В сравнении с неквалифицированным
АТРИБУТЫ | КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЛОГ | НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЛОГ |
1. Цели психологической помощи | Помогая клиенту в достижении его целей и следует склонностям клиента. Может предложить альтернативное восприятие и в некоторых случаях подсказывает направление. | Преследует собственные цели, используя клиента, следует собственным склонностям. Не в состоянии дать клиенту необходимое направление и поддержку. |
2. Отклики (реакции) | Способен найти множество реакций на широкий спектр ситуаций и проблем. | Не имеет нужного отклика или упрямо цепляется за один. Типичный стиль поведения. |
3.Мировоззрение (концепция) | Понимает и использует в работе множество концепций. | Не имеет ясной концепции, работает в рамках одной из них. |
4.Культурная продуктивность | Способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения внутри своей культуры и в рамках других культур. | Способен работать только в рамках одной культуры. |
6. Ограничения | Понимает ограничения и работает под наблюдением. Проводит совместную работу с другими психологами по части теории, концепций, консультирования. | Действует, не признавая своих ограничений, работает без наблюдения, не может работать с другими профессионалами. |
7.Межличностное влияние | Понимает, как его реакция влияет на клиента и наоборот. | Не понимает межличностного влияния. Порой даже отрицает то, что клиент находится под его влиянием во время консультирования. |
8.Человеческое достоинство | Честно общается с клиентом, уважая его достоинство. | Обращается с клиентом неуважительно, нечестно, бесчувственно, подчас в оскорбительной манере. |
9. Обобщенная теория | Активно осваивает новые теории, систематически развивает собственную концепцию психологической помощи. После изучения может стать приверженцем какой-то одной теории. | Рабски привязан к одной теории и не помышляет об альтернативных, возможно, неспособен к систематическому подходу. |
10. Отношение к теории | Рассматривает теорию как отражение реальности. Понимает, что его собственные убеждения основаны на манере мышления и вытекают из его культурной и половой принадлежности. | Игнорирует половые и культурные различия, лежащие в основе процесса психотерапии. |
КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
Усвоив содержание этой главы, вы будете способны: 1. Понимать, что ваша реакция на клиента уникальна и является также вашей характеристикой, дает представление о вашем мировоззрении. У вас может появиться желание начать процесс открытия себя по мере общения с другими во время сеансов психологической консультации.
2. Определить процесс консультирования как явление межличностного влияния. В книге уже подчеркивалось, что все то, что вы скажете клиенту, напрямую определяет то, что он скажет или сделает в дальнейшем. Как психолог, вы тоже подвержены влиянию со стороны своего клиента.
3. Понимать и обсуждать мировоззрение и концептуальные рамки, теорию консультирования. Мы исходим из положения, что психологические теории, такие, как роджерианская, психодинамическая, Гештальт-терапия, представляют взгляды той части людей, которые считают приемлемым глубокое вмешательство в психику людей. Исследование проведенных интервью поможет вам понять действия терапевтов, а также свои собственные. Позже, испытав себя на поприще консультирования, вы разовьете свое собственное мировоззрение, и это приведет вас к обобщенной теории.
4. Определять и обсуждать понятия и проблемы эклектизма, ориентации на одну теорию или на метатеорию. Мы полагаем, что любая из этих трех ориентаций приемлема в терапии, но желательно уважать другие теоретические ориентации, не совпадающие с собственными.
5. Определять и работать с концепциями продуктивности. При творческой разработке различных подходов мы, исходим из убеждения, что эффективно работающий психолог имеет в своем активе более одного подхода к клиенту. Первая цель консультации — помочь клиенту выработать новые способы описания жизненных ситуаций и новые пути преодоления жизненных трудностей. Многие направления психологии, однако, имеют тенденцию игнорировать культурные различия. Между тем, можно ожидать, что разные культуры будут давать разные проблемы. Помимо того, что женщины отличаются от мужчин, в сеансах терапии могут принимать участие представители разных религиозных этнических и расовых групп.
6. Обсуждать различие мужского и женского мировосприятия и учитывать это в процессе консультирования. Эта теория пока еще только развивается. Данные указывают на различное видение мира мужчинами и женщинами. То же самое можно сказать о представителях разных культур. А каково ваше мнение об этой актуальной проблеме?
