Мысли, связанные действием на ум Сверхдуши

Подробнее о Сверхдуше мы поговорим ниже. Сверхдуша -это представительство Верховной Личности Бога, находящееся в области сердца. Ее можно увидеть только духовным зрением или, другими словами, с помощью безгрешного ума и чистых чувств. Сверхдуша даёт понимание истины нашему разуму, который, слушая её приказ, показывает уму правильное понимание вещей. Она проявляется в нашем уме как совесть, предвидение, озарение, интуиция, внутренний голос (который, однако, не всегда является проявлением Сверхдуши), Все открытия, пророческие сны, прозрение и предвидение событий вызваны влиянием Сверхдуши на наш ум. Мысли, которые

С помощью служения Богу из жизни в жизнь, на благо всех живых существ, человек обретает чистоту сознания, а не с по­мощью дешевых инициации местных факиров.

Развитие духовного знания

• Духовное

Быть смиренным слугой чистого преданного Бога и на этом пути достичь совершенства. Знание о душе отличать дух от материи, знание о духовном мире, знание о Боге и взаимоотношениях с Ним.

• В благости

Соблюдать все принципы цивилизованной жизни и изучать священные писания под грамотным руководством. Знание в благости и её преимуществ по сравнению со страстью и невежеством.

• В страсти

Изучать всё, что попадётся на глаза без разбора и считать всё это духовным знанием только потому, что кто-то так сказал. Изучать так называемое духовное знание с целью господства над материальной природой и людьми.

• В невежестве

Развитие духовного знания в невежестве - это изучать духовное знание, но при этом полностью игнорировать все принципы н правила, которые оно проповедует. Такое знание ложное, по сути, иллюзорное, ошибочное, не авторитетное.

Только с помощью развития духовного знания человек становится настоящим учителем для всех, а не с помощью педагогического диплома.

Пожертвования

• Духовные

Совершённые как служение Богу, во имя духовного прог­ресса, с произнесением священных слогов ом, тат, cam.

26

• В благости

Делаются из чувства долга, а не для того, чтобы получить что-либо взамен. Они совершаются в надлежащее время в надлежащем месте, даются достойному человеку.

•В страсти

Пожертвования, совершённые для того, чтобы получить что-либо взамен, насладиться плодами своего труда, сделанные неохотно.

• В невежестве

Совершённые в нечистом (осквернённом) месте в неподходящее время, отданные недостойным людям, сделанные без должного внимания, уважения достойному человеку.

Благотворительность, а не хапужничество делает человека по настоящему богатым как духовно, так и материально.

Самоконтроль

Духовный

Самоконтроль означает, что человек не должен принимать - ничего, что отклоняет его от пути преданного служения Богу.Он должен иметь привычку отвергать всё, что против пути духовного прогресса. Духовный самоконтроль всегда означает йогу - связь с Всевышним Господом.

В благости.

Не погружаться в наслаждение своих чувств больше, чем необходимо. Надо выполнять свой долг в спокойном состоянии ума, отбросив все мысли об успехе и неудаче.

В страсти

Заниматься физическими упражнениями, йогой с целью наслаждаться сильным и здоровым телом, стремиться к овладению сверхспособностей с целью иметь славу и господство над другими людьми.

В невежестве

Удерживать себя в состоянии гнева, ненависти, совершать аскезы с целью навредить.

• Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

• Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

• Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.

Влияние познающих и деятельных чувств на мышление

Существует десять типов мышления. Все они находятся в прямой зависимости от преобладающего влияния на ум одного из пяти чувств познания или одного из пяти видов деятельности:

• Слуховое мышление - в уме всплывают какие-либо слуховые образы.

• Тактильное мышление - в уме возникают различные ощущения прикосновения.

• Зрительное мышление- в .уме вспыхивают различные образы.

• Вкусовое мышление - в уме возникают различные вкусы.

• Обонятельное мышление - в уме появляются различные запахи.

