Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы округа

3.1 Психолого-медико-педагогический консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя с большим опытом работы, учитель-логопед (или учитель-дефектолог), детский психолог, врач (педиатр, невролог или детский психи­атр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе;

3.2 Психолого-медико-педагогическая консультация (муниципальная ПМПК) создается на базе одной из муниципальных школ, имеющей классы коррекционно-развивающего обучения. Муниципальная консультация создается приказом по управлению образования, по согласованию с руководством окружной (городской) ПМПК и руководством данной школы.

3.3 В ее состав входят (при наличии специалистов данного профиля): председатель ПМПК (заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе), учителя классов коррекционно-развивающего обучения, логопед , олигофренопедагог, педагог-психолог, врачи по специальности "неврология" , "детская психиатрия", социальный работник образования (социальный педагог), медицинская сестра. Другие специалисты педагогического, психологического и медицинского профилей (сурдо- и тифлопедагог, психолог по профориентации, возрастной психолог, педиатр, эпилептолог и др.) привлекаются для работы в консультации на договорной основе. Все специа­листы ПМПК данного уровня должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы в системе специальных учреждений образования, в классах коррекционного типа и соответствующих учреждениях медицинского профиля.

Психолого-медико-педагогическая консультация (муниципальная ПМПК) не является юри­дическим лицом, но имеет свои штампы и бланки с собственным наименованием.

3.3 Окружная (городская) психолого-медико-педагогическая консультация (центр) создается приказом начальника управления образования округа (города). В ее состав входят высококвали­фицированные специалисты в области психологии, коррекционной педагогики, медицины и со­циальной работы, ориентированные на разные возрастные категории (ранний, дошкольный, младший школьный и подростковый возраста), а также методисты-организаторы.

На базе окружной (городской) ПМПК могут создаваться следующие отделы:

- информационно-аналитический;

- научно-методический;

- консультативно-диагностический (с экспериментально-диагностическими группами);

- отдел психодиагностических методик и пособий;

- отдел трудовой адаптации и профориентации

3.4 Всвоей работе по выявлению уровня актуального развития и определению соответ­ствующего возможностям ребенка типа образования служба ПМПК руководствуется Законом Рос­сийской Федерации "Об образовании", документами Московского департамента образования по нормативно-методической базе учебно-воспитательного процесса, решениями Министерства обра­зования Российской Федерации, соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов, положением о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях с учетом прав родителей (законных представителей).

3.5 Психолого-медико-педагогическая служба Округа (города) работает в сотрудничестве с префектурой административного округа (мэрией), органами и учреждениями образования, здраво­охранения, социальной защиты населения, органами по трудоустройству, общественными органи­зациями (фондами, ассоциациями) по вопросам всесторонней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам.

3.6 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума школы

3.6.1 Прием детей и подростков на консилиуме осуществляется как по инициативе родите­лей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса или воспитателя детского са­да, в котором находится или обучается ребенок. В случае инициативы сотрудников образователь­ных учреждений должно быть получено согласие родителей (законных представителей) на обсле­дование ребенка. При несогласии родителей (законных представителей) с ними должна проводит­ся психологическая работа психологом на консилиуме по созданию адекватного понимания про­блемы. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование должно быть подтверждено распиской родителей в карте развития ребенка.

3.6.Работа консилиума по обследованию детей осуществляется в присутствии родителей (законных представителей). Прием подростков старше 12 лет, обратившихся по личной инициати­ве, допускается без сопровождения родителей.

3.6.3 При обследовании на консилиум должны быть представлены следующие документы:

- педагогическое представление на ребенка (из дошкольного или школьного образовательно­го учреждения ), в которой должны быть отражены все необходимые для решения вопроса момен­ты;

- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невро­лога, детского психиатра, при необходимости, сурдолога, офтальмолога, ортопеда. При необходи­мости получения дополнительной медицинской информации о ребенке, врач консилиума направ­ляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

родители представляют свидетельство о рождении, письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности детей.

3.6.4 Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально .

3.6.5 По результатам обследований (психологом, логопедом, врачом, при необходимости, пе­дагогом) составляются представления.

3.6.6 На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально состав­ляется заключение консилиума и рекомендации об условиях и виде коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

3.6.7 В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов консилиума однозначного решения об обучении и воспитании ребенка, он направ­ляется на консультацию на муниципальную психолого-медико-педагогическую консультацию для углубленной диагностики. Для направления на консультацию заполняется стандартизованная фор­ма направления.

3.6.8 На ребенка, проходящего обследование на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, заводится карта развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования, заключения консилиума, копии направлений во внешние органи­зации, включая направление на муниципальную (окружную, городскую) консультацию. Кроме того, в карту развития ребенка вносятся данные об его обучении в классе КРО (педагогический дневник), данные по внеурочной коррекционной работе, проводимой специалистами, рабо­тающими с детьми классов КРО. Данные вносятся в конце каждой учебной четверти (для педаго­гов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.

Карта развития ребенка хранится у председателя консилиума и выдается только специалис­там консилиума и педагогу (воспитателю) класса. Председатель консилиума и специалисты несут5

ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в на консилиуме или обучающихся в классах КРО.

В случае направления ребенка на муниципальную или окружную (городскую) консультацию карта развития ребенка со всеми представлениями и заключением школьного консилиума пере­дается в вышестоящую консультацию, при этом в журнале учета детей, прошедших обследование, делается соответствующая запись.

После прохождения обследования ребенка специалистами муниципальной или окружной (городской) консультации, в карту развития ребенка добавляются соответствующие заключения и решение муниципальной (окружной, городской) консультации, после чего карта развития ребенка возвращается в консилиум школы.

3.6.9 В конце третьей четверти школьный психолого-медико-педагогический консилиум об­суждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании дина­мического наблюдения и принимается решение о продолжении обучения в условиях класса КРО, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему. На детей, выводимых из классов КРО, составляется итоговое заключение. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о выводе ребенка в другую образовательную систему, ребенок направляется консилиумом на муниципальную (окружную, городскую) психолого-медико-педагогическую кон­сультацию для подтверждения или уточнения рекомендаций.

В ситуации выведения ребенка в другую образовательную систему оформляется расширен­ная выписка из карты развития, в которой в краткой форме отмечаются заключения всех специа­листов, проводивших консультирование, включая педагогическую характеристику, результаты вне­урочной коррекционной работы с ребенком, итоговое заключение консилиума школы.

Выписка выдается родителям по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.

3.6.10 В школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме ведется следующая доку­ментация:

- журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;

- карта развития ребенка с представлениями специалистов и заключением школьного кон­силиума по результатам обследования и решением о форме и виде коррекционно-развивающего обучения;

- дневник внеурочной коррекционной работы специалистов (вкладывается в карту развития ребенка в процессе коррекционной работы);

- списки классов (коррекционных групп дошкольных учреждений) КРО (подготовки детей к школьному обучению на базе дошкольных учреждений или специальных групп данной школы);

- список специалистов консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий.

Наши рекомендации