Фонематическое восприятие и анализ состава слова

а), хлопни, когда услышишь звук с: м, н, с, ш, ж, с, з, ц, с.

б), повтори цепочку из слогов: па-ба, ты-ды, са-за, аш-ащ, ус-уч, ма-на, ву-фу, ра­ла, ол-ор, ач-ащ. Па-ба-па, ке-хе-ге, ты-ды-ты, рю-лю-ле, ма-на-ма, са-зо-цы, ос-ац-ус, ты-цы-се, ша-жа-ша, ча-тя-ща, аш-уж-ощ, ти-за-са, ас-ущ-ач.

в) повтори слова: год-кот-кто, том-дом-ком, кора-гора, дочка-точка-бочка-почка.

г) покажи, где (по картинкам) коза - коса, удочка - уточка, бочка -дочка, мышка мишка,

крыша - крыса, мишка - миска

д). в каких словах есть звук "р" (на слух): рот, арбуз, лапа, кот, барабан (хлопать), звук "ш":

шалаш, машина, самолет, собака, кошка е). отбери картинки со звуком ( ... ) ж), придумай слова со звуком ( ... ) з). назови:

• гласный в начале слова: Алик, Оля, утка;

• согласный в начале слова; рот, лом, нос;

• согласный в конце слова: луна, окно, шары.

• гласный в конце слова: мак, кот, стол;

• назови каждый звук отдельно по порядку в слове: сок, кот, рыба, окна.

Произнесение слов сложного состава

Милиционер, конструирование, аквариум, электричество, строительство, скворечник, пластмассовый, велосипед, чистильщик, библиотека.

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительного

стол, глаз, рот, стул, ухо, дерево, перо, окно, рукав, воробей, коза

Употребление падежей

2.1. Творительный падеж, ед. числа:

нож. режут хлеб (чем?); вилка, едят (чем?); пила, пилят (чем?); топор, рубят (чем?).

2.2. Родительный падеж, мн. числа:

В лесу много чего? (цветов, деревьев, кустов, птиц); В комнате много чего?

Употребление предлогов

в, на, у, под, над, около, из, с, из-под, из-за ...

X хлеб ткачиха подсолнух
я яма голубая  
ю юбка вьюны темную
Е енот подъезд темнее
Е елка пьет ее звали Оля, белье
ТЬ тетя котенок дети

4. Словообразование

4.1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей...

4.2. Образование прилагательных от существительных:

из дерева — деревянный; из стекла — ...; из снега — ...; из железа — ...; из пластмассы — ....

Словарь

5.1. Назвать картинки. Используются различного рода классификационные картиночные материалы (см. "Логопедическое обследование").

5.2. Назвать детенышей животных:

у кошки — ...; у собаки — ... ; у коровы — ...; у лошади — ...; у курицы — ...; у утки

у волка — ...; у лисы — ...; у медведя — ... .

Подобрать антонимы

большой - маленький, холодный - ..., чистый - ..., твердый - ..., тупой - ..., мокрый -

широкий - ..., светлый - ..., высокий - ..., старший - ....

Связная речь

Уровень развития связной речи определяется в зависимости от имеющегося наглядного дидактического материала педагога, подбираемого в соответствии с возрастом ребенка.

6.1 Составление рассказа по картинке;

6.2 Составление рассказа по серии картинок;

6.3 Пересказ;

6.4 Рассказ-описание;

6.5 Рассказ по представлению.

Приложение 3.2

Примерный рабочий материал для проведения логопедического обследования детей младшего школьного возраста на ПМПК

Проверка состояния слуха

мама папа вова
часы сумка глаза
булка хлеб перо
учитель чашка утка
заяц мяч молоко
карандаш бабушка бабочка
собака ручка сахар
школа барабан птичка
яблоко стол кукла
кошка молоток лошадь
книга чулки шуба
мальчик коза зеркало
мел санки рубашка
дедушка корова лампа
парта печка белка
мышка мишка шар
коса курица дым
муха мыло ученик
петух палка шапка
дом окно стул

Состояние артикуляционного аппарата

Строение.

Губы {толстые, укороченные...).

Зубы {мелкие, крупные, вне челюстной дуги, редкие, лишние, недостающие).

Прикус {открытый передний, открытый боковой, правильный.;

Челюсти {верхняя или нижняя выдвинуты вперед).

Небо {высокое, узкое, плоское, низкое).

Язык {массивный, маленький, длинный и узкий ).

Уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, нормальная).

Увулюс (маленький язычок) (отсутствует, укорочен, раздвоен).

2.Подвижность:

•вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку (несколько раз); •уметь держать широко вытянутый язык (под счет); •положить кончить языка на верхнюю, затем на нижнюю губу; •коснуться высунутым языком правой и левой стороны губ; •высунуть язык как можно дальше и втянуть глубоко в рот; •показать язык широким, узким; •пощелкать языком

При этом анализируется сила, объем, истощаемость, включение в движение, темп и плавность переключения, наличие синкинезий, саливация.

Наши рекомендации