• Речевое мышление - размышление в словесной форме

• Мышление, связанное с движением рук, - чаще всего какая-то профессиональная деятельность.

• Мышление, связанное с движением ног, - например, мысли о том,, как быстрее пробежать.

• Мышление, связанное с актом дефекации, - например. при разных нарушениях этого процесса.

• Мышление, связанное с половым актом.

в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.

Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели.Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.

Две функции мышления

Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

• Приятие

• Неприятие

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

• Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

Самообладание делает человека привлекательным и уважаемым всеми, а не изысканная одежда.

Жертвоприношения

• Духовные

Воспевание Святого Имени Господа.

• В благости

Сделанные из чувства долга, без желания выгоды и плодов

своего труда.

• В страсти

Сделанные с желанием выгоды и плодов своего труда

• В невежестве

Сделанные в оскорбительном умонастроении, без знания о последствиях, которые, несомненно, принесут один только вред.

Совершением предписанного в наш век жертвоприношения - повторением Святых Имён Бога, человек выполняет свой жизненный долг,а, не отдавая все свои силы и средства на обустройство жизни своих детей.

Изучение священных писаний

• Духовное

Делается под руководством духовного учителя с одной лишь целью развить в себе любовь к Богу.

• В благости

Проводится с целью научиться правильно выполнять свои обязанности и постепенно очистить своё сознание.

• В страсти

Те, кто изучают священные писания в страсти, всегда противопоставляют это знание всем другим и сеют, таким образом, религиозную вражду,

• В невежестве

Духовное знание изучается без должного руководства, без соблюдения духовных принципов и всё это сопровождает­ся созданием своих собственных теорий и идей, не под­креплённых духовными авторитетами.

Практическое знание священных писаний делает по-настоящему ученым, а не ученая степень.

Аскезы

Духовные

Это добровольные лишения, которые совершаются с целью достижения Всевышнего

• В благости

Это аскезы тела, ума и речи, которые совершаются с целью очищения сознания:

• В страсти

Совершение различных усилий для достижения,каких-томатериальных успехов.

• В невежестве

Добровольные лишения, которые наносят вред телу или окружающим людям и приводят человека к деградации сознания. Всё это делается из-за каких-то глупых идей,

С помощью аскезы человек получает возможность достичь всего, что он пожелает на белом свете, а не с помощью связей, однако только духовные-аскезы и аскезы в благости приносят человеку счастье.

Простота

• Духовная

Стать простым преданным Господа,

• В благости

Не заниматься политикой, не лицемерить, быть. открытым к истине.

• В страсти

Выглядеть просто, с целью завоевать довериеили выгоду.

• В невежестве

Просто доверчивость и глупость.

Недвуличная простота, а не спесь знаменитого учёного признак истинной мудрости.

Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возни­кающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек 'способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.

Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества .страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти,

Четыре типа мышления

Мышление происходит в уме. .Существует четыре типа мышления:

§ Духовное мышление

§ Мышление в благости

§ Мышление в страсти

§ Мышление в невежестве

Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и стано­вится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. Нанего оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям.Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.

Ненасилие

• Духовное

Человек должен стараться изо всех сил распространять истинное знание людям, делая это так, чтобы они стали прос­ветлёнными и оставили идею чрезмерного стремления к. материальным наслаждениям. Обладающий таким знанием и не желающий его распространять совершает насилие.

• В благости

Человек не должен делать ничего, что причинит другим страдания или затруднения.

• В страсти

Защита собак, кошек, морских свинок, с постоянным убийством коров.

• В невежестве

Попытка оградить человека от духовного знания, якобы насильно навязываемого ему со стороны.

Отказ от мясной и рыбной пищи является истинным нена­силием, а не участие в движении по защите собак и кошек. Однако, по большому счёту, ненасилие - это проповедь духов­ного знания тем, кто погряз в невежестве.

Правдивость

• Духовная

Человек должен знать, что есть абсолютная истина, заниматься проповедью, понимать, что мы душа, дейст­вовать по плану Бога.

