Эмоционально – неустойчивое РЛ.

Характерно импульсивность и отсутствие самоконтроля в сочетании с неустойчивостью настроения и бурными аффективными вспышками.

Выделяют два типа: импульсивный и пограничный.

Импульсивный тип соответствует возбудимой психопатии. При психопатии данного типа сильная эмоциональная возбудимость, которая обнаруживается уже в дошкольном возрасте – дети часто кричат, любые ограничения вызывают у них бурные реакции – протеста. Это «грудные» дети. Наряду со вспыльчивостью и раздражительностью они жестоки, злопамятные и не уживчивы. Претендуют на лидерство. Не всегда удерживаются в школе или ПТУ, поступив на работу, вскоре увольняются.

Сформировавшаяся психопатия возбудимого типа проявляется приступами гнева, ярости, аффективными разрядами и резким двигательным возбуждением. Они способны совершить необдуманные, порой опасные действия.

В жизни это активные, но не способные к целенаправленной деятельности люди, неуступчивые и мстительные. Среди них нередки лица с расторможенностью влечений склонные к сексуальным извращениям.

Пограничный тип –данную личность отличают повышенная впечатлительность, эмоциональная лабильность, живость воображения. В детском возрасте они игнорируют школьные порядки и родительские запреты, плохо успевают, несмотря на хорошие интеллектуальные возможности.

К отличительным свойствам относятся лабильность самооценки, непостоянство жизненных установок, целей и планов. Они внушаемы, податливы влияниям извне, легко предаются пьянству, могут даже приобрести криминальный опыт (чаще маленькое мошенничество).

Жизненный путь представляет весьма неровны, с неожиданными поворотами в социальном маршруте и семейном статусе. Эти «зигзаги» не препятствуют достаточно хорошей адаптации – они легко приспосабливаются к новым обстоятельствам, находят работу, устраивают заново быт.

Истерическое РЛ.

Они внутренне малосодержательны, пустые и даже убогие. У них нет собственного мнения, их суждениям не хватает зрелости, серьезности. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», капризность отмечается еще в дошкольный период, в юношеском возрасте проявляется эгоцентризм, неорганизованность, склонность к авантюрам.

Они не способны к систематическому упорному труду, пасуют перед задачами требующими настойчивости и солидарной профессиональной подготовки. Им нравится праздная жизнь, они самозабвенно участвуют в празднествах и банкетах, посещают модные «тусовки», упорно следуют моде. Они быстро влюбляются, заводят многочисленные, бурные, по продолжительности романы.

Стараются подчеркнуть свою одаренность, пользуясь поверхностными сведениями из разных областей науки и искусства, преувеличивают свое общественное положение, намекая на тесные связи с высокопоставленными лицами.

Среди данных психопатических личностей выделяется отдельная группа патологических аферистов. Из их числа формируется пестрая галерея мелких мошенников, прорицателей, брачных аферистов и шарлатанов, выдающих себя за врачей.

Также выделяют Нарциссическое РЛ. Определение «нарцисс» восходит от греч. мифологии (Нарцисс влюбился в собственное отражение в воде и погиб при попытке обнять его).

Нарциссическим личностям свойственны патологическая амбициозность, самомнение, высокомерие. «Нарциссы» всегда уверены в своей значимости, правоте, не переносят критики, склоны преувеличивать свои знания, достижения. В погоне за всеобщим восхищением они выбирают определенные профессии: их совершено не устраивает работа, не обеспечивающая быстрой славы и публичного признания.

Психопатическое РЛ.

Выделяют два варианта:

- Ананкастическое – принадлежит группе тормозимых психопатий. Ананкастов отличается любовью к чистоте и порядку, педантизм, неуверенность, упрямство, чрезвычайная осторожность. Симптомы заметны уже в младшем школьном возрасте, когда обнаруживается обостренные впечатлительность, ранимость, боязнь опоздать в школу, отвечать у доски. В связи с имеющей тревожностью рано появляется вера в приметы, защитные ритуалы, заклинания. Например, чтобы избежать плохой отметки – они поднимаются по школьной лестнице через ступеньку, во время экзамена берут билет левой рукой. Психастеникам свойственна склонность к сомнениям, отсутствие уверенности в собственных чувствах и правильности поступков.

С годами нарастает тревожность, стремление к стабильности, избегание непривычных ситуаций. На первый план выступает чрезмерная бережливость, которая с годами приобретает черты патологической скупости.

- Тревожное – к основным чертам относится стеснительность, сверхчувствительность в сфере отношений с окружающим и связи с этим – ограничение контактов, покорности и нерешительность.

Эти лица в детстве робкие, пугливые, сторонятся животных, боятся темноты, одиночества. Обычно они слывут «домашними детьми», в школе чувствуют себя неуютно, избегают шумных игр, являются объектом для насмешек, дружат с детьми младшего возраста, с которыми чувствуют себя уверенно.

Особенно отчетливо нарастают тревожность и избегающие поведение при вступлении в самостоятельную жизнь, предполагающее новые, незнакомые ситуации.

В этот период у них окончательно формируется представление о личной непривлекательности и социальной неприспособленности. Лучше всего они чувствуют себя в узком кругу хороших знакомых людей. Они настолько робкие, что боятся поступать по собственному разумению. Неприспособленны к физическому труду, постоянно озабочены тем, как бы кого не обидеть. Это очень совестливые, добрые люди склонные к состраданию, всегда готовы помочь попавшему в беду. Такие личности обычно пополняют ряды чрезмерно заботливых родителей, «самоотверженных» дедушек и бабушек, опекают своих детей и внуков до такой степени, что не разрешают им переходить с оживленным движением транспорта и т.д.

Обычно эти лица хорошо компенсируются. При устоявшемся укладе жизни им удается преодолевать свои сомнения. В экстремальных ситуациях эти люди могут совершено неожиданно обнаружить несвойственную им отвагу. По образному выражению П.Б. Ганнушкина: «Это тот храбрец, который бросается вперед с закрытыми глазами».

Зависимое РЛ.

Его отличает пассивность, подчиняемость, внушаемость, утомляемость, несамостоятельность. Признаки этого расстройства обнаруживаются в школьные годы, проявляясь астеническими чертами – резким утомлением к концу занятий, повышенной робостью, застенчивостью; нерешительностью. В семье они находятся на положении «взрослых детей» за которых родители или супруг решают все вопросы. Они не противоречат сослуживцам или родственникам.

Наши рекомендации