Глава 12. Притормозите «восходящую интонацию»

У нас с вами самая настоящая эпидемия. Хотя, если вы заразились, то вряд ли заметите это. Речь идет о восходящей интонации в конце предложения.

Результат: предложение похоже на вопрос.

Такие предложения-вопросы вызывают путаницу у большинства собеседников. Складывается впечатление, что говорящий не уверен в правоте своих слов. Или сомневается, насколько его слова приемлемы для вас. Как будто он ждет разрешения, чтобы поговорить с вами.

Дело в том, что для обычной светской беседы такая манера разговаривать вполне безвредна – и приемлема. Но в профессиональных кругах она может оставить неверное впечатление – как будто говорящему не хватает настойчивости и уверенности в себе.

В худшем случае может показаться, что говорящий способен изменить свою точку зрения, если вы не согласны! (Напоминает мне афоризм комика Гручо Маркса: «У меня есть принципы. Если они вам не нравятся, у меня есть другие» .)

В профессиональной среде, разговаривая с коллегами на собраниях или с клиентами в такой манере, вы проявите отсутствие уверенности, знаний и самоконтроля. Восходящая интонация в конце предложения может сбить с толку. Получается, что утверждение звучит как вопрос. В результате ваше сообщение, каким бы оно ни было, имеет намного меньше веса, чем если бы оно было произнесено нормальным тоном.

«Доброе утро всем. Меня зовут Ева? Я здесь впервые?»

Во-первых, такое впечатление, что со своим именем Ева еще не определилась. Интонация говорит о том, что она с радостью поменяет его, если оно не нравится аудитории!

Кроме того, кажется, она не уверена, действительно ли она впервые пришла сюда.

Это началось давным-давно с подростков, распространилось, как зараза, и охватило даже взрослых людей. Недавнее исследование лингвистов в Университете Калифорнии показывает, что такая манера говорить становится все более популярной в обществе, говорящем на английском языке. «Люди, которые завершают предложения восходящей интонацией, часто ошибочно кажутся ненадежными, недалекими, поверхностными и ничем не примечательными» , – говорят исследователи, подчеркивая при этом в утешение, что это далеко не всегда правда . Некоторые люди используют восходящую интонацию, чтобы продемонстрировать вежливость и эмпатию по отношению к другим. Но все зависит от того, что «услышит» собеседник.

Итак, запомните, что восходящая интонация допустима в неформальной беседе, а в профессиональной среде она создает неверное впечатление. (Как это прозвучало?)

Глава 13. «И каждый разговор, какой мне удается вспомнить…»

Помните песню Шарля Азнавура, когда он оглядывается на прожитую жизнь и говорит, что все разговоры, которые он вел, по сути, касались только его – и больше никого.

Вы когда-нибудь слышали фразу:

«Люди, которых ничего не интересует, не интересны никому» ?

Стоит запомнить. Во всех сферах жизни мы сталкиваемся с людьми, которым интересно только одно – говорить о себе. Вы даете им возможность «впустить» вас в разговор, но (и тут следует кивнуть головой, как Стивен Спилберг): «…стоило вам поверить, что можно вставить слово… как они продолжают свой монолог ».

Наверняка вам знакомы предупредительные сигналы перед «нападением» таких людей:

Он:«Как дела?»

Она:«Не очень хорошо. Я отравилась, ужасно себя чувствовала недели две, не меньше. Переживаю из-за Джереми. Как бы он не потерял свое место после одиннадцати лет работы…»

Он:«Я просто обязан рассказать тебе, что произошло в выходные, ты не поверишь!..»

Человек озабочен лишь собой. Вместо разговора получается монолог. Вряд ли кто-то возьмется утверждать, что никогда не сталкивался с таким типом людей. Им не интересно, что вы хотите сказать. Они жаждут только одного – чтобы вы послушали их. Ответная реакция, которую вы получите, если вам каким-то чудом все же удастся высказаться, лишь подтверждает это правило.

Если это ваш знакомый, с которым вы видитесь редко, хотя ваши встречи и не доставляют вам никакого удовольствия, есть надежда улизнуть. Все намного сложнее, если это друг или близкий родственник, и вам хочется обсудить с ним непростой вопрос или поделиться переживаниями. Некоторые просто не понимают, что поступают так. Они говорят только о том, что касается лично их; при этом не способны считывать язык тела собеседника, который показывает, что он тоже хочет участвовать в разговоре – или, возможно, уйти.

Если вам не повезло и вы наткнулись именно на такого человека, помните, что, как правило, это люди нарциссического склада, требующие к себе чрезмерного внимания, лести и преклонения.

Если перебить их, вы натолкнетесь на раздражение. Нельзя просто взять слово и изменить тему разговора. Их язык тела совершенно четко продемонстрирует, что они не собираются вас слушать.

Попробуйте ухватиться за то, что они говорят, и высказать свое мнение. Следуйте советам экспертов, ведущих ток-шоу и интервьюеров. Дождитесь возможности и переведите разговор на нужную вам тему. Как? Дождитесь фразы, которая хотя бы косвенно касается вашей темы .

Пример:

Мери:«И я сказала ему, что мы уже в третий раз ждем доставку, и каждый раз курьеру приходится везти морозилку обратно, потому что она бракованная. Нам должны позвонить из их клиентской службы, потому что я так зла на них…»

Вы(переводите разговор на интересную вам тему): «Это напомнило мне один случай лет десять назад, когда я ждала доставки. В общем, я собиралась повесить новые шторы и…»

Никто не любит слушать монолог. Плодотворная беседа – это всегда обмен мнениями. Нам приятно слушать, но при этом мы высоко ценим тех, кто умеет слушать сам.

Как написал поэт и государственный деятель Елизаветинской эпохи Фулк Гревилл:

«Друзья приятны нам не столько радостью, которую мы находим в общении с ними, сколько радостью, которую они находят в общении с нами» .

Наши рекомендации