барнаул
ОАО «Байкальская ППК» Иркутск
ОАО «Башкортостанская ППК» Уфа
ОАО «Волго-Вятская ППК» Нижний Новгород
ОАО «Волгоградтранспригород» Волгоград
ОАО «Забайкальская ППК» Чита
ОАО «Калининградская ППК» Калининград
ОАО «Краспригород» Красноярск
ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» Краснодар
ОАО «Кузбасс-пригород» Кемерово
ОАО «Московско-Тверская ППК» Тверь
ОАО «Омск-пригород» Омск
ОАО «Пассажирская компания «Сахалин» Южно-Сахалинск
ОАО «Пермская пригородная компания» Пермь
ОАО «Самарская ППК» Самара
ОАО «Саратовская ППК» Саратов
ОАО «Свердловская пригородная компания» Екатеринбург
ОАО «Северная ППК» Ярославль
ОАО «Северо-Западная ППК» Санкт-Петербург
ОАО «Северо-Кавказская ППК» Ростов-на-Дону
ОАО «Содружество» Казань
ОАО «Центральная ППК» Москва 25+1
ОАО «Черноземье» Воронеж 50,5
ОАО «Экспресс Приморья» Владивосток
ОАО «Экспресс-Пригород» Новосибирск

При создании пригородных пассажирских компаний передача в собственность подвижного состава данным хозяйствующим субъектам не осуществлена.

Таким образом, подвижной состав для перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Российской Федерации находится в собственности ОАО «РЖД».

Единственным продавцом на рынке услуг по предоставлению подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в исследуемый период является ОАО «РЖД».

Покупателями являются пригородные пассажирские компании.

Рынок предоставления подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении является монопольным рынком, ОАО «РЖД» на указанном рынке имеет долю 100 % и, соответственно, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

На протяжении ряда лет субъекты РФ отмечали необходимость урегулирования вопроса формирования цен на услуги по предоставлению подвижного состава в аренду, ремонта подвижного состава.

В целях стабилизации ситуации в пригородном пассажирском комплексе ФАС России разработана Методика расчета ставок платы за услуги ОАО «РЖД» по аренде подвижного состава, оказываемые пригородным пассажирским компаниям. В Методике закреплено, что на 2016 год индексация услуг, связанных с арендой подвижного состава учитывает Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов и составляет: аренда подвижного состава для пригородных железнодорожных перевозок – 7,4 %; управление и эксплуатация подвижного состава – 6,4 %. При этом рекомендованная индексация тарифов для пассажиров не должна превышать 10 % относительно уровня 2015 года. Соответствующая разница в индексации тарифов на услуги для пригородных пассажирских компаний и тарифов для населения должна бать направлена регионами на урегулирование задолженности.

В случае превышения данных параметров индексации УФАС необходимо анализировать ситуацию с учетом поддержки иных видов транспорта и принимать соответствующие меры антимонопольного законодательства.

В целях своевременного принятия тарифных решений для пригородных пассажирских перевозок ФАС России проводился еженедельный мониторинг тарифных решений, принимаемых региональными органами регулирования. Указанное позволило принять 95 из 96 решений к 15.12.2015.

Тарифная кампания на 2016 год в целом завершена успешно.

Вместе с тем, работа в части совершенствования тарифообразования только началась. Планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, направленных на совершенствование тарифной политики в сфере перевозок пассажиров в дальнем следовании, пригородном сообщении; анализ/совершенствование и расширение полигона пилотного проекта «динамическое ценообразование», при наличии положительной практики применения.

В 2015 году комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО «РЖД» было признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем создания неравных условий предоставления подвижного состава для пригородных пассажирских железнодорожных перевозок для лиц, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» выдано предписание о предупреждении создания дискриминационных условий путем выполнения экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания, в части оказания услуг на рынке предоставления моторвагонного подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации для хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц (аффилированные лица) ОАО «РЖД», и для хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», а именно:

- разработать регламент предоставления хозяйствующим субъектам, входящим и не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», услуг инфраструктуры и услуг предоставления моторвагонного подвижного состава в пользование для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, на территории Российской Федерации на недискриминационных условиях.

- разработать регламент предъявления к хозяйствующим субъектам, входящим и не входящим в группу лиц ОАО «РЖД», исковых требований в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и/или направления уведомлений для погашения их дебиторской задолженности по договорам оказания услуг инфраструктуры и услуг предоставления моторвагонного подвижного состава в пользование для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, с указанием специальных параметров и/или критериев оценки соотношения дебиторской задолженности хозяйствующего субъекта к вагоно-километровой работе на недискриминационных условиях.

Подобные регламенты, по мнению ФАС России, будут способствовать заключению договоров на услуги инфраструктуры и услуги предоставления моторвагонного подвижного состава в пользование для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, на территории Российской Федерации на недискриминационной основе.

Наши рекомендации