Динамическая теория изменения и роста
Роджерс верит в свои теории и действует в соответствии с ними. Он — воплощение интенциональности и самоактуализации. Можно отметить три стадии в его развитии:
Первый период: 1940—1950 г. — бездирективный. На этом этапе подчеркивается необходимость принимать клиентакак онесть, не судить его, а подходить к нему с позитивной предрасположенностью, доверять мудрости клиента. Главной техникой на этом этапе становится прояснение мира клиента. В работах этого периода главный упор делается на методы консультирования.
Второй период: 1950—1961 г. — клиентоцентрический. На этом этапе основное внимание уделяется отражению чувств клиента, смягчению расхождения между реальным и идеальным Я. Психолог учит клиента избегать угрожающих ситуаций, главной техникой является отражение чувств. Не акцентируются отдельно методы, речь скорее идет о психологе как личности развивающейся и эволюционирующей.
Третий nepuoд: 1961 г. — настоящее время — повышенное личное участие. Сохраняя верность своим прежним принципам, Роджерс переносит акцент на опыт текущей ситуации. От психолога требуется больше активности и открытости. Возможны как групповые, так и индивидуальные занятия, не обойдены вниманием и такие аспекты, как культурные различия. По-прежнему мало говорится о методах, больше уделяется внимания взаимоотношениям психолога и клиента.
Ниже мы приводим примеры интервью, соответствующих трем этапам эволюции взглядов Роджерса.
Бездирективный период. Работы Карла Роджерса в значительной степени прояснили сам процесс интервью. Чтобы детально проследить динамику интервью, Роджерс делал подробные записи бесед или использовал магнитофонные записи. До этого времени подготовка психологов велась в основном в аудиториях, либо на семинарских занятиях, где психолог излагал студентам то, что он помнил из интервью. Классические исследования Блоксма и Портера (1947) показали, что рассказ терапевта об интервью сильно отличается от того, что было на самом деле. Умение Роджерса поделиться своим опытом плюс работы Блоксма — все это определило новый подход к подготовке психологов Хотя у многих, в частности, у некоторых приверженцев психодинамической теории, сохраняется неприятие этой системы — они предпочитают абстрактные дискуссии о конфликтах на уровне подсознания и меньше говорят о том, что происходит во время сессии.
Следующая запись характерна для роджеровского бездирективного периода, когда он пытался узнать у клиента как можно больше, при этом ему ничего не навязывая (первичная эмпатия). Тогда он полагал, что вмешательство психолога только замедляет естественный рост клиента. В этом интервью применяются исключительно навыки внимания. Классификация микротехник будет дана после интервью.
ИНТЕРВЬЮ
1. Клиент (К): Хотел бы я знать, как надо молиться.
2. Психолог (П): Расскажите мне об этом поподробнее.
3. К: У меня сплошные неприятности. Я не могу уснуть, почти всю предыдущую ночь я ходил по улицам. Я даже не мог спать во время отпуска. Я немного побыл дома, но не мог говорить с родными. Знаете, убили моего приятеля, и все никак не могу успокоиться.
4. П: Это был сильный удар для вас.
5. К: Именно так. Он был мне настоящим другом — я не легко завожу друзей, у меня их мало, и мы часто бывали с ним вместе. Мы служили в одном расчете, мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Во время одного из налетов в небе было много вражеских самолетов. Было жарко. Коробка с боеприпасами быстро опустела и я взглянул на него. Он понял меня и отправился за другой коробкой. Но тут упал снаряд и его убило. (Пауза.) Я не могу этого перенести. Я чувствую, будто я виноват в его смерти.
6. П: Вы чувствуете, что виноваты в том, что его убили ?
7. К: Да. И не понимаю, почему. Есть еще один момент, о котором я не говорил. Накануне у нас была стычка. Вообще-то мы никогда не ссорились, но именно за день до смерти у нас вышла ссора. (Приводит детали спора.) Мы здорово разозлились друг на друга. Мы даже не разговаривали несколько часов. Может быть именно ссора заставила меня думать, что я виноват в произошедшем.
8. П: Вы чувствуете, что ваша ссора и смерть каким-то образом связаны?
9. К: Именно так. Я не думал об этом раньше. Может быть я боялся подумать об этом. Это очень помогает, когда можешь поговорить о подобных вещах, в которых боишься признаться себе. Знаете, я обычно не ссорюсь с друзьями, и мне было тяжело думать, что мы поссорились за день до его смерти. Но это не так страшно, когда говоришь об этом. Он был настоящим мужчиной. (Продолжает говорить о достоинствах своего друга, затем разговор переходит в другое русло, он рассказывает о своей семье и вновь упоминает тот факт, что во время увольнительной был очень расстроен...) Не знаю, что вы такого сделали, сэр, но мне это помогло. Не знаю, почему я так обвинял себя раньше.
10. П: Просто вы высказали наболевшее. Не так ли?
11. К: Вы правы. Может быть, сэр, я смогу вам написать, если мне опять станет плохо? У меня мало шансов увидеть вас вновь, но может быть, я напишу вам письмо ?
12. П: Я был бы рад получить от вас письмо, даже если у вас все будет в порядке. Надеюсь, вы в любом случае напишете мне.
13. К: Благодарю вас за эту беседу, я должен идти.
Классификация методов:
2. Закрытый вопрос.
3. Отражение чувств.
6. Пересказ.
8. Пересказ.
10. Отражение чувств/пересказ. Обратите внимание на проверку “Не так ли?”
12. Выражение сути интервью, самораскрытие.
Роджерс дает интересный анализ этого интервью, в котором психолог не устанавливает тему беседы, а создает условия, в которых клиент сам решает, насколько глубоко и далеко он может идти в своей откровенности. Другие психологи обычно хотят узнать больше конкретной специфики о произошедшем, но в данном случае психолог воспринимает рассказ моряка в том виде, в котором он был преподнесен, как бы ему ни хотелось поговорить об этом подробнее. Психолог-фрейдист тут сказал бы, что утеряна возможность выявить процесс подсознательного мышления, лежащий под простой поверхностной структурой предложений моряка. Другие теоретики посчитали бы это интервью слишком поверхностным. Роджерс имел очень простой ответ на подобную критику. Он полагает, что каждый терапевт имеет свой путь к профессионализму, и тот, чьи взгляды отличаются от его, просто выбирает такие теории, которые лучше работают именно у него. Можно отметить удивительную гармоничность и терпимость Роджерса. Он не только подчеркивает и уважает способность клиента определять, что является для него наиболее правильным, но и с уважением относится к выбору своих критиков, которые также имеют право определять, что для них более приемлемо.