Образец транзактного интервью

Каждый из нас проходит через множество транзакций с другими людьми в течение дня, играя роли взрослого, родителя и ребенка в различных комбинациях. Жизнь некоторых людей, прошедшая в поглаживаниях, сделала их взрослыми детьми, в то время как другие настолько социализировались, что в них жи­вой, с творческим началом ребенок почти умер.

Задачей консультанта в ТА является помочь клиенту понять, что происходит, и предпринять новые действия.

Следующее интервью иллюстрирует только небольшую часть значительной теории с интересным методом. Это интервью с женщиной 31 года (здесь ее называют Клуни), она участвовала в работе группы ТА и уже дважды встречалась с психотерапевтом индивидуально по поводу своих социальных трудностей. Кон­сультант ТА здесь назван как доктор О. Обратите внимание, что образование играет большую роль, и обращается особое внима­ние на то, как человек реагирует и живет в условиях семьи.

1. Клиент: Я все думала о том, что вы сказали мне на прошлой неде­ле — вы сказали, что мне надо вырасти. Вы и раньше мне это гово­рили, но я не слышала. Муж тоже посоветовал мне расти.

2. Доктор О.: Я не сказал “вырасти”. Я вообще никогда такого никому не говорил. Я сказал, что вам теперь позволяется быть женщиной, а это совсем другое. Рост — это движение, прогресс, а быть женщи­ной — значит, взрослый берет в вас верх, и вам хорошо. (Информация и инструкция.)

3. Клиент: Муж сказал, что когда мы только поженились, ему было нужно, чтобы я зависела от него, но теперь это ему не нужно, и он позволил мне стать женщиной.

4. Д-р О.: Как это ваш муж все так здорово понимает ?

5. Клиент: Потому что он здесь тоже был, по крайней мере, душой. Мы обсуждаем с ним все, что здесь происходит, так что он много узнал и понимает меня.

6. Д-р О.: Ваша мать была такая же, как ваш муж. Она тоже в вас нуждалась.

(Интерпретация)

7. Клиент: Совершенно верно. Я ей была нужна, чтобы быть зависи­мой от нее.

(Это озадачило д-ра О., потому что Клуни получала директивы своей матери, приказывающие, чтобы она зависела от нее. Эту ди­рективу Клуни перенесла на свой брак. Но если теория сценариев верна, тогда должен был существовать сильный контроль со стороны “ребенка” и ее матери. Пока доктор обдумывал это, Клуни сменила тему.)

8. Клиент: Потом, вы все время возвращаетесь к разговору о моем за­де, а мы знаем, что что-то произошло в ванной комнате, а что, я не помню.

9. Д-р О.: Я думаю об одной сцене, она очень распространенная. Ма­ленькая девочка входит в гостиную, где мать сидит с друзьями, штанишки ее спадают, и все говорят: “Прелесть”. (Интерпретация)

10. Клиент: Да что-то такое со мной было.

11. Д-р О.: А потом малышка очень смущается и краснеет, может, ее попка краснеет, и это усугубляет ситуацию, потому что тут все заинтересовались и говорят: “Поглядите, правда прелесть!” (Интерпретация)

12. Клиент: Так я и чувствовала.

13. Д-р О.: Это как-то связано с тем, что вы раздевались на вече­ринке. Вы знаете, что это один из способов вступить в контакт.

(В это время д-р О начинает писать на доске. В ТА принято иметь в кабинете доску, чтобы, когда понадобится, можно было чертить график).

14. Д-р О.: Этот рисунок показывает отношения между вашим Ре­бенком и Родителем вашего мужа. То же самое было, когда вы росли. Родитель вашей матери нуждался в вас, он хотел, чтобы вы зависели от него, и ваш Ребенок легко подчинялся. Так что видите, в этой части вашего брака ваш муж занимает место вашей матери. (Интерпретация и инструкция)

15. Клиент: Правильно, я вышла за него, потому что он как моя мать.

16. Д-р О.: Да, но здесь действует каким-то образом и Ребенок ва­шей матери.

17. Клиент: О, да. Она всегда улыбалась, когда случалось что-то не­хорошее или когда я или сестра делали что-то, что она считала дур­ным. При этом она говорила: “Но это же ужасно!”

18. Д-р О.: Важно знать, улыбалась ли она, а потом говорила или сначала говорила, а потом улыбалась.

19. Клиент: Вы имеете в виду, выпускала ли она сначала Ребенка, а затем извинялась перед своим Родителем или вначале говорила со своим Родителем, а потом выпускала ребенка?

20. Д-р О.: Правильно. (Поощрение)

21. Клиент: Понимаю, что вы имеете в виду. Она вначале улыбалась.

22. Д-р О.: Она хотела, чтобы вы делали то, что она делать не мо­жет. Это приятно волновало ее Ребенка, но затем ей надо было извиниться перед Родителем. Вы делаете то же самое: вы всегда изви­няетесь перед вашим Родителем. Вы срываетесь и выкидываете вся­кие штучки за свою мать — это все ее штучки — а затем вы гово­рите: “Что мне делать с чувством вины?” Точно так же, как Ребе­нок вашей матери поощряет вас что-то сделать, появляется ее Ро­дитель и зажимает вас.

23. Клиент: Да, я знаю. Да, но что мне делать с чувством вины?

