Преимущества и ограничения терапии повышения уровня сознания

Мы проиллюстрировали различные направления терапии повышения уровня сознания. В то время как каждая группа культурной идентификации имеет свои собственные потребно­сти и стиль, есть и общие факторы развития сознания и, воз­можно, даже общее в теориях и терапевтических методах. Фе­министская терапия в настоящее время является наиболее четко выраженной стратегией изменения, тем не менее, вы не можете сказать, что сделано уже столько, что это направление уже мо­жет быть основой для новой терапии и новых методов помощи различным культурным и этническим группам.

Любая терапия имеет дело с уникальностью клиента. Перво­начально теоретики и исследователи не уделяли особого внима­ния культурным различиям. Но постоянная и последовательная работа профессионалов и всего общества по повышению уни­кального потенциала человека наводит на мысль о том, что тео­рии феминистской терапии и расовой и этнической идентифи­кации со временем будут приобретать все большее значение, поскольку терапевты все больше начинают понимать, насколько важно учитывать культурные, этнические и половые различия в процессе терапии.

Что касается ограничений этого новейшего метода терапии, который еще находится в процессе становления, их трудно сей­час обозначить. Например, теория черной идентификации при­водит нас к мысли о том, что многие современные системы те­рапии неполные и ограниченные. Феминистская альтернатива бросает вызов многим теориям, изложенным в этой книге. Ко­нечно, теории повышения уровня сознания имеют те же огра­ничения, что и другие психологические теории — сверхуверен­ный психотерапевт с большим личным обаянием может навязать свои мысли, идеи неподготовленному клиенту, тем не менее, сама природа этих идей подсказывает, что этот тип гиперактив­ности чужд целям и задачам данной терапии.

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Содержание этой главы разнообразно и интересно.Оновключает в себя одну относительно устоявшуюся теорию (транзактный анализ), бурно развивающуюся область семейной терапии, два примера динамической психологической работы по месту жительства и новое направление в области терапии — терапию повышения уровня сознания. Основные цели этой главы:

1. Определить системный подход, в котором происходит процесс взаимодействий, в отличие от индивидуальных измене­ний.

2. Определить основные конструкты и техники транзактного анализа. В этом разделе основные конструкты включают в себя: транзакцию, 4 состоянияЭГО (Я), жизнеописание, методы ана­лиза жизнеописаний.

3. Сделать общие выводы по методу семейной терапии и по­казать некоторые техники, которые используются в начальном периоде. Представлены теории: полигенерационный метод Бауэна, методы коммуникации и системные понятия. Ключевым понятием были параллели между отдалением — привязанно­стью, чувством отдельности и общности, разобщением — свя­занностью. Было предложено считать целью семейной терапии сбалансированное соотношение между человеком и семьей. Бы­ли представлены некоторые техники семейной терапии.

4. Обсудить семейное образование как важное дополнение к семейной терапии. Расширение спектра отношений было представлено как уникальный и интересный способ помощи семьям через обучение их навыкам общения в семье.

5. Обсудить психологию общего места проживания как обобщающую модель для практики консультирования и терапии. Примеры работы в школах и по месту жительства, показы­вают, что можно сделать, когда методы терапии, консультирования и психологического образования используются согласовано в организациях и по месту проживания.

6. Суммировать новизну мышления в терапии повышения уровня сознания. Клиенты, которые приходят к нам из разных культур, скорее всего представляют собой мир не таким, каким он видится в традиционных теориях психологической помощи.Теории идентификации и феминистская теория предлагают новые направления мышления, которыми смогут воспользоваться старыми теориями для расширения своих возможностей.

ГЛАВА XIII

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ

ЦЕЛИ ГЛАВЫ

Практика консультирования и психотерапии все более прочно основывается на научных данных. Научные исследова­ния эмпирически проверяют и демонстрируют воздействие (или отсутствие воздействия) теории и методов терапии, а также от­дельных техник на клиентов и пациентов. В этой главе кратко изложены основные данные исследований. Целью главы является:

1. Предоставить основные данные по эффективности психо­терапии, обратить особое внимание на понятие мета-анализа.

2. Дать понятие о выдающейся работе группы Кайзера-Перманенте, показавшей, что краткие курсы психотерапии, про­водимые регулярно, могут иметь большое значение для душев­ного и физического здоровья.

3. Изучить некоторые основные характеристики исследова­ния процесса терапии, которые определяют исход терапии.

4. Дать краткий обзор работы психологов по месту прожива­ния и мета-анализ этого психообразовательного подхода. Оба подхода вносят новую струю в традиционную психотерапию.

Как потребитель данных, а возможно, и будущий исследова­тель, — вы, вероятно, придете к выводу, что идеи этой книги полезны для вас. В то же самое время из одного и того же собы­тия или факта люди делают разные выводы и различные конст­рукции. Какую конструкцию и какую систему воззрений созда­дите вы после того, как вы познакомитесь с миром эмпириче­ских исследований, основанном на точных данных?

Наши рекомендации