О компромиссах: личное мнение
Некоторые популяризаторы Йоги, по-моему, злоупотребляют крайностями. Они говорят от имени Йоги так: ритм и только ритм ежедневно и в любой час. Иначе беда. Почему же такая строгость и категоричность? Скажите, дает ли нам оптимальные возможности для постоянного соблюдения ритма окружающая жизнь? Разумеется, нет. Как же быть тогда?
Я тоже стою за стремление к идеалу, совершенству. Однако хотя оно и манит человечество, но легко ли достижимо? Я в личной долголетней практике непрерывно сталкивался и сталкиваюсь с преградами на пути. Сюрпризы питания, условий отдыха, аритмия труда и многое другое— ведь это постоянно сбивает с намеченного пути. Как же быть?
Словом, сообразуясь с духом йоги, я все же держусь за более «мягкую» Йогу, за доступный максимум. А как же иначе? Если все ежедневно будут долгими часами сосредоточиваться в мантрамах: (элементы самовнушения), пребывать в позах и т. д.— то кому же пребывать «в пересменках» у доменных печей, круглосуточно водить поезда и самолеты, выращивать хлеб и т. п.? Все это элементарно.
Вот почему директивные указания от имени Йоги «или — или» мне не кажутся оправданными. В своей практике, не однажды низвергаясь в разряд нечистых, я убедился вполне в наличии «доброй» Йоги. Когда бы обстоятельства ни приводили меня к сбивке ритма, питания и прочего, явсякий раз по возвращении в лоно, праведных чувствовал себя хорошо, будто в жару припал к свежему роднику...
Даже сам факт, что произошло возвращение на эту тропу, как мне думается, производит некий самостоятельный и весьма важный положительный эффект. Это уж благодаря влиянию психологии на физиологию...
Даже использование отдельных разделов из цикла Йоги, когда кто-либо не хочет илине может ею воспользоваться в комплексе, уже полезно, идет ли речь о питании, дыхании, гигиене и т. д.
Видимо, в категоричности «или польза - или вред» кроется одна из причин того, что Хатха-йога не стала главной философией и практикой здоровья. Если «смягчить» и «умилостивить» Йогу по принципу, мною предлагаемому, вот тогда-то она и всегда и для всех окажется вполне приемлемой.
Кое-кто из «защитников» Йоги утверждает, что, мол, она открывает все «секретные замки», под которыми хранятся здоровье и долголетие. Почему же? Ведь история человечества достоверно доказывает, что не существует единой всеобъемлющей методы, так сказать панацеи. Некоторые считают, что еще не все жители планеты «созрели» для восприятия Йоги. Пусть даже так. Но тогда не резоннее ли будет, пока все не стали единомышленниками, разрешить желающим заниматься йогой, пусть даже адаптированной, не стопроцентной.
По-моему, так и надо поступать. А как же иначе? Каждый ли может, находясь в гуще многоголосой и много контактной жизни, иметь условия для неукоснительного следования всем требованиям учения йогой. Думается, этого можно достичь лишь двумя способами: либо уйдя от жизни, либо с помощью полного равнодушия к ней. Но едва ли найдётся много охотников искать этого самого уединения. Не говоря уж о том, что и найти место для него трудновато, да и кормить отшельников теперь что-то не в моде...
А равнодушие: допустимо ли оно? Нет и нет. Равнодушие— духовное самоубийство.
Значит, надо добиваться таких условий, чтобы Йога синхронно вписывалась в жизнь. Это веление здравого смысла.
Дать исчерпывающие советы для всех и каждого невозможно. Эту задачу должен решать каждый в меру своих знаний, опыта, возраста, склонностей и обстоятельств. Но не торопиться. Вдумчиво, не раз примерясь, что-то приняв или откинув — и только потом отрезав.
Первое — заниматься Йогой или нет. Если да, то сколько и как, чем именно и в какой последовательности. Если нужен ритм, то такой, чтобы он не входил в конфликт с ритмом деловой жизни и даже ее аритмией. Скажем, вы решаете приступать к упражнениям через полчаса после пробуждения. Но когда оно у вас? Вы всегда просыпаетесь утром или корректируют жизнь обстоятельства? Значит, назначайте себе занятие «через полчаса», в какое бы время вы ни вставали с постели.
Если воздух в районе, где вы живете, не очень хороший, то, не оставляя мыслей об упражнениях, надо подобрать такие, чтобы одни можно было делать дома, а другие — идя на работу через парк, сквер и т. п. Но делать с таким, же «смыслом» и сосредоточением, как дома. Живя в одной комнате с другими, можно договориться об очередности занятий.
Всегда можно найти компромиссы. Допустим, обычный утренний час для занятий застал вас в поезде, где никаких условий для выполнения привычных асан не предвидится. Нет ванны, душа и т. д. Что ж, считать положение непоправимым? Ничуть. Мудрая йога говорит: сделай сейчас все возможное и, главное, не унывай. Важно держать общий верный курс. В конце концов, вымыться и обтереться можно и мысленно. В этом случае самовнушение «заменил» (по закону связанности психологии с физиологией) душ и матерчатое полотенце...
И действуйте все время в таком же духе! Вот тогда, мне думается, вы и докажете себе, что главное в Йоге вами понято и к здоровью вы стремитесь искренно. Как видите, я стою на позициях самого верного учителя — здравого смысла. Он же подсказывает мне, что каждый волен выбирать любую «систему» здоровья, какая ему по душе. Лишь бы эффект был благотворным.