Сыновья и дочери незаурядных отцов
«Что для детей отцовской славы краше
Что славы сына краше для отца?»
Софокл, "Антигона" (пост, около 442 г до н.э.).
Прежде всего, следует отметить, что существуют заурядные и незаурядные отцы. Разберемся, что такое отец заурядный? Абсолютно похожих родителей не бывает, и поэтому возникает вполне законный вопрос, с какой частотой встречаются так называемые обычные, среднестатистические родители, в частности отцы? Быть может, сыновья и дочери незаурядной женщины отличаются от детей необычного, выдающегося мужчины? Быть может, роль такого отца не сопоставим с материнской?
Подобные вопросы способны запутать исследователя, теряющего в лабиринте спасительную нить логики. В этом смысле недостаточным кажется мне и мой собственный опыт, полагаться на который в поисках выхода — дело, быть может, и тщетное. Даже более чем десятилетняя практика не позволяет делать общих выводов относительно детей незаурядных отцов, из которых на глаза психотерапевту попадается максимум человек пять-десять за все время его работы, в отличие от неиссякаемого потока отпрысков обыкновенных семей. Приходится отказаться от практического материала и прибегнуть к помощи мифологии, хотя и ее приблизительность для меня очевидна.
Традиционно важную роль в жизни европейцев играет христианская и в какой-то мере иудейская мифология. На заре христианства широкое распространение получил миф о семье, а точнее говоря, о святом семействе — Деве Марии, Святом Иосифе и их сыне Иисусе. Как во всякой другой семье Иосиф был отцом и, надо сказать, отцом более чем заурядным. Первая христианская семья человеческой истории, согласно источникам, предстает как образец абсолютного матриархата. После помолвки с Иосифом Мария зачала, по ее словам, от Духа Святого. Иосиф по доброте душевной отнесся к странной беременности своей супруги с трогательным участием.
После того как Иисус появился на свет, Иосиф продолжал оставаться заботливым отцом, которому, однако, была отведена роль своего рода статиста. Вспомним, что в центре внимания богословов и художников, обращающихся к теме Рождества Христова, находятся, как правило, два персонажа — Мария и младенец Иисус. Говоря проще, «звезды» этого представления только они, те двое, к кому обращены молитвы и славословия верующих. Где же Иосиф? Да вот он где-то неподалеку, но всегда в сторонке, на заднем плане, как то и подобает заурядному, не привлекающему внимания отцу. Мы знаем, что он организовал бегство в Египет и возвращение в Израиль, но больше о нем почти ничего неизвестно. Новый Завет обходит его молчанием, апокрифы говорят немногим больше.
Лично мне непонятно, почему большинство людей придерживается мнения о том, что христианство принесло патриархат. В этой религии роли отца земного не придается никакого значения. Позволю себе усомниться в том, что Иосиф утешился мыслью о неком гипотетическом Святом Духе, овладевшем его женой.
Можно сказать, что у Иисуса было два отца. Первый — Иосиф, совершенно заурядный, простодушный плотник и заботливый кормилец; второй отец - Бог, Найдется ли существо более необычное, незаурядное, чем Господь Бог? Можно представить себе, как непросто иметь такого отца, которого нельзя увидеть, к которому невозможно прикоснуться, в существовании которого можно сомневаться.
Мифологемы в символической, образной форме представляют не жизнь индивида, а архетипы, которые могут проявляться у всех людей, будь то женщины, мужчины или дети. Так, задаваясь вопросом о степени различий между матерями и отцами, можно констатировать лишь то, что Мария и Иосиф архетипически несхожи. Она — благословенная, светлая Божья Матерь, почитаемая и святая, а он - кроткий, ничем не примечательный, бесславный и мимолетный статист. Архетипы либо олицетворяют базовые, классические ситуации, характерные для людей, либо проистекают из них. Вероятнее всего, архетипы имеют значение не только для человеческих существ, но и для животных, в частности млекопитающих. Например, наши ближайшие родственники, шимпанзе, проявляют мужские и женские качества в типичных играх, вращающихся вокруг разделения половых привилегий и власти. Самцы длительное время зависят от самок, и если последние по каким-то причинам исчезают из их поля зрения, самцы в страхе забираются на дерево. За исключением случки, они оказываются существами излишними и служат для самок лишь роскошной безделушкой, предметом развлечения и игры.
Что касается птиц, то их нельзя назвать нашими родственниками, и тем не менее павлин может служить прекрасной иллюстрацией вышесказанному, Его основное и чуть ли не единственное занятие, распускать свой удивительный хвост, привлекая, к себе внимание самок. К слову сказать, павлин чуть было не свел с ума Чарльза Дарвина. Знаменитый создатель теории эволюции был не в состоянии объяснить с точки зрения дарвинизма необходимость столь пышного, завораживающе прихотливого и красочного оперения,— каузальность спасовала. Не надо иметь слишком богатое воображение, чтобы представить себе самку павлина, которая замечает после случки со своим нарядным кавалером - «О, для этого ему совсем не обязательно распускать свой огромный хвост».
Не стоит забывать, что с точки зрения биологии мужчина, грубо говоря, самец человека, необходим лишь для полового акта. Женщины при желании способны защищать себя, добывать пропитание охотой, сбором ягод и грибов, а в современном обществе,— зарабатывать деньги на жизнь. У многих так называемых первобытных, примитивных народов женщины занимаются не только уходом за детьми, но и поиском пищи, сельскохозяйственными работами и.т. д., между тем как мужчины бездельничают, путаются у женщин под ногами и воюют друг с другом.