В этом случае консультант ТА активно руководит. Здесь полностью отсутствуют навыки выслушивания, основной на­вык — интерпретация с высокой долей содержания инструкций в рамках теории ТА. Обучение играет важную роль в методе ТА. Хотя это интервью не является полностью типичным для ТА, оно иллюстрирует особое внимание жизненным сценариям, корням современного опыта, уходящим в прошлое, и изучению важных транзакций клиента. Современная ситуация на вечерин­ке соотносится с предыдущими событиями жизни, таким обра­зом, прошлое и будущее пытаются соединиться в сеансе психо­терапии. Консультанты ТА стараются работать по конфронтационному принципу И постоянно работают над неконгруэнтностью и конфликтами.

ТА анализ включает в себя большой набор терминов, поня­тий и новых методов. Мы представим здесь начальный набор действий, который может стать основой для работы, что, в свою очередь, поможет вам использовать некоторые понятия ТА в вашей практике консультирования:

1. Знакомство со значимыми родителями, взрослыми, деть­ми. Лучше всего это упражнение выполнять с другом, который тоже интересуется ТА. Полезно также записать свои собствен­ные ответы на приведенные вопросы.

а) Какими были ваши родители? В частности, можете ли вы вспомнить случай, когда ваши родители проявляли себя как критические Родители, как воспитывающие, любящие Родители. Вспомните другие подробности.

б) Какие взрослые вам особенно нравились? Вспомните осо­бые случаи, когда Взрослый (ваш отец или мать или кто-нибудь другой) принимал зрелые, разумные решения и разрешал про­блемы. Что вам особенно понравилось в том, что они делали?

в) Подумайте о своем детстве. Приведите примеры, когда вы были веселым ребенком с выраженными творческими началами, маленьким профессором и адаптированным ребенком. Старай­тесь быть как можно более точным и конкретным.

г) Посмотрите на свою теперешнюю жизнь. Какие люди из тех, кого вы знаете (дети и взрослые), играют роль Родителей, Взрослых, Детей? Что они делают в конкретных ситуациях?

д) Вернитесь к каждому из предыдущих вопросов. Рассмот­рите, как производятся поглаживания.

2. Знакомство с собой как с Родителем, Взрослым и Ребен­ком. Работайте с другом и со своими записями, но в этот раз изучите себя в ключевых ситуациях за последние две недели, когда вы вели себя как Родитель, Взрослый, Ребенок. Постарай­тесь быть как можно более конкретным. Видите ли вы паралле­ли между вашим нынешним поведением и поведением в про­шлом? Каков ваш арсенал поглаживания?

3. Элементарный транзактный анализ. В течение последней недели у вас наверняка были особенно приятные взаимодейст­вия и, что еще более вероятно, некоторые неприятные. Восполь­зуйтесь схемами родитель—взрослый—ребенок и посмотрите на транзакции, которые происходили между вами и другими людь­ми. Проклассифицируйте свое поведение и поведение других людей как поведение Взрослого, Родителя, Ребенка, и определи­те, какая транзакция была дополнительной, пересекающейся или скрытой. Обратите особое внимание, как производили по­глаживания и как лишали поглаживания.

4. Элементарная игра или анализ сценариев. Исследуйте важные транзакции, которые вы раньше определили. Являются ли некоторые из них повторяющимися паттернами, напоми­нающими вам взаимодействия, которые у вас были с другими людьми (или повторялись с одним человеком)? Какова последо­вательность действий? Относятся ли они к значимым Взрослым, Родителям, Детям в вашем прошлом? Каков основной паттерн ваших поглаживаний?

В итоге транзактный анализ можно определить как психо­динамическую психологию Фрейда (обратите внимание на па­раллели между Родителем, Взрослым и Ребенком и Оно, ЭГО, Супер-ЭГО, а также на подчеркивание взаимосвязи между опы­том прошлого и настоящим), плюс более позитивная гумани­стическая философия и особое внимание к изменениям поведе­ния и мышления (подчеркивание способности человека изме­нять сценарии и транзакции и действием изменять мир) плюс хорошая подача материала. Короче говоря, ТА отличный пример терапии, базирующейся на крепкой теории, которая не отрицает сложностей жизни путем сверхупрощения и открыто делится с широкой публикой своими прозрениями. Благодаря Эрику Бер­ну и его последователям мы много узнали не только о ТА, но и о необходимости учить наших клиентов справляться с жизнью.

ТА, как и вся теория психотерапии и консультирования, имеет свои ограничения. Иногда язык ТА отрывается от теории, что привело к тому, что ТА воспринимается подчас не слишком серьезно. У ТА нет крепкой традиции исследований, но его эффективность доказывается многими данными.

И, наконец, так же, как и другие теории, ТА не всегда может противостоять неумелому анализу дилетантов или чрезмерно пользующимися своей властью специалистами.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Так же, как ТА привлек к себе внимание публики около 20 лет назад, так и около 10 лет назад интерес и внимание профес­сиональных терапевтов оказался прикованным к семейной тера­пии. Действительно, семья — то место, где человек узнает о сво­ей роли в мире. В то время как ТА обычно пытается помочь человеку найти себя в семье и в окружающем мире, семейная терапия принимает на себя более сложную задачу изменения всего семейного окружения.

Наши рекомендации