Культура как переменная процесса
Качества эмпатии по-разному проявляются в различных культурах. Так, во многих южноамериканских культурах принято дотрагиваться до собеседника, но в Северной Америке это было бы воспринято как назойливость. Поскольку способ существования в мире различных народов различается, в культурной эмпатии и взаимопонимании есть прямая необходимость. Примером существенных культурных различий может быть североамериканское и японское содержание слова “любовь”, которое означает истинное чувство эмпатии к другому человеку. В японском языке нет прямого перевода слова “любовь”. Самый близкий перевод — слово “алан”, которое отражает чувство нежности, включающее отношение зависимости, в то время как в США под любовью подразумевают отношения, основанные на равенстве. Понятия о жизни, почерпнутые из нашей собственной культуры, не должны заслонять от нас того факта, что люди могут по-разному конструировать и анализировать мир. Известно также, что у черного и белого населения Канады и Америки различны паттерны существования и общения в мире. Поэтому психотерапевту очень важно правильно подходить к расовым проблемам.
Бродски (1981) проанализировала основные исследования по полу, расе и общественному классу клиентов. В своей работе она указывает на отсутствие эмпатии вследствие сложившихся стереотипов по отношению ко всем группам населения, при этом терапевты склонны отдавать предпочтение определенным типам клиентов: молодым, привлекательным, разговорчивым, интеллигентным, удачливым. Подчеркивается необходимость соответствия языка общения, изменение языкового стиля и даже места проведения терапии, если так нужно для клиента. Наконец, автор предлагает специальный тренинг для терапевтов по вопросам расизма, сексизма и т. д., который поможет им успешнее работать. Культурная эмпатия достигается не легче, чем индивидуальная, фактически достижение культурной эмпатии может быть самой трудной задачей. Без этого нет истинной эмпатии.
Берзинс сделал в 1977 г. обзор всей имеющейся литературы по соответствию терапевта и клиента, откуда мы узнаем, что более 50 процентов черных клиентов служб психологической помощи не возвращаются к терапевту после первого интервью.
Если клиенты и терапевты соответствуют друг другу по общественному классу и расе, клиенты легче раскрываются и разговаривают во время интервью более свободно. Данных по соответствию клиента и терапевта немного, но игнорировать их нельзя.
Можно посоветовать еще две работы о культурной эмпатии: Сью, “Консультирование клиентов, принадлежащих к другой культуре” (1981) и “Этнотерапия и семейная терапия” Макголдриха, Пирса и Джордана (1982).
ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЫ
Вопросам приобретения профессиональных навыков и качеств эмпатии сопутствует проблема обучения навыкам консультирования большого количества полупрофессионалов, добровольцев в центрах психологической помощи и непрофессиональных помощников. Эта проблема столкнулась с различными реакциями.
“Люди, не имеющие диплома о психологическом образовании, могут оказывать значительное положительное влияние на нуждающихся в помощи. Помощь одного человека другому — не исключительная привилегия профессионала с дипломом”.
“К сожалению нынешняя ситуация почти вышла из под контроля. Несмотря на существование законов, регулирующих психологическую, социологическую и психиатрическую практику, фактически ничто не мешает психологу, имеющему лицензию, разработать новую методику, рекламировать случаи излечения и широко использовать ее на практике. Еще более беспокоит тот факт, что тысячи людей, не имеющие лицензий, практикуют собственные версии психотерапии под различными многообещающими названиями безо всякого контроля...”
Два мнения, оба взяты из обзоров, иллюстрирующих дилемму, возникшую при оказании психологической помощи. Какую позицию займете вы сами? При условии, что в обществе благосклонно смотрят на непрофессионалов, особое значение приобретают исследования эффективности труда полупрофессионалов. Использование методов мета-анализа позволило некоторым авторам сделать такой вывод: непрофессионалы по меньшей мере не менее эффективны, чем профессиональные консультанты. Несмотря на интересные факты в пользу значения непрофессиональных консультантов, многие профессионалы не желают пользоваться их помощью.