Психологи утверждают, что женщины более серьезно относятся к внебрачным связям. Они реже мужчин идут на случайные контакты и гораздо более ранимы в романтическом отношении.
«Идеальная жена – это любая женщина, у которой есть идеальный муж».
Бут Таркингтон, американский писатель.
Сексуальная зависимость
Дженис Г. утверждает, что у нее наблюдается нездоровая зависимость от секса. Ей 28 лет, она работает секретаршей, живет в квартире с двумя спальнями, содержит двух кошек и по воскресеньям навещает свою одинокую мать. В среднем за неделю у нее бывает четыре сексуальных партнера. Она ведет двойную жизнь. Днем она одевается консервативно и ведет себя как обычная секретарша. А по вечерам, за исключением воскресных, она облачается в свой любимый наряд: яркая блузка, кожаная юбка, серьги и туфли на высоких каблуках. После этого Дженис отправляется в бар или в другое развлекательное заведение в поисках очередного партнера. Все ее знакомства длятся недолго – как правило, дело ограничивается одной ночью у кого-нибудь на квартире. По большей части ее партнеры – мужчины, хотя иногда бывают и женщины. Пару раз она вступала в связь с подростками. Во время отпуска Дженис устраивает сексуальные туры по соседним штатам. В эти недели она мало спит и занимается сексом с утра до ночи. Она редко запоминает лица и почти никогда не запоминает имен. Единственное имя, которое она помнит, – это Рассел.
Рассел – это ее знакомый. Ему 31 год, он юрист, ездит на черном «порше», проживает в недавно отремонтированном доме и имеет более 1000 дисков в своей музыкальной коллекции. Рассел также «пристрастился к сексу». Он регулярно посещает проституток, соблазняет всех, кого только может, а в периоды стресса мастурбирует по десять раз на дню. Он тоже посещает вечеринки и бары. Приятная внешность, обворожительная улыбка, острый ум и ироничность речи помогают ему завести знакомство практически в любой ситуации. В компании он сразу же обращает внимание на самую красивую женщину и, если желание велико, пытается за ней ухаживать. В случае неудачи он просто переходит к другой женщине, затем к третьей и так далее.
Каким-то образом Дженис и Рассел сошлись друг с другом и провели вместе больше времени, чем с кем-либо после окончания школы. Они встретились по работе и почти сразу же переспали, но теперь у них иные отношения. Каждый старается помочь другому в страсти. Они посещают профессиональные курсы и подумывают о том, чтобы жить вместе, не исключая даже идею брака «в каком-нибудь отдаленном будущем».
Одержимость сексом распространена на удивление широко. Согласно американскому психологу Патрику Кейрнсу, примерно один человек из шестнадцати в той или иной степени испытывает психическую зависимость от секса. Точных данных по Австралии нет, потому что такие исследования проводят редко. В 1983 году Кейрнс опубликовал одну из первых научных статей на эту тему под заголовком «Из тени. Сексуальная зависимость» (Out of the Shadows: Understanding Sexual Addiction). Позже, продолжая свои исследования, он написал работы «Противоположность любви. Как помочь сексуально зависимым» (Contrary to Love: Helping the Sexual Addicts) и «Не называйте это любовью. Реабилитация после сексуальной зависимости» (Don’t Call it Love: Recovery from Sexual Addiction). Недавно он вновь затронул эту тему в своих книгах «Предательская связь. Освобождение от эксплуататорских отношений» (The Betrayal Bond: Breaking Free of Exploitative Relationships) и «Тень Сети. Освобождение от навязчивого сексуального поведения в Интернете» (In the Shadows of the Net: Breaking Free of Compulsive Online Sexual Behavior).
Доктор Кейрнс определяет «сексуальную зависимость» как «хроническое, неконтролируемое желание заниматься сексом». По его словам, это сродни наркотической зависимости от героина. Согласно данным, более 60 % тех, кто обращается к докторам с просьбой избавить их от такой зависимости, имеют диплом о высшем образовании и почти 50 % состоят в браке. Доктор Кейрнс утверждает, что конкретные проявления сексуальной зависимости бывают разными. Одни мастурбируют по-нескольку раз в день или вступают в беспорядочные половые связи с незнакомцами. Другие нанимают проституток, занимаются эксгибиционизмом или даже пристают к детям.