• В благости

Правдивость означает, что факты необходимо представлять такими, какими они являются, для блага других.

• В страсти

Говорить правду только в том случае, если это выгодно.

• В невежестве

Говорить правду с желанием задеть самолюбие человека, . понимать под правдой то, что выгодно в ущерб другим.

Давать людям истинное знание о душе - вот что является настоящей правдивостью, а не показ без ограничений по телевидению разврата и насилия.

Свобода от гнева

• Духовная

Стать смиренным слугой Господа. :

• В благости

Основываясь на священных писаниях, культивировать в себе негневливость.

• В страсти

Сдерживать гнев внутри.

• В невежестве

Сдерживать чувства с целью совершить зло.

Истинное отсутствие гнева проявляется в добром отноше­нии к близким и родственникам, а не в мягкой дежурной улыбке на работе. Однако, не став совершенным слугой Бога, полнос­тью освободиться от гнева не сможет никто в этой вселенной, таково утверждение Вед.

Самоотречение

• Духовное

Достичь истинного самоотречения, значит всегда помнить о том,что мы являемся частицами Верховного Господа и потому, не имеем права наслаждаться результатами своего труда- Поскольку мы - частицы Всевышнего Господа, плоды нашей деятельности принадлежат Ему и никому другому

• В благости

Человек должен постоянно делать то, что помогает ему в

духовном прогрессе, и отвергатьвсё то, что мешает ему

- заниматься самоосознанием.

• В страсти

Отрекаться с целью достичь райских наслаждений.

Мышление

Мышление - это сложный процесс, в котором участвуют

§ ум

§ разум

§ ложное эго

§ чувства

§ желания

§ память

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

§ • душе

§ • Сверхдуше,

Большое влияние нанаше мышление оказывают силы:

§ • Благости

§ • страсти

§ • невежества

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависитот наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

он погружается в самадхи или полный транс. Это описано в

"Бхагавад Гите" (8.12):

"Йог должен прекратить всякую .чувственную деятельность. Закрыв врата чувств и сосредоточив ум на Сверхдушу в сердце, а жизненный воздух - в верхней части головы, он погружается в состояние транса"

Чистому от грехов преданному Господа совсем не нужно думать о пране, просто повторяя Святые Имена Бога, он достигает высшего духовного блаженства или, другими словами, состояния самадхи. В момент смерти йог сознательно направляет прану в межбровье, а ум концентрирует на Господе, Сосредоточившись таким образом он после смерти достигает духовного мира. Это описано в "Бхагавад Гите " (8.10):

"Toт, кто в момент смерти сосредотачивает жизненный воздух в межбровьи и опираясь на ум окрепший в занятиях йогой, с любовью и преданностью думает о Верховном Господе, непременно достигнет Верховной Личности Бога".

Тех же самых вершин в наш век деградации, или, языком Вед, Кали-Югу легче всего достигнуть регулярным повторением с любовью и преданностью СвятыхИмён Господа. При этом все процессы движения праны, приводящие человека к освобождению от материального существования, происходят автоматически. Теперь подробнее остановимся на разных видах деятельности ума. Существует три вида деятельности ума:

§ мышление

§ эмоции

§ желания

В невежестве

Внешнее отречение. Действовать как отречённый монах, внутренне постоянно концентрируясь на чувственных наслаждениях. Выдавать себя за отречённого, продолжая нарушать принципы духовной жизни.

Настоящее отречение - это бескорыстное использование денег, славы, и имущества в служении Богу на благо всем, а не быть нищим попрошайкой.

Умиротворение

• Духовное

Тот, кто постиг Господа - достигает умиротворения.

• В благости

Умиротворение - это наслаждение миром в самом себе.

• В страсти

Человек становится умиротворённым, испытывая времен­ное материальное счастье.

• В невежестве

Испытывает умиротворение под действием сна, одурманивающих веществ, плотского удовольствия, в ущерб самоосознанию.