7. Руководствоваться в своей работе основными этическими принципами. Даны некоторые основные указания по этическому поведению с тем, чтобы в дальнейшем были усвоены остальные положения профессиональной ассоциации. Приводились конкретные примеры по применению этих принципов, но мы полагаем, что вы добавите свои собственные примеры для дальнейшего обсуждения.
8. Обсуждались общие понятия психологии. Даны определения психологической помощи, интервьюирования, консультирования и психотерапии. Обсуждались случаи, когда человек нуждается в психологической помощи. Подчеркивалась важность взаимного согласия между клиентом и психологом и клиентом.
9. Определять и использовать ключевые термины этой главы. Особенно важными понятиями являются такие,как набор реакций, межличностное влияние, мировоззрение, обобщенная теория, манера реагирования, продуктивность, культура, этика, ответственность, психологическая помощь, интервьюирование, консультирование и психотерапия.
Хотелось бы отметить, что в той книге не будут рассматриваться ВСЕ альтернативные подходы в психологии. Будут представлены некоторые ключевые теории и методы, но многие важные направления обсуждаться не будут. В представленном материале можно привести только примеры теорий и их практического применения. Ссылки на концепции, которые невозможно рассмотреть в этой книге, помогут вам найти подходящие для вас направления и методы.
ГЛАВА II
ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Сочетание методологии, теории и практики является сущностью квалифицированного консультирования и терапии.
Методология дает основу для эффективной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.
Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.
Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения И личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.
ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В данной главе обсуждается психология принятия решений как современная модификация теории факторов. Во время консультации, ориентированной на принятие решений, вашей целью является помочь клиенту решиться на что-то, обсуждая с ним многочисленные аспекты (плюсы и минусы) такой стратегии поведения. Целями данной главы являются:
1. Показ творчества как процесса, лежащего в основе консультирования, психотерапии, а также эффективного принятия решений.
2. Демонстрация того, как теория факторов может быть модернизирована в современную теорию и практику принятия решений через пятишаговую модель интервью.
3. Обсуждение теории и практики принятия решений, предложенной Дженнисом и Мэном, которые являются соавторами по данной главе.
4. Предоставление читателю примеров консультаций такого рода, которые позволяют вам создавать свои собственные модели интервью, используя инструкции данной главы.
Таким образом, вам предлагается выработать свой взгляд на терапию, центральным моментом которой является принятие решений. Предполагается, что в течение сеанса психотерапии клиенту необходимо принять некое решение, и что эта модель может быть использована для обогащения других форм психологической помощи. В последующих главах этой книги будет на примерах продемонстрировано, как использовать базовую консультацию по принятию решения во многих других ориентациях психологической помощи.
РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ
“Человек идет по полю и встречает тигра. Он бросается бежать, тигр — за ним. Добежав до края пропасти, человек хватается за конец дикорастущей лианы и соскальзывает по ней вниз. Тигр сопит наверху. Человек смотрит вниз и видит там другого тигра, ждущего его слопать. Только лиана спасает человека. Две мышки, черная и белая, грызут стебель лианы. Но человек видит ароматную клубнику, растущую рядом с ним. Одной рукой он срывает ягоду и ест ее. Какой вкусной она ему кажется!” (Репс, 1957).
В жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью выбора решений. С одной стороны, мы постоянно сталкиваемся с тигром, бесконечно преследующим нас, с другой стороны, перед нами всегда оказывается клубника. Особенно, если мы хватаемся осознанно за то, что рядом и творчески это используем.
Выбор решения — это корень нашей жизни. Выбор решения — это одновременно и наша проблема, и наша возможность. Перед тем, как принять решение, необходимо учесть все минусы и плюсы и вывести определенный баланс их. Осознанное принятие решений всегда означает способность к творческому выбору.
Клиент приходит к нам, зажатый между тигром и клубникой. Причем, иногда очень трудно решить, какие проблемы похожи на тигра, а какие на клубнику. Должна ли клиентка сделать аборт или выйти замуж? Должна ли юная пара, еще недавно такая влюбленная, развестись или ей лучше искать другой выход? Должен ли студент становиться инженером,как хотят его родители, или взять академический отпуск на год и пойти работать? Это только некоторые из тех проблем, которые нуждаются в творческом и эффективном подходе.
