Болезни психического старения.

I. Неспецифические психические расстройства

1. Поздняя шизофрения

2. МДП

3. Поздние соматогенные психозы

4. Травматические поражения мозга

II. Собственно-возрастные психические расстройства

1. Функциональные психозы

Ø инволюционная меланхолия

Ø инволюционные параноиды

· интерпретативный параноид

· галлюцинаторный

· параноид с бредом физического воздействия

2. Органические психозы

Ø сенильные деменции

Ø пресенильные деменции

· болезнь Альцгеймера

· болезнь Пика

· болезнь Крейтцфельдта – Якоба

· хорея Гентингтона

Типичного времени начала возрастных изменений в психической жизни человека нет, но чаще всего возрастные нарушения ВНД начинают выявляться в возрасте ближе к 75-80 годам.

Психические заболевания позднего возраста могут быть разделены на 2 группы:

Первую группу составляют больные, неспецифичные для старости, которые могут наблюдаться в любом возрасте. Основная часть этой группы эндогенные психозы (поздняя шизофрения), поздние соматогенные психозы.

Вторая группа – собственно-возрастные психические расстройства, эту группу заболеваний принято подразделять на функциональные и органические заболевания.

Соотношение функциональных и органических заболеваний 60% и 40%. Применение термина «функциональные психозы» по отношению к психическим нарушениям в старости в значительной степени условно.

По современной классификации функциональные психозы позднего возраста – это инволюционные психозы.

Инволюционные психозы – это психическое заболевание возникновение, которого связано с процессами старения и отсутствием тенденции к развитию органической деменции – т.н. адементные психозы.

Этиопатогенез.Возникновение психозов старческого возраста связано с суммарным действием различных факторов т.к. – особая психологическая ситуация в связи с возникшими в старости проблемами «приближение смерти», «трения с новым поколением», «нарастающее одиночество», «пенсионная депрессия», сосудистый фактор, наследственный фактор.

К патогенезу относятся – конституциональные, ситуационные, соматогенные факторы. Обоснованием является попытки связать возникновение психической патологии позднего возраста с возрастной физиологической перестройкой функций гипоталамуса и эндокринных желез.

Морфологически: изменения головного мозга обнаруживаются в виде дистрофических изменений и старческих бляшек в небольшом количестве в нейронах. Кроме того, наблюдаются неспецифические сосудистые изменения, а трофические изменения желез внутренней секреции и внутренних органов.

Инволюционные психозы – группа заболеваний, в которую входят инволюционная меланхолия и инволюционные параноиды.

Инволюционная меланхолия– это психоз возникающий в позднем возрасте, характеризуется депрессивным синдромом и не приводящий к развитию сенильной деменции.

Согласно данным A.Henderson (1994 г.) распространенность поздней депрессии варьирует от 5 до 44%. Симптомы депрессии наблюдаются у 30% больных психиатрических стационаров для пожилых.

Клиника.

Инволюционная меланхолия проявляется признаками тревожно бредовой депрессии, клиника складывается из угнетенного настроения, тревожного возбуждения со страхом, вербальных иллюзий, бреда осуждения и м.б. бред Котара.

Клиника инволюционной меланхолии имеет особенности:

- тревожное двигательное беспокойство;

- своеобразие депрессивного бреда с идеями «вины», «наказания» и также ипохондричными идеями нарушения функционирования кишечника и его последствиях в виде гниения, отравления, атрофии органов;

- динамика проявления психоза – на отдаленных этапах развития заболевания клиническая картина стабилизируется, становится однообразной, уменьшается напряженность депрессивного аффекта.

Инволюционные параноиды– это бредовые и галлюцинаторные психозы, возникающие в позднем возрасте и не приводящее к развитию органической деменции.

О распространенности инволюционных параноидов точных сведений нет. По данным F.Post (1989 г.) 4% лиц старше 65 лет высказывают идеи преследования.

Инволюционные параноиды отличаются рядом клинических особенностей:

- психопатологические расстройства тематически связаны исключительно с ситуацией переживания больных;

- их содержание направлено на лиц непосредственно или рядом живущих с пациентом, поэтому содержание бредовых идей представляется очень правдоподобным и выглядит как давний конфликт;

- галлюцинаторные расстройства главным образом представлены элементарными обманами восприятия;

- больные сохраняют социальную адаптацию, вне бреда не обнаруживается психических отклонений, что затрудняет распознавание заболевания.

Описаны 3 варианта инволюционных параноидов:

1. Интерпретативный параноид – представлен в основном параноидом жилья, носит «внутриквартирный» характер, т.е. в него вовлекаются лица с которыми больной пропивает. Жалобами таких больных является претензии на проникновение в их комнату посторонних лиц. Даже после кратковременного отсутствия обнаруживают порчу вещей, их пропажу. Характерен особый вид бредовой защиты, больные навешивают замки, наклеивают полоски бумаги на двери, посыпают пол порошком для обнаружения следов. Такие больные стремятся не покидать жилья, т.е. для них характерна как бы «жизнь в осаде».

2. Галлюцинаторный вариант параноида также представлен параноидом жилья, в центре клинической картины жалобы на невыполнимые условия проживания в квартире. Ведущими проявлениями болезни служат элементарные слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные галлюцинации. В соответствии с этим больные жалуются на постоянные стуки и шумы, неприятные запахи, потоки горячего или холодного воздуха. Больные вовлекаются в бредовые настроения лиц, живущих в соседних квартирах, т.е. такие психозы носят не «внутриквартирный», а «межквартирный» характер. Отсутствует такой дифференциальный признак, как симптом «проникновение соседей в жилье».

3. Параноид с бредом физического воздействия – основным признаком является элементарные галлюцинации. При данном расстройстве развивается феномен «целенаправленного воздействия на тело больного». У некоторых появляется чувство прицельного воздействия электрическим током, световыми лучами, холодным или горячим воздухом, осуществляемое с помощью особых аппаратов, при этом возникает чувство «открытости», незащищенности от постороннего физического влияния.

Описаны варианты параноидов могут не только сочетаться, но иногда и сосуществовать независимо друг от друга. В структуре параноидов достаточно постоянно обнаруживаются аффективные нарушения. Они м.б. либо с отрицательным знаком, либо с положительным знаком. Вектор аффективных изменений определяет степень, активность и направленность бредового поведения больных. В период сниженного настроения, больным свойственны пассивно-оборонительные варианты поведения. При наличие повышеного аффективного фона защитные мероприятия больных выходят за пределы квартиры: они активно обращаются во все инстанции, пишут многочисленные жалобы, добиваются повторных комиссий, пытаются организовать проведение судебных экспертиз. В этот период больные могут оказаться социально-опасными.

Параноиды протекают с периодическими экзацербациями, возникновение которых связано с влиянием внешних факторов. Наряду с этими больные сохраняют в целом удовлетворительную социальную адаптацию.

Наши рекомендации