Самое любопытное заключается в том, что большинство из тех, кто одержим сексом, в детстве подвергались насилию или иным формам сексуальных домогательств. Почему так происходит? Одно из объяснений состоит в том, что человек, который в детстве перенес психологическую травму, старается преодолеть ее. Он снова и снова воссоздает определенную ситуацию, но в более контролируемых условиях. Например, он предпочитает играть роль «насильника», а не «жертвы», предпочитает соблазнять, а не терпеть надоедливые приставания. Такие люди вступают в многочисленные отношения, многократно переживая давнюю психологическую травму, надеясь обрести контроль над своими страхами и переживаниями и в конечном итоге забыть о них. По этим причинам в некоторых случаях навязчивое сексуальное поведение может быть признаком того, что человек встал на путь психологического восстановления. (Более подробно о такой точке зрения написано в «Справочнике различных видов лечений зависимостей» авторов Лучано Л’Альбате, Джека Фаррара и Дэниела Серрителлы.) Кернс обращает внимание на то, что в любом случае такая форма поведения остается временным средством разрешения глубоко укоренившейся психологической травмы, а также разновидностью бегства от проблем и одиночества. Поскольку алкоголики и наркоманы также пытаются бежать от действительности, они являются потенциальными кандидатами на то, чтобы стать зависимыми и от секса. В таком случае они просто поменяют одну зависимость на другую. Как и в случае с другими видами психологической зависимости, когда люди постоянно стремятся к какой-то недостижимой цели, многие просто не верят, что могут оставить свои занятия, даже если им кажется, что это поведение мешает добиваться своих целей в жизни, строить карьеру и поддерживать постоянные, прочные отношения.
Сейчас в качестве излечения от сексуальной зависимости применяется индивидуальная и групповая психотерапия. Часто профессиональные психологи используют методы поддержки со стороны «коллег по несчастью». Эти методы схожи с теми, которые используются в обществах анонимных алкоголиков по всему миру. Пока что трудно утверждать наверняка, стоит ли ожидать в этой области каких-либо особых успехов. Калифорнийский психолог Джон Кифер приводит данные одного опроса, проведенного среди тридцати сексуально одержимых мужчин Нью-Йорка. Несмотря на то что все они боялись СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, в среднем каждый сменял по 12 партнеров в месяц. После пяти месяцев занятий в психологических группах среднее количество партнеров в месяц сократилось до трех.
В настоящее время специалисты пересматривают само понятие «зависимость». Как утверждает невролог Рой Уайз из Монреаля, ученые «издавна разочаровывались» в своих попытках разработать «единую теорию зависимости». В 1988 году доктор Уайз писал в «Журнале анормальной психологии» (Journal of Abnormal Psychology), что в последние годы все большее и большее внимание уделяется физиологии мозга и физиологическим причинам возникновения зависимости. Уайз утверждает, что механизмы «положительного» и «отрицательного» подкрепления включаются благодаря действию примерно 60 центров нервных цепей, связывающих передний и средний мозг. Попросту говоря, страдающие от зависимости могут винить не свой характер, а особенности строения своего мозга.
Таким образом, если основная роль в развитии и поддержании зависимости принадлежит мозгу, то следует пересмотреть все существующие на данный момент методы лечения. Вместе с тем теория происхождения зависимости остается крайне запутанной и противоречивой. Подобно своим пациентам, психологи и психиатры тоже находятся в постоянных поисках. Следует ли обвинять пациентов за то, что они подвержены зависимости? «Вероятно, нет», – утверждает Фрэнк Питтман, известный американский психиатр с сорокалетним практическим стажем, автор книги «Частная жизнь. Супружеская неверность и измена интимности» (Private Lives: Infidelity and the Betrayal of Intimacy). Он пишет: «Конечно, для них самих было бы лучше, если бы они избавились от своей зависимости. Даже угроза заражения СПИДом или публичного унижения не останавливает их перед тем, чтобы перестать спать со всеми подряд. Они не останавливаются и не могут остановиться».[130][131][132][133][134][135]