Осознанное принятие решений включает в себя несколько измерений. Во-первых, выяснить различные аспекты проблемы, ее основные черты и факторы. И только исходя из этого, мы затем можем обсуждать варианты поведения. Если вопрос касается брака, необходимо выяснить специфические аспекты этой проблемы. Затем, опираясь на основную структуру консультации по принятию решений, терапевт и клиент в содружестве могут посмотреть на проблему под различными углами зрения и выбрать новую стратегию поведения. Творчество предполагает диалоговый режим консультации, свободу мысли, открытость изменению и воображению.
Когда вы сталкиваетесь с тигром, вы можете обнаружить и клубнику, т. е. решение..., а можете ничего не предпринимать и дать проблеме победить вас. Чтобы достигнуть своей цели, необходимо принимать творческие, осознанные решения, а это невозможно без практических навыков, знания теории и капельки магии.
В этой главе дается примерная структура консультации, с помощью которой можно составить систематический план по оптимизации как ваших собственных творческих способностей, так и способностей клиента. Данная модель выросла из теории и практики по принятию решений, она неразрывно связана с одной из самых старых теорий — теорией факторов. Но любое решение всегда содержит и некий магический компонент.
ТВОРЧЕСТВО И МАГИЯ
Чрезвычайно трудно поставить под контроль творчество, интуицию или появление новых идей. Кажется, что они появляются откуда-то извне. Человек может биться над нерешенной проблемой, затем на время оставить ее. Затем снова займется ею, “прозвенит звонок”, “вспыхнет свет” и возникнет решение проблемы. Творчество зависит от спонтанности и готовности “дать себе волю”. Классическая картинка с меняющимися кубками-профилями из гештальт-психологии является одной из иллюстраций данного факта. Некоторым людям трудно увидеть и кубок, и профили. По сути дела, они ригидны и зачарованы одним взглядом на вещи. Через некоторое время, при наличии желания, они смогут стать более свободными и научиться видеть альтернативы, присущие данной ситуации. Этот момент раскрепощения и присущий ему инсайт (“Ага!”) и является сутью творчества — способности находить что-то новое на старом месте. Кубик Неккера иллюстрирует то же самое утверждение. Большинство людей сразу же видят один кубик, затем другой, а после некоторой тренировки сразу два, “переходящих” друг в друга. Однако, вглядываясь дальше, можно различить и многие другие физические образы (плоские фигуры, треугольники). Магия творчества — это спонтанное образование чего-то нового там, где все кажется давно известным. То же самое можно сказать о клиенте, приходящем за советом к психологу. Он или она могут иметь твердое представление обо всех деталях проблемы, хорошо в ней разбираться, но быть совершенно неспособным дать себе волю посмотреть на вопрос по-новому. Там, где есть ригидность, зажатость и фиксация на одном, приходит конец волшебству или творчеству. Задача терапевта — помочь клиенту осознать альтернативные возможности его поведения.
В процессе консультации творческое мышление важно как для клиента, так и для терапевта. Основываясь на информации клиента, психолог должен выделить основные черты проблемы, определить возможные решения и соответствующий образ действий, причем, желательно интерпретировать возможные последствия действий. Единственная возможность для пробуждения у клиента инсайта — это владение многими качествами, навыками, теоретическими знаниями в области психологии. Приобретение всего этого требует сознательных усилий. По мере накопления теоретического и практического багажа, он может быть отложен в подсознание с тем, чтобы использовать его в нужный момент.
С этой точки зрения магия эффективной КО-терапии не так уж необъяснима. Каков должен быть результат долгого и систематического накопления профессионального мастерства, помноженного на наблюдательность и внимательное выслушивание клиента в офисе или на уличной скамейке? Основываясь на своем опыте и изучении клиента КО-психолог должен довериться своей интуиции, постичь сознательный и бессознательный мир клиента и помочь ему.
Основная цель терапии — помочь человеку стать более творческим и гибким. Клиент приносит вам буквально куски своей разбитой жизни. Он может осознанно передать события и факты, но часто бывает не способен организовать их в работающую модель. Задачей терапевта является помочь клиенту сознательно переосмыслить эти куски жизни и в дальнейшем действовать более рационально и творчески.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ: