Спиритипы – это духовные образы, включающие мифологические и эзотерические символические образования

Спиритипические миры – иллюзорные миры, созданные воображением в подсознании человека, пока непонятно, под влиянием какого фактора, возможно, опирающиеся на мифологию предков, и спроецированные в сознание человека.

В некоторых религиях допускается множество миров, в которых может пребывать душа. Одной из таких религий является буддизм. Прежде всего, там есть представление о нирване – совершенном мире, где полностью отсутствует зло и нет течения времени в нашем понимании. Но обычный человек, даже очень хороший, не может в него войти. Для этого надо быть не только добродетельным, но и просветленным, т. е. понять, частью чего является человеческая жизнь. Но весь опыт нашей повседневности не дает ответа на этот вопрос.

Нирване противопоставляется сансара – совокупность миров, в которых в той или иной степени присутствует зло, что делает их несовершенными. Кроме того, в них есть время, что свидетельствует об их иллюзорности, – ведь время все уничтожает, и ничто не существует вечно. Эти два признака – наличие зла и времени – позволяют буддистам считать все миры сансары «нечистыми».

Большой интерес для нашего исследования представляет такой священный текст, как «Тибетская книга мертвых». В ней говорится о том, что существуют шесть основных миров сансары , куда люди чаще всего попадают после смерти. С психологической точки зрения иллюзорные миры сансары следует рассматривать скорее как полное метафизическое погружение в характерные для этих миров душевные состояния, нежели как реальные пространства, занимающие конкретную территорию в нашем трехмерном пространстве. Они существуют одновременно с нами, рядом с нами, вокруг нас.

В эти миры мы попадаем под влиянием преобладающей в нас душевной направленности. Она зависит от того, о чем мы обычно думаем и как именно, какие эмоции мы испытываем чаще всего, к чему стремимся, чего боимся, что любим и чем восхищаемся. Возможно, в этих созвучных нам мирах мы, в конце концов, закономерно оказываемся по окончании жизни. Люди, психологический тип которых соответствует тем или иным мирам, вполне узнаваемы в нашей повседневной действительности. Своим характерным способом восприятия реальности, эмоциональным откликом на события и вытекающими из этого поступками они сами создают свои миры.

Спиритипы – это духовные образы, включающие мифологические и эзотерические символические образования - student2.ru

Колесо Становления. Тибетская тангха изображает Яма Раджу, бога Смерти, крепко держащего Колесо Становления. Изображено около пяти спиритипических миров

Изменяя свое восприятие жизненных событий и поведение, мы можем начать резонировать с более высоким миром и, соответственно, улучшить наше будущее – посмертное или будущее этой жизни.

Итак, в этой главе я буду говорить о типах миров и типах созвучных с ними жизней людей.

Высший мир в сансаре – это мир дэвов , или богов. Он находится выше нашего мира людей и очень похож на христианский рай – там также не существует тяжелого труда, тягот жизни, а, напротив, царят всеобщее блаженство и беззаботность. Прекрасные пейзажи, сказочные дворцы, драгоценные камни, отдых, наслаждения, приветливые лица вокруг. Казалось бы, там есть все, чего только можно пожелать. И все же это только сансара …

В настоящий момент существует огромное количество различных картографий тонкоматериальных миров, которые в дальнейшем я буду называть спиритипическими .

Почему я считаю термин «тонкоматериальный» некорректным? Его можно разложить на два составных понятия «тонкий» и «материальный». «Тонкий» можно понимать как «не сразу заметный», «скрывающийся в глубине чего-то», такой, до какого нужно доискиваться. Понятие «материальный» подразумевает мир, в котором мы живем. Этот мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

Надо сразу сказать, что нет никаких подтверждений существования тонкоматериального мира, он существует только в человеческом сознании и воображении. В эзотерике тонкоматериальный мир считается частью реальности, однако доказательств тому также нет. С моей точки зрения, тонкоматериальный мир следует понимать как иллюзорный, созданный воображением, а значит, в реальности не существующий. Термин спиритипический (от лат. spiritus – душа, дух) с точки зрения психологии и трансоанализа представляется мне наиболее правомерным. Психология не должна использовать эзотерические термины, и трансперсональная психология здесь не исключение.

Алиса в Стране чудес

Синдром «Алисы в Стране чудес» назван мной по известной сказке Льюиса Кэрролла [18]. Многие мистики пребывают в так называемом своем собственном мире, придуманном ими же. Хороший пример тому можно найти в книге «Роза мира» Даниила Андреева, создавшего вымышленный мир Шанданакара. Особенность пребывания в мире фантазий состоит в том, что человек оторван от реальности, в которой живет, верит в исключительную важность своих грез и не желает от них отказываться.

Многие мистики, с которыми я беседовал, имеют синдром Алисы в Стране чудес. Конечно, не все мистики подвержены данному синдрому, многие из них имеют высокое духовное развитие и огромный запас действительных знаний о мироздании.

Страшная особенность синдрома Алисы в Стране чудес заключается в том, что в наиболее тяжелых его формах есть огромная вероятность развития шизофрении, и в этом случае человека очень сложно выдернуть из иллюзорного, взращенного им мира. Как правило, индивидуальные спиритипические миры мистиков более совершенны, чем материальная реальность, в них есть то, что нет у человека в реальном мире, в них содержатся мечты, фантазии, созданные воображением, как правило, в сверхъестественной обертке. Например, мистик по примеру Даниила Андреева выдумывает множество миров, в которых живут спиритипические существа. Некоторые мистические личности выносят их на бумагу, превращая свои фантазии в целые философские учения. Исследование данных текстов просто необходимо психиатрам и психологам трансперсональной направленности для возможной помощи конкретному человеку.

В настоящий момент можно говорить об увеличении количества литературы, где описываются спиритипические миры – фантазии мистиков. По всей видимости, вызвано это сложностью современного материального мира, особенно если учесть, что подобные фантазии возникают у обычных, психически здоровых людей.

Иногда человеку хочется убежать от многочисленных проблем реальности в свой собственный спиритипический мир и найти там утешение, ведь это подчас оказывается единственным местом, где человек делает то, что хочет, не думая о последствиях. Тем самым индивид все больше и больше уходит от реальности.

Для оказания помощи такому человеку хорошо подходит фэнтезитерапия, которая поможет ему сначала войти в свой фантастический мир и потом с помощью психолога постепенно выйти из него. Для того чтобы вытащить человека из мира фантазий, его необходимо убедить в значимости реальности, например, напомнить о том, что у него есть семья, работа, дети, которые нуждаются в его внимании и поддержке.

Однако если бегство от реальности уже развилось в полноценное психическое расстройство, помощь и реабилитация могут быть осложнены или, в самом худшем случае, невозможны.

Наши рекомендации