Воистину умиротворен тот, кто отказался от славы, богатст­ва и женщин, а не тот, кто делает умиротворённый вид с целью получения почестей, денег от своих последователей и ласковых улыбок противоположного пола.

Отсутствие критицизма

• Духовное

Видеть во всех духовную природу и одинаково с любовью относится ко всем живым существам.

• В благости

Смотреть на всех людей глазами священных писаний и пытаться помочь всем выбрать правильный путь. Никогда не осуждать человека без его присутствия, не заниматься

сплетнями. Все замечания делать только с добротой в сердце и со смирением, только в тех случаях, когда это замечание уместно.

• В страсти

Прослыть вселюбящим человеком с целью сделать себе репутацию и хорошую карьеру. Критиковать всех, кроме своих друзей.

• В невежестве

Закрывать глаза на беззаконие с целью избежать неприят­ностей.

Тот, кто видит душу в каждом и всех считает своими братьями, достигает способности не критиковать."

Сострадание

Духовное

ПреданныйБога проявляет сострадание к тем убогим душам, которые лишены духовного знания, и просвещает их, чтобы помочь обрести духовное знание.

В благости

По мнению прославленных своим великодушием святых, тот, кто испытывает боль при виде чужих страданий и радуется чужому счастью - тот обладает состраданием и исповедует вечные запреты религии..

В страсти

Проявлять жалость только к близким людям и не замечать страданий всех остальных. •

В невежестве

Привязывать человека к порочной деятельности, из-за "невежества думая, что ему это поможет.

По настоящему сострадателен тот, кто открывает людям знание, которое делает их счастливыми, а не тот, кто с сочувст­вием кивает головой.

Таким образом, мы живем исключительно внутри своего ума. Поэтому, если мы совершаем плохие поступки, то вследствие осквернённости ума восприятие мира сильно меняется. Так для очищения себя от грехов поневоле приходится окунаться в пучину страданий.

Например, разберём, как взаимодействие между умом и праной связано с нашими поступками.

Тонкое тело ума распределяет прану по нашему организму не всегда одинаково. Это зависит от образа жизни и мировоз­зрения человека. Так, например, в зависимости от мировоззре­ния человека бывает преобладание концентрации праны в верхних психических центрах, средних или в нижних,

•Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, в основном концентрируется в голове и в области сердца, то такого человека называют благостным.

•Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сильно сосредоточена в области живота, то человек склонен к страсти.

•И если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сконцентрирована в основном в нижних центрах, то человек имеет грязный ум, грязные помыслы и находится в невежестве.

Также существуют люди, которые, полностью очистив от грехов все свои чувства, направляют ум на постижение своей духовной природы- Когда человек достиг совершенства, его ум полностью успокаивается и становится похожим на чистое. прозрачное, тихое озеро. В таком состоянии вся деятельность ума такого человека становится духовной, и внешне она не видна. Со стороны он может выглядеть как обычный человек, хотя в глубине своего существа он в сотни и тысячи раз более активен, чем многие из нас. Такое состояние называется трансом. В состоянии транса йог, достигший совершенства, направляет все чувства внутрь себя, сосредотачивает прану в области макушки, ум же концентрирует в области сердца. Так

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМА

Деятельность ума сильно связана с функциями:

• чувств

• праны * нервной системы

• физиологическимипроцессами в организме

а также с активностью:

• разума

• ложного эго

Однако без присутствия

• души

• Сверхдуши

функционирование, а тем более существование тонкого тела ума вообще невозможно На всех этих уровнях нашего сознания деятельность ума имеет важное значение. Недаром Веды утверждают, что мы живём в своём уме. Действительно:

• Мы воспринимаем окружающий мир через чувства познания (слух, осязание, зрение, обоняние и вкус), которые являются атрибутами ума.

• Мы действуем в окружающем нас мире с помощью органа речи, рук, ног, ануса и гениталий, активность которых также зависит от ума.

