Франкл и логотерапия: направленность в будущее?
Позитивная философия Франкла в самом сжатом виде излагается в главе VII и составляет основу логотерапии. Согласно этой концепции, для человека важно не то, что случилось, гораздо важнее его отношение к случившемуся. Логотерапия занимается поиском смысла жизни человека. Уже говорилось, как Франкл, будучи в концентрационном лагере, смог переоценить жизненную ситуацию, сумел найти позитивные моменты в океане негативных. В экстремальной ситуации он сумел решить экзистенциальную дилемму смысла жизни и выиграл.
Задача логотерапии — найти смысл и цель жизни. С точки зрения применяемых методов логотерапия — это баланс между методами выслушивания роджеровской терапии и методами воздействия Перлса. Вначале логотерапевт тщательно изучает то, как клиент конструирует свой мир. Но, поняв клиента, он готов в дальнейшем действовать активно. Для одного смысл жизни — помогать другим, целью существования другого является его хобби, а третьему нравится наблюдать заход солнца. Логотерапия ставит перед собой трудную задачу — подвигнуть клиента на поиски смысла жизни — чтобы он смог преодолеть сомнения и отчаяние, стать интенциальной личностью.
Путь к интенциальности и смыслу лежит через внимательно восприятие существующих конструкций и смысла. Затем, если необходимо, психолог активно вмешивается и способствует переменам в конструкциях и системе ценностей клиента. Изменения происходят в мышлении или поступках Что касается выслушивания, логотерапия Франкла очень похожа на систему Роджерса, что касается воздействия — на систему Перлса. Акцент на мысли и действии характерен также для когнитивно-бихевиористского подхода (глава XI).
Теория и методы, разработанные Франклом, пользуются все большей популярностью. Интересно отметить, что три центральных техники, разработанных им — переключение, парадоксальные намерения и смена отношений — широко применяются в исследованиях. В разной форме техники смены отношений и переключения можно обнаружить в когнитивно-бихевиористской, рационально-эмоциональной терапии. Метод парадоксальных намерений считается одним из “новых” методов, хотя он использовался Франклом еще в 1929 году.
Лукас (1984) отмечала четыре главных техники, которые терапевт может использовать для того, чтобы клиент мог расти, чтобы его жизнь была полна смысла.
Изменение отношения. У клиента бывает негативное отношение к себе и пессимистический взгляд на жизнь. На самом деле человек может быть весьма привлекательным для других, но не нравится самому себе. Либо у человека множество серьезных проблем, но он ничего не способен предпринять. В обоих случаях задача логотерапевта изменить то, что клиент думает о ситуации. Схожие цели ставит и когнитивный подход. Модификация отношения достигается довольно прямым путем — делясь своим мнением, споря с клиентом. Все дело в том, чтобы клиент смог принять новую точку зрения.
Поиск позитивного из главы VII — одна из форм логотерапии. Вспомним, что Мэри Брэндфорд говорила клиенту после того, как она его внимательно выслушала:
19. М: (В ответ на страх и чувство вины за свои поступки) Все-таки, может быть вы найдете что-нибудь положительное и светлое в том, что происходило?
Прошлое уже ушло, но можно изменить отношение к нему. Думая отрицательно о прошлом, клиент “страдает за прошлое еще раз”. Занимаясь интерпретацией прошлого, клиент принимает решение на будущее.
Парадоксальные намерения. Метод впервые применялся Франклом в 1929 году и получил сейчас широкое распространение в психотерапии. У Франкла был клиент с фобией инфаркта. Психоанализ и другие методы не помогли. Франкл предположил, что клиент не боится упасть на улице от инфаркта, а намеренно хочет упасть, т. е. желает инфаркта. Франкл определяет технику парадоксального намерения как “подталкивание клиента сделать то, что он боится”. На следующей неделе пациент выздоровел. Он говорил: “Я просто следовал вашему совету, доктор. Я старался получить сердечный приступ, но чем больше я пытался, тем меньше это получалось — страх улетучился”. Так появилась эта техника.
Она стала важным орудием психотерапии. Ашер и Тернер (1979) впервые проверили экспериментально достоверность ее клинической эффективности по сравнению с другими методами бихевиоризма. Но Франкл предупреждал, что не следует путать понятие парадоксального намерения и так называемое предписание симптома. Во втором случае клиенту советуют преувеличить симптом, например, страх. При технике парадоксального намерения клиент должен пожелать того, чего он боится. Иными словами, мы имеем дело не с самим страхом, а с объектом страха. В клинике д-ра Франкла была пациентка, которая сотни раз в день мыла руки. Один из докторов предложил ей не бояться бактерий и “желать” контакта с инфекцией. Ей советовали говорить самой себе: “У меня не хватает микробов, я хочу быть как можно грязнее. Нет ничего полезнее бактерий”. Пациентка последовала совету. Она попросила других пациентов одолжить ей своих микробов и высказала намерение “никогда не смывать этих бедных крошек”. Но никто из окружения д-ра Франкла не мог предположить, что пациентка перестанет мыть руки по сто раз в день, но (в соответствии с предписанным симптомом) начнет мыть их по тысяче раз в день.
