Рентгенологическое исследование органов грудной полости
Общие вопросы методики рентгенологического исследования органов грудной полости у детей.
В клинической диагностике первичного туберкулеза у детей рентгенологический метод исследования является основным и ведущем в выявлении характера морфологических изменений, уточнении протяженности поражения и позволяет проследить за течением и исходом процесса.
При исследовании детей, больных туберкулезом, основным методом исследования является рентгенография. Рентгеноскопия используется для уточнения топографической картины, для выявления функционального состояния органов - сердца, диафрагмы, ребер, а также при выборе оптимальной проекции. Дети школьного возраста рентгенологически исследуются аналогично взрослым. Снимки грудной полости, как правило, делаются в вертикальном положении в двух взаимно перпендикулярных проекциях- передней и боковой. Исследования может быть дополнено рентгенограммами в косых и других проекциях. Для решения вопросов о нормальном или патологическом состоянии органов грудной полости на рентгеновских снимках следует зафиксировать фазу вдоха.
РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Рентгеноанотомическая характеристика. Номограмма.
Структура ребер должна контурироваться, 5 позвонков просматриваться, остальные слегка видны, задние отрезки ребер слегка прослеживаться через тень сердца.
2.Рентгено -скиалогический анализ:
А. Где (в костях, в плевре, в средостении, в легких)
Б. Характеристика процесса:
Затемнение - очаг (величина не более 1 см)
- фокус - соответствующий анатомической структуре легкого (сегменту, доле)
- участок
- полость
Просветление - вздутие (не имеющее ограничения)
Форма - правильная
- неправильная
Величина затемнения - полость (размер, в см или сегмент доля)
интенсивность - малая интенсивность (через затемнение виден продольный ход сосудов)
- средняя интенсивность (через затемнения видно поперечное сечение сосудов)
- интенсивное (сосуды не видны)
Гомогенность - гомогенное, негомогеноое (очаговое)
линейность,полости - линейные, которые могут быть:
Контуры правильные, вогнутые, выпуклые, звездчатые
Связь с корнем и реакция корня
Рентгено-клинический анализ
Сравнение клиники с морфологическими и рентгенологическими данными.
Клинико-реитгенологический динамический принцип
Изучение динамики по протоколам.
5.Написание протокола и заключение
а) топография
б) рентгено-функциональные особенности
в) динамические изменения
г) предсказать тенденцию процесса
6. Хронологическая карта занятия:
№ темы | Содержание раздела | Вид деятельности студентов | Время, мин. |
Классификация туберкулёза | дискуссия, тесты | ||
Рентгенологическая диагностика туберкулёза | опрос | ||
Рентгенологическая диагностика туберкулёза | мозговой штурм | ||
Решение ситуационных задач, тесты |
7. Контролирующие материалы:
1. Укажите принцип, определяющий последовательность перечисления клинических форм туберкулеза в классификации:
1) морфологический;
2) клинико-рентгенологический;
3) патогенетический;
4) активности туберкулезного процесса;
5) бактериологический.
2. В перечне основных разделов клинической классификации укажите один неверный ответ:
1) клиническая форма туберкулеза;
2) туберкулез органов дыхания;
3) характеристика туберкулезного процесса;
4) остаточные изменения после излеченного туберкулеза;
5) осложнения туберкулеза.
3. Перечислите фазы активного туберкулезного процесса:
1) инфильтрация, распад, обсеменение;
2) рассасывание, уплотнение;
3) рубцевание, обызвествление;
4) рассасывание, распад, уплотнение;
5) инфильтрация, распад, обызвествление.
4. К остаточным изменениям после излеченного туберкулеза относится все, кроме:
1) фиброзные изменения;
2) кальцинаты в легких;
3) кальцинаты в лимфоузлах;
4) цирроз;
5) свищи.
5. Назовите раздел клинической классификации, в который внесены изменения в 1994 году:
1) клинические формы в группе «туберкулез органов дыхания;
2) клинические формы в группе «туберкулез других органов и систем»;
3) характеристика туберкулезного процесса;
4) осложнения туберкулеза;
5) остаточные изменения туберкулезного процесса.