• За внутреннее восприятие, например, нашего организма, отвечает сам ум, работая в этом случае как шестое (и главное) чувство.

ЗЗ

Свобода от алчности

Духовная

Быть жадным до духовного знания и не иметь интересами к чему другому.

• В благости

Не иметь личного интереса к чужой собственности, чужим

женам и чужой славе.

• В страсти

Делать бескорыстный вид, думая при этом только о личной : выгоде, приобретениях и славе.

• В невежестве

Бесхозяйственность по отношению к чужой собственности, влекущее за собой воровство, грабёж и попусти­тельство.

Можно раздавать множество богатств и оставаться при этом жадным. Но тот, кто отдает людям своё самое сокровенное знание и делает это не с целью почёта, наживы и хорошей судьбы, а просто из душевного порыва, он действительно победил в себе корысть.

Доброта

• Духовная

Человек одинаково добр: к святому, простому человеку, падшему человеку, животному, растению.

• В благости

Бескорыстное желание творить добрые дела, нежелание творить зло

• В страсти

Быть более добрым к своим родственникам и близким, чем ко всем остальным, сентиментальная доброта.

• В невежестве

Быть добрым только в результате сильного испуга или потрясения и быстро менять свои добрые чувства на прямо противоположные в силу обстоятельств.

По-настоящему добр тот, кто умеет сказать человеку ровно -столько истинного знания, сколько тот может понять, а не тот, кто прослыл добрым видом

Смиренность

• Духовная

Стать смиренным слугой Бога и Его преданных -

• В благости

Воспитывать в себе смиренность в соответствии с предпи­саниями священных писаний.

• В страсти

Смиренность подчинённого карьериста.

• В невежестве

Делать вид смиренного человека, гордясь своим поло­жением.

По настоящему смирен тот,кто остаётся смиренным, будучи знаменит и обладая всей властью, а не тот; кто пытается быть смиренным, чтобы добиться всего этого.

Решимость

• Духовная

Решимость, которая приводит к чистому преданному служению богу

• В благости

Решимость, которая ведёт к отречению, знанию, изучению священных писаний.

• В страсти

Чрезмерная решимость в достижении материальных благ.

• В невежестве

Решимость наслаждать свои чувства, жить ради собствен­ного удовольствия.

Настоящая решимость проявляется в человеке, когда он отказывается от излишней половой жизни с целью самоосознания, но не в способности решительно покорять противопо­ложный пол.

Итак, необходимо научиться понимать разницу между злобой и наказанием. Если мы имеем полномочия кого-то наказать, то в случае его вины надо это сделать, но только с целью помочь человеку. При таком подходе, даже наказывая кого-то, в сердце остаётся доброе отношение к нему. Итак, доброта - это критерий правильного поведения. Если же появилась ненависть, то судьба возьмётся уже не только за обидчика, но и за нас- Ненависть, злость, зависть и обида - все они являются камнем преткновения для счастливой жизни. Не пытаясь осознать этого, мы подвергаем себя величайшей опасности, так как подобные эмоции ведут к деградации сознания и плохой судьбе. В результате, мы портим отношения не только с нашим обидчиком, но также со всем своим окружением. Кроме того, в результате такого поведения появляется сильная предрасположенность к онкологическим заболеваниям и аутоиммунным процессам в организме.

Точно также, как плавающий ледяной айсберг обречён затонуть, человек, который в глубине души долгое время злится, обижается и завидует, независимо от того считает он себя правым или нет, он неминуемо разрушает все свои хорошие качества характера. Изучение законов кармы, природы тонкого тела и души помогает освободиться от этой привычки, но только в том случае, если это знание будет применяться на практике.

Сдержанность в невежестве

Способность копить гнев, ненависть и зависть - это сдержанность в невежестве. Удивительно, что каждый человек, злящийся на кого-то другого, всегда считает, что имеетна это основания. Однако, в действительности всё наоборот. Когда мы копим гнев, ненависть и зависть то постепенно становимся похожими на змею, которая копит свой яд.