Как видно из приведенной истории, “существенным моментом парадоксального намерения является намеренное воскресение юмора”. (Лазарус, 1971) Ведь именно чувство юмора— та черта, которую логотерапия считает свойственной только человеку.
Некоторые авторитеты утверждают, что клиент не должен догадываться, что к нему применен метод парадоксального намерения. Однако, клинические исследования показывают, что часто клиент достигает лучших результатов, зная об этом. Можно даже объяснить клиенту теорию и то, почему этот метод работает.
Переключение. Переключение, как один из методов доктора Франкла, позволяет нам забыть себя и перестроить свое внимание таким образом, чтобы мысли были заняты другими, более позитивными аспектами. Многие из нас “зацикливаются” на своих проблемах, негативном опыте и чувствах. Цель переключения (дирефлексии) — перефокусировать наше внимание. Говоря проще, задача терапевта — помочь клиенту думать о чем-то другом, а не о проблеме.
Техника переключения очень проста: в одном случае психолог внушает клиенту, потерявшему конечность, мысли о возможности новой карьеры, в другом помогает больному раком заняться помощью другим, а не думать исключительно о себе, в третьем — рекомендует человеку, вышедшему на пенсию, найти прекрасное хобби. В каждом случае факты и обстоятельства не меняются да и трудно как-то по-новому взглянуть на проблему болезни, возраста и одиночества. Но можно найти и что-то сверх того, что могло бы привлечь внимание клиента. Такая перефокусировка внимания меняет само “смысловое ядро” жизни человека. В результате вместо депрессии индивид может ставить перед собой новые цели, безнадежно больной начинает думать о других, а старик может обрести новых друзей и новое хобби. У этой концепции есть множество особенностей, хорошо описанных Франклом (1952) в главе, посвященной переключению. Там же есть и раздел по сексуальным проблемам. Большую работу по развитию теории переключения проделала Лукас.
Особенно полезным переключение может оказаться при терапии сексуальных расстройств. Случаи импотенции часто вызваны тем, что мужчина придает слишком большое значение тому, сможет ли он провести половой акт. Такое избыточное внимание оборачивается углублением импотенции. Логотерапия рекомендует в таком случае переключиться и думать о жене, о тех сексуальных стимулах, которые исходят от нее. Думая о другом человеке, он уже не может думать о себе и его природные функции начинают работать нормально.
Похожие проблемы возникают у человека, страдающего от бессонницы. Вместо того, чтобы “постараться” уснуть, человек решает направить свои усилия в другое русло. Вскоре многие клиенты устают и легко засыпают.
Это простая техника, рожденная логикой и здравым смыслом. Новизна состоит в том, что здесь подчеркивается, что почти каждый клиент испытывает потребность преодолеть “зацикливание” на проблеме. Более того, смена паттерна внимания требует иногда других методов — уже описанной смены отношения или парадоксального намерения.
Логотерапия — это пример интенциального подхода. Здесь существуют теоретические и другие причины применения какой-то техники, но если она не сработала, логотерапия советует “смешивать и видоизменять” их для достижения нужного результата.
Метод убеждения (призыва). Лукас отмечает, что описанные выше техники требуют, чтобы вы в процессе работы с клиентом выслушали его, выяснили его мировоззрение, а затем попытались выяснить объективный смысл ситуации. Метод убеждения в чем-то напоминает концепцию, лежащую в основе функционирования групп Анонимных Алкоголиков. Психолог считает, что ситуация, в которой находится клиент, совсем небезнадежная и хочет добиться того, чтобы клиент это осознал. Клиенту, например, предлагается громко говорить фразы типа: “Я не такой безнадежный, я могу контролировать свои поступки и направлять свою судьбу”.
В некоторых случаях такая методика срабатывает. Она очень отличается от “заумных” методов психоанализа и бихевиоризма. Многих психологов эта техника смущает — она не имеет под собой теоретической основы. Но если вы как психолог верите в нее, то может оказаться, что она будет работать. Свидетельством (этого является эффективность программы Анонимных Алкоголиков (АА).