Тенденциозные мифологические образы
Обратимся к рассмотрению самих мифов. Подобные образы могут быть весьма тенденциозными и иметь далеко идущие негативные последствия. Образ исключительно доброго отца может оказаться не лучше чем миф о каузальности всего сущего. В качестве примера может служить тенденциозная мифологема благородного героя, победителя дракона, каких бесчисленное множество. Достаточно вспомнить святого Георгия, покровителя Англии и солдат, Святого Михаила, покровителя полицейских, покоящегося в земле Дельфов дракона, умерщвленного Аполлоном.
Как и следовало предполагать, существует множество способов выяснить свои отношении с драконом, которого, согласно одной из легенд, святой Георгий отнюдь не убил, а лишь укротил. Широко известны истории о драконе, крадущем девственниц. Кража не остается безнаказанной. Появляется герой, убивает чудовище и освобождает девушку, которая вскоре выходит за него замуж. Существуют менее тенденциозные вариации этого мифа, фабула которых вращается вокруг чудесного превращения. Дракон оборачивается прекрасной девой, которая становится женой героя, олицетворяя тем самым удивительную метаморфозу — дракона приручают.
Психологи юнгианского направления полагают, что образ героя символизирует эго, побеждающее материнское бессознательное, освобождаясь тем самым от его влияния. Однако такое примитивное толкование всего лишь следствие того же мифа, преобразующего зловещего, демонического монстра в материнское бессознательное. Чудовище обитает, как правило, в аду и бывает убито. Истинность такой аллегорической интерпретации сомнительна. Вывод здесь до смешного прост: зло побеждено, а добро восторжествовало. Переживание подобного мифа об убийстве дракона следует подозревать в том случае, когда психотерапевт полагает, что полностью понимает скрытое содержание сновидений пациента. Или того больше, когда аналитик убежден, что постиг душу пациента или любого другого человека.
По роду профессии мне приходилось читать немало кандидатских докладов в Цюрихском институте Карла Густава Юнга, некоторые из которых были великолепны, а иные вызывали досаду. В последних предпринималась часто небезуспешная, на первый взгляд, попытка объяснить все: особенности характера, страдании, радости и патологии, оказавшиеся в центре внимания исследователя вопросов, связанных, например, с младенческой травмой, сексуальным насилием и.т. д. Заканчиваются такие работы триумфальным заявлением — все ясно, Карл Густав Юнг возражал против склонности некоторых психологов редуцировать сложные феномены по принципу мнимой простоты, наподобие того, как это сделал Фрейд, который свел всю совокупность душевной деятельности человека к сексуальности. Такие тенденции могут быть охарактеризованы как крайнее выражение мифологии убийства дракона. Хаос пытаются сделать прагматичным.
Образ победителя дракона, светлого, блистательного героя, иными словами, символ эго, чем-то подкупает. Скорее всего, людям приятно ощущать, что они способны на осознание. «Да будет свет» — вот девиз этой мифологии. Казалось бы, сколько радости сулит нам осознание всех зловещих аспектов личности. Увы, надежды рассеются как туман, если мы задумаемся над тем, что миф об убийстве дракона не что иное, как иллюзия, и, убивая чудовище, мы расправляемся с частью своей души, низвергая ее и только ее в пучину бессознательного. Полагают еще, что убить дракона — значит преодолеть страх. Но Серен Кьеркегор вполне справедливо заметил: «Лишь тот, кто научился бояться самого себя, понял главное».
Негативное воздействие могут оказывать не только тенденциозные положительные, но и отрицательные мифологемы. Например, вплоть до середины XIX века было весьма распространено мнение о том, что ребенок—творение дьявола, существо, руководимое Сатаной, который буквально рвется из него наружу. Многих детей приносили в жертву в надежде одолеть дьявола. В этой связи я припоминаю историю Меретлена из «Зеленого Генриха» Готфрида Кеттлеера. Однако негативный образ сатанинского ребенка не хуже, чем представление о невинном младенце, пострадавшем от родителей. Тенденциозность обнаруживается и в мифологическом восприятии женщины. На протяжении 2000 лет христианства вытеснялись демонические аспекты женского начала, что привело к созданию законченного образа Божьей Матери, непорочной и кроткой Девы Марии, чья чистота и благородство напоминает черты героя, победителя дракона. Игнорирование сексуальности в образе Марии, скорее всего, не так уж страшно, но вот попытка вытеснить агрессивные, разрушительные аспекты женского начала весьма небезопасны. «Мария от лукавства Сатаны нас оградит»,— писал К.Ф. Мейер в «Последних днях Гуггена».
Позитивный и привлекательный образ женского начала довольно непоследователен. Например, часто говорят, что, если бы миром правили женщины, матери, то прекратились бы войны, и противоречия, возникающие между нациями и политическими оппонентами, разрешались бы без применения силы. В частности, писательница Вирджиния Вульф полагала, что все вооруженные конфликты обязаны своим возникновением мужской агрессивности. Иными словами: женское начало, согласно этому мнению, аналогично миролюбию, подобно мифологическому образу Божьей Матери. Однако, вытесняя агрессивный аспект женского начала, мы теряем способность правильно оценивать и понимать его. Приведу пример из греческой мифологии: Афродита, олицетворившая женственность, была возлюбленной Ареса, бога войны. Олимпийские боги возрадовались, когда оба влюбленных попали в западню.