ВОПРОС: Если я правильно понял, выходит, что не нужно злиться даже на того, кто очень плохо себя ведёт и портит жизнь' окружающим его людям?

ОТВЕТ: Да, действительно, я это и имел ввиду, С первого взгляда кажется, что нужно наказать обидчика. Это справедливо, но нужно разобраться, что будет для него являться наказанием.

• В гневе мы часто не понимаем, что судьба всегда сама его накажет. Однако, культивируя в себе злобу, мы наказываем прежде всего самих себя. Кроме того, если долгое время испы­тывать ненависть по отношению к какому-то человеку, то он, как ни странно, всё больше и больше убеждается в необходи­мости продолжать поступать плохо. В результате отношения

• постепенно портятся и часто становятся просто невыносимыми, С другой стороны, опыт показывает, что если набраться сил и простить, то постепенно виновник начинает понимать, что он был неправ. Кроме того, подумайте пожалуйста об интересном парадоксе. Мы, испытывая ненависть к другому человеку, считаем, что поступаем справедливо. Однако, именно его пло­хое отношение к нам и послужило причиной наших отрица­тельных эмоций Таким образом, ненавидя, мы ведём себя точно также, но при этом считая себя во всём абсолютно правыми. Почему бы нашему обидчику в какой-то момент также не начать считать себя правым, Так обычно с ним и бывает. Согласитесь, что, культивируя в себе ненависть, мы, по отношению к нему, тоже ведём себя не очень хорошо? Оказывается, что большинст­во войн на Земле происходят по причине отсутствия правиль­ного понимания, как реагировать на чужую жестокость.

Целеустремлённость

• Духовная

Способность устремить всё своё существование к Богу

• В благости

Целеустремленность в изучении священных писаний.

• В страсти

Целеустремлённость в материальных достижениях,

• В невежестве

Целеустремлённость к тому, что приводит к деградации (наркотики, проституция, насилие).

Настоящая целеустремлённость - это устремлённость к той цели, которая приводит в духовный мир, где нет смерти, старос­ти и болезней, а не устремлённость стать лучшим в чём-либо.

Прощение

• Духовное

Он прощает всех, кроме оскорбителей Господа и Его преданных.

• В благости

Взращивает в себе всепрощение в соответствии со священными писаниями.

• В страсти

Обещает простить, если от этого будет какая-то выгода

В невежестве

Прощать не из-за культивирования всепрощения, а из-за. слабости сердца.

Человек широкой души, даже порицая, не обвиняет, а хочет помочь. Малодушный человек, даже сказав сто раз, что простил,

всё равно держит зло.

Стойкость

• Духовная

Твёрдая вера в Бога и непоколебимая преданность Ему.

• В благости

Непоколебимая решимость, неотступно поддерживаемая практикой йоги, которая таким образом контролирует деятельность ума, жизни и чувств, есть стойкость в добро­детели

• В страсти

Та стойкость, с которой человек устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения, имеет природу страсти.

• В невежестве

Стойкость, которая не. помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения, такая глупая стойкость принадлежит к невежеству.

Стать чемпионом олимпиады, но не победить в себе гордость - это не показатель стойкости. По-настоящему стоек тот, кто победил свой эгоизм.

Внешняя чистота

• Духовная

Духовная чистота делает человека чистым. Даже если он не соблюдает все правила чистоты, его тело всегда источает аромат.

• В благости

Ежедневная уборка помещения и постоянное содержание тела в чистоте.

• В страсти

Демонстративно создавать чистый и привлекательный вид тела и квартиры, используя различные ароматизаторы.

• В невежестве

Надевать чистую одежду на грязное, немытое тело.

Чист снаружи тот, кто способен чисто убирать своё жильё и совершать полное омовение каждый день, а не тот, кто носит чистую одежду на грязном теле и держит гувернантку.

• Повторяя Святые Имена Бога и развивая в себе любовь к Богу, человек достигает способности контролировать позывы гениталий.

