Рентгенологическое исследование органов грудной полости

Общие вопросы методики рентгенологического исследования органов грудной полости у детей.

В клинической диагностике первичного туберкулеза у детей рентгенологический метод исследования является основным и ведущем в выявлении характера морфологических изменений, уточнении протяженности поражения и позволяет проследить за течением и исходом процесса.

При исследовании детей, больных туберкулезом, основным методом исследования является рентгенография. Рентгеноскопия используется для уточнения топографической картины, для выявления функционального состояния органов - сердца, диафрагмы, ребер, а также при выборе оптимальной проекции. Дети школьного возраста рентгенологически исследуются аналогично взрослым. Снимки грудной полости, как правило, делаются в вертикальном положении в двух взаимно перпендикулярных проекциях- передней и боковой. Исследования может быть дополнено рентгенограммами в косых и других проекциях. Для решения вопросов о нормальном или патологическом состоянии органов грудной полости на рентгеновских снимках следует зафиксировать фазу вдоха.

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Рентгеноанотомическая характеристика. Номограмма.

Структура ребер должна контурироваться, 5 позвонков просматриваться, остальные слегка видны, задние отрезки ребер слегка прослеживаться через тень сердца.

2.Рентгено -скиалогический анализ:

А. Где (в костях, в плевре, в средостении, в легких)

Б. Характеристика процесса:

Затемнение - очаг (величина не более 1 см)

- фокус - соответствующий анатомической структуре легкого (сегменту, доле)

- участок

- полость

Просветление - вздутие (не имеющее ограничения)

Форма - правильная

- неправильная

Величина затемнения - полость (размер, в см или сегмент доля)

интенсивность - малая интенсивность (через затемнение виден продольный ход сосудов)

- средняя интенсивность (через затемнения видно поперечное сечение сосудов)

- интенсивное (сосуды не видны)

Гомогенность - гомогенное, негомогеноое (очаговое)

линейность,полости - линейные, которые могут быть:

Контуры правильные, вогнутые, выпуклые, звездчатые

Связь с корнем и реакция корня

Рентгено-клинический анализ

Сравнение клиники с морфологическими и рентгенологическими данными.

Клинико-реитгенологический динамический принцип

Изучение динамики по протоколам.

5.Написание протокола и заключение

а) топография

б) рентгено-функциональные особенности

в) динамические изменения

г) предсказать тенденцию процесса

6. Хронологическая карта занятия:

№ темы Содержание раздела Вид деятельности студентов Время, мин.
Классификация туберкулёза дискуссия, тесты
Рентгенологическая диагностика туберкулёза опрос
Рентгенологическая диагностика туберкулёза мозговой штурм
  Решение ситуационных задач, тесты

7. Контролирующие материалы:

1. Укажите принцип, определяющий последовательность перечисления клинических форм туберкулеза в классификации:

1) морфологический;

2) клинико-рентгенологический;

3) патогенетический;

4) активности туберкулезного процесса;

5) бактериологический.

2. В перечне основных разделов клинической классификации укажите один неверный ответ:

1) клиническая форма туберкулеза;

2) туберкулез органов дыхания;

3) характеристика туберкулезного процесса;

4) остаточные изменения после излеченного туберкулеза;

5) осложнения туберкулеза.

3. Перечислите фазы активного туберкулезного процесса:

1) инфильтрация, распад, обсеменение;

2) рассасывание, уплотнение;

3) рубцевание, обызвествление;

4) рассасывание, распад, уплотнение;

5) инфильтрация, распад, обызвествление.

4. К остаточным изменениям после излеченного туберкулеза относится все, кроме:

1) фиброзные изменения;

2) кальцинаты в легких;

3) кальцинаты в лимфоузлах;

4) цирроз;

5) свищи.

5. Назовите раздел клинической классификации, в который внесены изменения в 1994 году:

1) клинические формы в группе «туберкулез органов дыхания;

2) клинические формы в группе «туберкулез других органов и систем»;

3) характеристика туберкулезного процесса;

4) осложнения туберкулеза;

5) остаточные изменения туберкулезного процесса.

Наши рекомендации