Использование методов позитивной терапии
Франкл был врачом в Вене, перед Второй мировой войной переписывался с Фрейдом. Фрейд, благодаря своему мировому имени, смог покинуть Вену до эпохи концлагерей. Франкл написал книгу “Врач и душа”, отрывок из которой мы приводим:
“Урок, который я извлек из трех лет, проведенных в Аушпице и Дахау, состоит в том, что выживали в лагерях люди, ориентированные на будущее, оно давало им силы жить... Но смысл и цель — это только необходимое, но недостаточное условие выживания. Но даже те, кто не смог спастись, смогли встретить смерть с высоко поднятой головой”.
В этой главе не было предоставлено примера “логотерапевтического” интервью, поскольку в главе VII, в интервью Мэри Грендфорт было продемонстрировано большинство нужных понятий. Это интервью проводилось в традициях логотерапии — т. е. сбалансированы методы выслушивания и воздействия, и психолог охотно помогает клиенту найти позитивный смысл. Табл. 10.3 дает упражнение по некоторым направлениям логотерапии, которые смогут помочь вам в работе.
Таблица 10.3
УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОТЕРАПИИ
Виктор Франкл и его ученица Элизабет Лукас не меньше, чем Карл Роджерс, уделяли внимание выслушиванию и пониманию мира клиента. Поэтому вы легко можете адаптировать к логотерапии упражнение 10.1 по клиентоцентрированной терапии.
Хорошим объектом для данного упражнения может стать трудность в общении с коллегами и домашними, скука, озабоченность в связи с болезнью, потеря чего-то.
Стадии 1, 2 и 3, раппорт, сбор информации, желаемый результат.
Предполагается, что вы используете ту же структуру интервью, что и в 10.1. Вначале используйте навыки выслушивания для выявления проблемы.
Кроме того, добавьте еще одно очень важное направление. Спросите себя и своего клиента: “Что это значит для вас?” Задайте эти смысловые вопросы, только полностью уяснив проблему. На третьей стадии, когда цели определены, спросите, что цель значит для клиента и почему он ценит ее. Благодаря вопросам смысла ваша беседа становится более углубленной, и клиент начинает больше говорить о своей жизни, и меньше о проблемах. На этой стадии уместно будет употреблять отражение смысла. Отражение смысла и пересказ очень похожи, но первая техника — несколько глубже.
Стадия 4. Выработка альтернативных решений.
Выслушав клиента и уяснив смысл, вы имеете две альтернативы:
1. Кратко изложить клиенту проблему в контрасте с идеальной целью и ее смыслом. Таким образом можно указать на противоречия и смешанные сообщения в смысловой системе клиента. Используя методы выслушивания и отражения смысла, вы можете способствовать росту самосознания клиента. Цель — открыть глубинные мотивы, лежащие в основе его деятельности.
2. Если клиент хочет действовать, выберите одну из четырех техник логотерапии (смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и убеждение). Если одна техника не сработала, попробуйте другую. На этом этапе ваша цель состоит в том, чтобы клиент понял свою систему ценностей и через методы воздействия помочь клиенту изменить ее.
Стадия 5. Обобщение.
Как и в случае с другими экзистенциально-гуманистическими направлениями, логотерапия уделяет много внимания обобщению и поддержке перемен в поведении. Предполагается, что вы можете попросить клиента обдумать интервью и через несколько дней вновь поговорить с ним (даже по телефону).
НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наивные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивному, замкнутому циклу существования.
В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключается в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к авторитарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глубоких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что большинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971)
Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивидуальная терапия гуманистической традиции представляет величайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенциально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависимости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сексуальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых неконтролируемых формах экзистенциального гуманизма.
Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гуманистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы делаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодолеть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое подчеркивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других.
Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гуманистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворенностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить понимание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медленная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подходит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отношений личности — окружение.
Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает экзистенциальный гуманизм полезным для начинающего психолога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозаписи или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах.
Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, конкретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Методическая ценность этой теории в том, что он научил нас внимательно слушать клиента, быть открытым во время интервью.
Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои возможности, которые могут обогатить жизнь других людей.
Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями.
Теория Виктора Франкла с его сбалансированными методами выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах человеческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимоотношения личности и его окружения.
КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
Овладев материалом данной главы, вы должны уметь:
1. Давать определение и обсуждать элементарные понятия экзистенциального гуманизма. В частности, надо знать термины: экзистенция, внутренняя сфера, средняя сфера, внешняя сфера, экзистенциальная тревожность, интенциальность, гуманизм, самораскрытие, отношения “Я — Ты”. Также очень важно понимать отношение Карла Роджерса и Виктора Франкла к ключевым понятиям экзистенциально-гуманистической традиции.
2. Описать революцию в психологии, которую осуществил Роджерс. До появления методов Роджерса психологи работали в основном в рамках психоанализа. Позитивистские ясные формулировки Роджерса изменили лицо психологии и психотерапии.
3. Определять и обсуждать основные аспекты роджеровской теории: роджеровское мировоззрение, важность понимания того, как клиент воспринимает мир, расхождение между реальным и идеальным образами “Я”, стремление к самоактуализации.
4. Уметь рассказать о трех основных этапах эволюции взглядов Роджерса: бездирективный этап, клиентоцентрированный этап и этап сильного личного участия.
5. Понимать методы воздействия и техники Фрица Перлса в рамках гештальт-терапии. Среди всех экзистенциально-гуманистических направлений гештальт-терапия является самым сильным и спонтанным подходом. Поскольку техники достаточно мощные, то необходимо помнить о предосторожностях.
6. Понимать место логотерапии в психотерапии. Виктор Франкл построил философию психологии и жизни. Элизабет Лукас показала, как широко эту теорию можно применять в практической работе. В главе VII был показан фрагмент интервью, где с точки зрения логотерапии происходила смена отношения к объекту. Ключевые методологические понятия: смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и техника призыва.
7. Уметь обсуждать проблемы ограничений экзистенциально-гуманистического направления и его практическое применение.
Отдельные терапевты, которые называют себя экзистенциалистами, могут своими непрофессиональными действиями нанести ущерб клиенту. В целом эта система, хотя и философски привлекательна, слишком многословна, поэтому часто не подходит для небелого населения или представителей низших классов.
ГЛАВАХI