Самоконтроль начинается с контроля языка, и постепенно человек обретает твёрдость разума, достаточную для того, чтобы контролировать гениталии. Развив в себе эти три способности, человек становится невозмутимым мудрецом.

Сдержанность в страсти

Часто можно видеть, как для приобретения, например, всё той же машины, человек способен держать себя и всю свою семью впроголодь несколько лет. Однако, таким путём он не увеличивает сдержанность в себе и членах своей семьи, а наоборот, уменьшает её. Чувства всех родственников тоже ждут удовлетворения. Поэтому, когда покупается эта долгожданная машина, вдруг неожиданно начинаются ссоры. Каждый в семье имеет свои индивидуальные потребности. Когда семья живёт в состоянии страсти, то все потребности направлены на какие-то материальные приобретения. Так как покупка машины не решает проблему неудовлетворённых чувств для всех родственников, то в семье неминуемо портятся отношения.

Поэтому следует знать, что нужно желать только те вещи, приобретение которых не требует чрезмерных усилий. Другими словами, все покупки должны быть в строгом соответствии с бюджетом семьи. Если в семье культивируется одно лишь стрем­ление к материальным приобретениям, то всегда будет возни­кать желание покупать как можно больше вещей. В результате придется заниматься бесполезными ограничениями, приводящими к ссорам. Если же в семье культивируются духовные инте­ресы, то подобных проблем никогда не возникает. Сдержан­ность в страсти приводит к нервному истощению и конфликтам.

Сдержанность

Взаимодействуя с тонким элементом земли, ум получает способность быть сдержанным. Тонкий элемент земли несёт в себе потенцию стабильности. Поэтому каждый человек, в зависимости от своих прошлых поступков, с рождения получает тот или иной потенциал сдержанности. Его можно постепенно развить, культивируя в себе сдержанность в благости.

• Сдержанность в благости - это способность контролиро­вать позывы языка, желудка и гениталий.

• Сдержанность в страсти - способность ограничивать себя во всём ради приобретения какого-то материального блага. • Сдержанность в невежестве - это способность постоянно

хранить в себе ненависть, злобу и зависть.

Сдержанность в благости

Человек, который способен контролировать язык(неразговаривать попусту и не стремиться к излишне роскошной пище), желудок (не переедать) и гениталии (не растрачивать попусту свою половую энергию), способен достичь высот в самоосознании и стать наставником. Согласно Ведам, такой человек, получив духовное знание от истинного духовного учителя (того, кто находится в цепи ученической преемственности, указанной Ведами), имеет квалификацию обучить духовному знанию всех, кто будет выполнять его наставления.

• Беседуя на духовные темы и приобретая к этому вкус, а также вкушая, только освящённую пищу, человек развивает в себе силу воли, дающую ему возможность контролировать позывы языка.

• Соблюдение режима в труде, еде, отдыхе и занятиях духовной практикой, несут потенциал решимости, дающий вдохновение контролировать позывы желудка.

Отсутствие зависти

• Духовное

Имея в жизни высшую цель - возвращение к Богу, - человек никогда никому не завидует и, при достижении совершенства, не кичится тем, что стал достойным вернуться в духовный мир.

• В благости

Культивировать в себе отсутствие зависти на основе священных писаний.

• В страсти

Не завидовать близким и друзьям и при этом завидовать всем остальным.

• В невежестве

Не завидовать в результате отсутствия понимания преиму­ществ чего-либо (из-за глупости)

Не завистливость делает человека настоящим другом всех живых существ, а не высокое положение, при котором все поневоле хотят подружиться.

Скромность

• Духовная

Стать скромным слугой Бога и преданных Ему слуг

• В благости

Скромность означает, что человек не должен стремиться к тому, чтобы другиеего почитали.

• В страсти

Женская скромность при виде мужчины,

• В невежестве

Делать скромный вид.

Женщина скромничает, чт

Наши рекомендации