Обследование уровня сформированности навыка фонематического восприятия
Нарушение фонематического восприятия может сопоставляться с нарушением звукопроизношения у ребенка, а так же сочетаться с удовлетворительным звукопроизношением (на момент обследования). Но в любом случае это нарушение влияет на формирование навыков чтения и письма.
Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз.
Ребенок выполняет инструкцию: "Послушай внимательно и повтори то, что я сказала".
При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал ("цепочку" слогов, "цепочку" слов и т.д.) и в той же самой последовательности.
Если ребенок не произносит или произносит с заменой необходимый звук, необходимо его произнесение заменить на какое-либо условное движение или графическое изображение (условный знак или буква).
Звуко-слоговый материал должен быть систематизирован по степени сложности. *
Фиксируются особенности различения воспринимаемых звуков по фонетическим группам, как внутри них (соноры, свистящие, шипящие), так и в смешанной группе (свистящие - шипящие).
Так же фиксируются нарушения восприятия звонких - глухих, твердых - мягких согласных и проторного звука х со взрывным к.
Звуковой анализ и синтез слова также используется для проверки различения звуков (см. раздел "Письменная речь").
Обследование словарного запаса
Необходимо специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный (см. раздел "Обследование понимания речи").
Предметный словарь
Наиболее простым приемом является называние предметов. Ребенок называет предметы, как натуральные, так и их изображения. Логопед задает вопросы: "Кто это? Что это?". Другой вариант этого приема - называние предмета по описанию.
Предметы и картинки могут быть подобраны по следующим темам: игрушки, животные, части тела, посуда, мебель, одежда, животные, профессии, времена года и т.д.).
Так же необходимо выявить объем и особенности словаря, обозначающего действия и состояние предмета. Здесь используется называние действий, как реальных, так и картинок, изображающих эти действия.
Так же предлагаются вопросы (без опоры на наглядность) типа "Врач что делает?". Другой вариант задания - показ картинки. Ребенок должен назвать предмет и характерное для него действие: лягушка (прыгает), змея (ползает).
Подбор определения к слову используется для того, чтобы выяснить, как дети используют прилагательные.
Например: "Какое бывает солнышко? Яркое, ясное, золотое, жгучее и т.д."
Употребление относительных и притяжательных прилагательных, например:
"Стол сделан из дерева. Стол какой? - "Деревянный". А эта ваза? - Стеклянная.
Чей хвост? - Лисий.
* Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Дидактический материал по обследованию речи детей, ч.1, М. 1994.
Подбор синонимов
Инструкция: "Подобрать к этому слову другое, которым можно данное слово заменить". Например: печаль - грусть - тоска.
Подбор антонимов
(по картинкам или без опоры на наглядность).
Инструкция: "Подбери к слову другое слово, противоположное по значению".
Например: грязный - чистый.
Подбор родственный однокоренных слов.
Например: земля, земной, земляной, подземный и т.д.)
В зависимости от развития ребенка, его возраста указанные приемы можно усложнять или упрощать. Записываются все выявленные недостатки словаря и соответствующие примеры.
В случаях, если ребенок не называет или называет неправильно нужные слова, необходимо проверить их понимание (см. соответствующий раздел). Такую проверку нельзя делать сразу же. Лучше все случаи ошибочного выполнения заданий ввести в раздел "Понимание речи".
Наряду с номинативной функцией слова необходимо проверить у ребенка понимание значения употребляемых слов.
Он может знать и называть слово, но неправильно его употреблять, заменять другим менее точным, приблизительным или не представлять себе связи слов между собой. Это выявляется при наблюдении над речью ребенка в процессе всего обследования.
Обследование грамматического строя речи