Что касается мифологического образа хорошего отца, якобы необходимо для здорового развития ребенка, то привлекательность его очевидна. При ближайшем рассмотрении данный образ оказывается одним из элементов естественнонаучного мифа, связанного с толкованием мира через причинно-следственные законы, с представлением о добре, порождающем добро, и зле, следствием которого может быть только зло. В эту мифологему следует включить и образ победителя дракона, берущий начало в образе Иисуса, одолевшего Сатану. Честно говоря, меня воротит от этого мифологического коктейля, результатом употребления которого становится инфантильность человечества. Неужели мы действительно дети, не несущие никакой ответственности за собственные неврозы и агрессии? Ведь, следуй этой логике, приходится отнести все негативные качества индивида на счет его родителей.
Необходимо еще раз упомянуть о вредных последствиях применения каузальных принципов и указать на существование психологической реальности. Никто не «обусловлен» своими родителями. Душа независима и существует как бы помимо причинно-следственных законов. Да, от родителей и окружающих людей нам достаются в наследство многие пороки и добродетели, однако из них мы «выбираем» лишь то, к чему у нас есть предрасположенность. Например, сказать, что грубый, равнодушный мужчина, подвергающий избиениям ребенка и жену, позаимствовал эти черты у брутальных матери и отца, было бы не совсем верно. Он научился у своих родителей тому, что ему нравилось. Винить во всех грехах отца и мать бессмысленно, это просто уловка человека, не желающего признавать правду. Детство многих милых, обворожительных людей протекало в отвратительной обстановке, и немало мерзавцев выросло в «оранжерейной» атмосфере. «Растет же под крапивой земляника, И благородный плод порою зреет Роскошнее среди плодов простых» * — говорит по этому поводу епископ Элийский в «Генрихе V» Уильяма Шекспира.
Каузальность соблазнительна, избежать ее бывает весьма сложно. Х.К. Фирц, известный цюрихский психиатр юнгианец, сказал как-то: «Последователи Юнга отличаются от других психологов прежде всего тем, что всегда ведут речь не о причинах, а о данности. Таким образом, они констатируют что-то, ничем это не обуславливая». Возникает вопрос, каким же образом психотерапевт, придерживающийся теоретических взглядов Юнга, сможет бороться с патологией, не определяя ее этиологию? Как можно лечить пациента, если терапевт не согласен с тем, что добро (а в данном случае его добрая воля) ведет к добру, а зло вызывает зло? Как помочь пациенту не перекладывать свою вину на родителей?
Следует подчеркнуть, что психотерапевт может исследовать психику только в отрыве от образов и представлений, будь то победитель дракона или каузальность. Скажем, для упомянутой мной пациентки, страдавшей бессонницей, грубость отца оказалась благословением. Она рано приобрела опыт, связанный с разрушительными аспектами отцовского архетипа. Защищаться ей пришлось уже самостоятельно, а это не так-то просто. Но к ее чести она никого не винила в своей бессоннице, а вела речь лишь о своих душевных переживаниях и частной жизни.
Базой для психологии, психотерапии и анализа служит мифология, и с ней связана большая часть психотерапевтической практики. Терапевт помогает пациенту обнаружить скрытый мифологический план своей жизни и создать тем самым миф о собственной личности. Так называемая viassa confusa, или бессмысленный хаос, каким представляется пациенту его жизнь и страдания, преобразуется благодаря усилиям психотерапевта, посвящающего долгие месяцы, а порой и годы анализу конкретного случая в осмысленную, мифологическую историю, своего рода новеллу, драму, трагедию или даже комедию. Превращение бессмыслицы в содержание — один из важнейших факторов терапевтического, благотворного воздействия на пациента. Запутанная жизнь постепенно обретает черты отчетливой биографии. В рамках всевозможных психологических школ даются различные толкования страданий пациента. В связи с этим у психотерапевтов возникает впечатление, что они интерпретируют жизнь человека по каузальным законам, в то время как в действительности они находят мифологию, которая вносит порядок в хаос жизни. Так, существуют мифологии Зигмунда Фрейда. Мелани Клейн, Альфреда Адлера, Гейнца Когута, Карла Густава Юнга и многих других. Все эти ученые, словно скульпторы, высекали из бесформенных жизней своих пациентов в грешное изваяние мифологической биографии.
Психотерапия и психология — скорее искусство, чем наука. В данном случае специалист имеет дело с психологическим материалом — сновидениями, фантазиями, чувствами и эмоциями который часто служит исходной точкой для написания романа, пьесы, стихотворения, трагедии в духе Шекспира, комедии, словом, источником для произведения искусства. Джеймс Хиллман писал: Занавес взмывает вверх, на сцене появляются боги, и мы не ведаем, что происходит, и можем лишь смутно догадываться, что что-то уже произошло».
На этом я, пожалуй, завершу разговор о позитивных аспектах образа зловещего отца и перейду к следующей главе, где речь пойдет об отце, которого никак не назовешь благословением для детей, о человеке необычном и творческом.
Глава 3