Святое семейство – это крайнее выражение матриархата. В данном случае мужское начало лишено того единственного, что и составляет «ценность» самца — способности к зачатию. Очевидно, сладостные утехи чувственных отношений, ради которых многие женщины терпят мужчин, Марии известны не были. Случайно ли, что воспитательницами детских садов и преподавателями начальной школы в 99% случаев работают именно женщины?
Даже в средней школе мы не встретим много учителей-мужчин. В данном вопросе наиболее последовательна позиция психологии развития. Речь идет об образе матери, которая может предложить малышу хорошую или плохую грудь, а также решительно влиять на первые годы его жизни. В связи с этим психологи единодушно присудили отцу роль «материнского резерва» («Mutterchens Hilfstruppe» [нем.]) или полезного нарушителя спокойствия, этакой «her majesty's loyal oppositions" (лояльная оппозиция Ее Величеству). Но ведь младенчество важнейшая пора жизни.
Выходит, что отец не только зауряден, по и попросту не нужен. Читатель может возразить; ребенку необходим отец, с которым он мог бы себя идентифицировать и на которого можно равняться. Именно отец учит ребенка азам общественной жизни, играя с сыном в футбол или восхищаясь летним платьем дочери, гуляющей с ним в парке. Однако по большому счету все это роскошь, безусловной необходимости в этом нет, хотя примеры несомненно милы.
На мой взгляд, заурядный отец не играет никакой роли в жизни семьи и детей. Его функции излишни. Между тем, можно ли вообразить жизнь без излишеств? В рамках общественной и профессиональной деятельности мужчина может быть незаменим, но как отец он — чистая формальность. Поэтому было бы правильней говорить не о мужском господстве, патриархате, а о фаллократии. Патриархат — столь же мнимая угроза, что и мельницы Сервантеса, на которые кидаются современные донкихоты в юбках из феминистского движения.
Существуют весьма влиятельные и выдающиеся мужчины, которые становятся не такими безобидными отцами, как Иосиф. Однако, как определить незаурядность индивида? Я попытаюсь ответить на поставленный вопрос, хотя и отдаю себе отчет в возможной «заурядности» своих суждений.
Большинство людей (около 90%) руководимо коллективным сознанием. Аристотель называл человека zoon paliticon, стадным животным, в том числе в позитивном смысле. Как правило, люди поступают так, как поступать принято, обращают внимание на общепризнанные вещи и т. д. Человеческая жизнь от колыбели до смертного одра протекает в русле коллективного сознательного и бессознательного. Наши взгляды в той или иной степени созвучны мнению большинства или самой влиятельной части оппозиции. Философия среднего обывателя представляет собой дайджест нескольких газет, популярных телевизионных передач и затертых частым употреблением книжных истин. Вместе с тем средства массовой информации отнюдь не создают коллективное сознательное и бессознательное, а только отражают его.
Существуют коллектив и антиколлектив, однако и тот и другой представляют собой совокупность людей, в какой-то мере поступившихся собственной самобытностью. И несмотря на то что, например, в политике царит мнимое разнообразие — тут и «правые», и «левые», и «либералы», внутри партий отсутствует какая-либо оригинальность. Человек — не Бог, не Создатель, а творение. Когда я окидываю взглядом поле с цветущими нарциссами, я не пытаюсь отыскать самый красивый, самый непохожий цветок. Я наслаждаюсь единообразием красоты.
Однако нет смысла отрицать тот факт, что и в искусстве, и в науке, и в сфере бизнеса встречаются личности выдающиеся, обладающие незаурядными творческими способностями. Как бы там ни было, я считаю, что подобные отцы — несчастье для детей. Мэри Уолкстоункрафт, дерзкая английская феминистка XIX столетия, любила цитировать философа Фрэнсиса Бэкона ( 1561 —1626 гг.): «А great man's wife and children can only be hostages of fortunes". Под словом «great» Бэкон подразумевал скорее всего человека абсолютно самодостаточного, могущественного, выдающегося, оригинального, дарования которого выходят за рамки привычного.
Подлинное оригинальное, творческое дарование требует напряжения всех душевных сил, превышающего порой человеческие возможности. Недавно я слышал мнение известного немецкого критика, имя которого, к сожалению, не припоминаю, что хороший писатель - чудовище - эгоистичное, самовлюбленное существо, развращенное нарциссизмом, отвратительное во всех своих проявлениях, кроме творчества. Христианско-иудейская мифология в этом смысле еще жестче. Достаточно вспомнить историю Авраама, величайшего творца, основавшего с благословения Господа народ Израиля, и его первенца Исаака. Авраам чуть было не убил своего сына. Бог повелел ему принести Исаака в жертву, зарезать его и сжечь тело, И отец вне всяких сомнений довел бы это дело до конца, если бы Бог не изменил свою волю. Как правило, я отсылаю читателя к христианской мифологии, но в данном случае позволю себе привести пример Агамемнона, владыки Греции, который принес в жертву свою дочь Ифигению.
В рамках мифологии выдающийся отец предстает не только как творческий, оригинальный и заботливый мужчина, но и как непредсказуемое существо, имеющее склонность к уничтожению своего потомства. Подтверждение тому мы находим и в истории Святого семейства. Все источники сходятся на том, что заурядный, ничем не примечательный плотник Иосиф был прекрасным отцом, «чоли» («tscholi»): неспособным причинить страдание ближнему. Отец другой, Господь Бог, был менее милостив. Он принес в жертву своего Сына, преследуя при этом цель спасения человечества. Но какой бы благородной задачей ни оправдывай Отец своей жертвы, Сын погиб, распятый на кресте между двумя разбойниками, в то время как отец земной не причинил Иисусу ни малейшей боли. Великий Отец — а кто может быть выше Господа — наблюдал за тем, как его дитя умирает в одиночестве и страшных мучениях.