Эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

6. Специфика эстетических категорий как научных понятий.

Каждая наука имеет свои категории, т. е. наиболее общие, фундаментальные понятия, в которых отражаются знания человека о мире, обобщаются наиболее существенные свойства, стороны, отношения предметов и явлений.

Опыт эстетического и художественного познания мира человеком закреплялся в собственно эстетических категориях и понятиях. Понятия, суждения, умозаключения - формы рационального познания мира. В них выражается сущностный смысл предметов и явлений. По сравнению с известным знанием, ощущением чего-либо или представлением о чем-то понятие более удалено от конкретной реальности, но с позицией сущности ближе к ней, поскольку содержит единство единичного, особенного и общего.

Эстетические категории отличаются от эстетических понятий большим объемом содержания и более высокой степенью абстрагирования.В каждой эстетической категории скрыты поиски и мучения тысячелетнего эстетического опыта человека и его эстетической мысли. Изучение и уяснение эстетических категорий и понятий - одна из важнейших задач эстетики. Без такого исследования эстетические суждения, умозаключения, оценки, взгляды, принципы и в целом эстетика не могут развиваться как теоретическое знание и наука.

Эстетическая категория является специфическим инструментом, без которого эстетическое освоение действительности невозможно в принципе. Однако прежде чем перейти к характеристике категории эстетической науки, необходимо подчеркнуть, что эстетика принадлежит к сфере философского знания. Следовательно, помимо специфического значения понятия самостоятельной науки эстетическая категория не может утратить своей специфики и категории философской.

Категории фиксируют наиболее общие и существенные связи, свойства, присущие действительности и обнаруживаемые человеком в процессе познания окружающего его мира и самого себя. Эстетическая категория также выражается в понятии, фиксируя определенные аспекты отношения человека к миру. В то же время отличие ее от философской категории заключается в том, что если последняя является прежде всего инструментом познания действительности (хотя философская категория – инструмент не только гносеологии, но и онтологии, и феноменологии, и аксиологии), то эстетическая категория – это в первую очередь инструмент оценки, и аксиологический аспект, не подавляя онтологического, гносеологического и феноменологического, играет в этом образовании ведущую роль.

Эстетическая категория немыслима без наличия субъективного фактора, пусть даже последний будет выражен через Субъекта с большой буквы или через деиндивидуализированное понятие „человечество”. В то же время эстетика никоим образом не отказывается от своих претензий на научность и теоретическую строгость.

Именно чувственно-эмоциональное, а еще шире – духовное наполнение понятий и категорий эстетики делает их уникальными научными образованиями.

Категории эстетики, как и философские категории вообще, суть несводимые друг к другу понятия. Они не повторяют друг друга и не могут быть „составной частью” более широкого понятия, так как „сумма” в данном случае никогда не выражается как механическое объединение отдельных элементов. Но многие из них образуют некие родственные семейства, сгруппировавшиеся вокруг какой-либо наиболее широкой категории.

Эстетические категории обязательно индивидуальны.

7. «Прекрасное» и «безобразное» как эстетические категории.

Одной из основополагающих категорий эстетики является категория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно оп­ределимо, как и категории эстетическое. Содержательную сторону прекрасного следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей.

С точки зрения гносеологических, познавательно-оценочных критериев прекрасным является то, в чем существуют соответствие и ценность конкретно-чувственных свойств и форм положительному, целесообразному содержанию для человека. Трудно представить квадратный мяч, круглую книгу. Форма должна соответствовать назначению предмета и целям человека. Прекрасное в труде выражается в его свободном характере, способности к творчеству. Прекрасны в обществе идеи свободы и порядка в сознании людей, господства права и морали, стремление к реализации эстетических идеалов, к такой жизни, какой мы хотели бы ее видеть. Одновременно это справедливые, гуманные социальные отношения, милосердные, добрые, красивые внутренне и внешне люди.

В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и распространенные позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Прекрасное - это одна из важнейших и наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки, наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.

Категория же прекрасного включает в себя содержание категории красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержания красоты. Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра. В категории прекрасного выражен и подчеркнут именно общечеловеческий смысл эстетической ценности.

История эстетических учений свидетельствует о том, что мыслители прошлого не противопоставляли понятия прекрасное и красивое. Дидро, Лессинг, Гегель, Белинский, Чернышевский пользовались ими как однопорядковыми. Однако в современном эстетическом знании понятие красивое принято связывать с внешним, чувственным образом, видом предмета. Прекрасное же всегда внутренне красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны, а прекрасное излучает внутреннюю красоту. Существуют даже идиомы на этот счет: конфетная красота, парикмахерская красота. Тем самым подчеркивается внешняя форма. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной формой.

Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:

1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;

2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;

3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;

4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березой;

5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;

6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе, имеется в виду прежде всего форма ее явлений. В человеке как прекрасное оценивается его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни - искусство.

Прекрасное в искусстве - его художественная ценность - обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;

2. прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;

3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом...Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному».

Античная эстетика рассматривала безобразное как простое отрицание красоты, нечто противоположное и противостоящее прекрасному. Аристотель соотносил безобразное с комическим. В Средние века безобразное отождествлялось в теологии со злым аналогично проблеме соотношения добра и зла. В эстетике Возрождения безобразное использовалось как форма контраста по отношению к прекрасному. Леонардо да Винчи советовал художникам использовать такие контрасты и смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, т.е. безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым.

Наши рекомендации