О компромиссах: личное мнение

Некоторые популяризаторы Йоги, по-моему, злоупо­требляют крайностями. Они говорят от имени Йоги так: ритм и только ритм ежедневно и в любой час. Иначе беда. Почему же такая строгость и категоричность? Скажите, дает ли нам оптимальные возможности для постоянного соблюдения ритма окружающая жизнь? Разумеется, нет. Как же быть тогда?

Я тоже стою за стремление к идеалу, совершенству. Однако хотя оно и манит человечество, но легко ли до­стижимо? Я в личной долголетней практике непрерывно сталкивался и сталкиваюсь с преградами на пути. Сюрпри­зы питания, условий отдыха, аритмия труда и многое дру­гое— ведь это постоянно сбивает с намеченного пути. Как же быть?

Словом, сообразуясь с духом йоги, я все же держусь за более «мягкую» Йогу, за доступный максимум. А как же иначе? Если все ежедневно будут долгими часами сосредоточиваться в мантрамах: (элементы самовнушения), пребывать в позах и т. д.— то кому же пребывать «в пересменках» у доменных печей, круглосуточно водить поезда и самолеты, выращивать хлеб и т. п.? Все это элемен­тарно.

Вот почему директивные указания от имени Йоги «или — или» мне не кажутся оправданными. В своей прак­тике, не однажды низвергаясь в разряд нечистых, я убе­дился вполне в наличии «доброй» Йоги. Когда бы обстоя­тельства ни приводили меня к сбивке ритма, питания и прочего, явсякий раз по возвращении в лоно, праведных чувствовал себя хорошо, будто в жару припал к свежему роднику...

Даже сам факт, что произошло возвращение на эту тропу, как мне думается, производит некий самостоятель­ный и весьма важный положительный эффект. Это уж бла­годаря влиянию психологии на физиологию...

Даже использование отдельных разделов из цикла Йоги, когда кто-либо не хочет илине может ею восполь­зоваться в комплексе, уже полезно, идет ли речь о пита­нии, дыхании, гигиене и т. д.

Видимо, в категоричности «или польза - или вред» кроется одна из причин того, что Хатха-йога не стала главной философией и практикой здоровья. Если «смягчить» и «умилостивить» Йогу по принципу, мною предлагаемому, вот тогда-то она и всегда и для всех окажется вполне приемлемой.

Кое-кто из «защитников» Йоги утверждает, что, мол, она открывает все «секретные замки», под которыми хра­нятся здоровье и долголетие. Почему же? Ведь история человечества достоверно доказывает, что не существует единой всеобъемлющей методы, так сказать панацеи. Не­которые считают, что еще не все жители планеты «созре­ли» для восприятия Йоги. Пусть даже так. Но тогда не резоннее ли будет, пока все не стали единомышленниками, разрешить желающим заниматься йогой, пусть даже адаптированной, не стопроцентной.

По-моему, так и надо поступать. А как же иначе? Каж­дый ли может, находясь в гуще многоголосой и много контактной жизни, иметь условия для неукоснительного следо­вания всем требованиям учения йогой. Думается, этого можно достичь лишь двумя способами: либо уйдя от жизни, либо с помощью полного равнодушия к ней. Но едва ли найдётся много охотников искать этого самого уедине­ния. Не говоря уж о том, что и найти место для него труд­новато, да и кормить отшельников теперь что-то не в моде...

А равнодушие: допустимо ли оно? Нет и нет. Равноду­шие— духовное самоубийство.

Значит, надо добиваться таких условий, чтобы Йога синхронно вписывалась в жизнь. Это веление здравого смысла.

Дать исчерпывающие советы для всех и каждого не­возможно. Эту задачу должен решать каждый в меру сво­их знаний, опыта, возраста, склонностей и обстоятельств. Но не торопиться. Вдумчиво, не раз примерясь, что-то при­няв или откинув — и только потом отрезав.

Первое — заниматься Йогой или нет. Если да, то сколь­ко и как, чем именно и в какой последовательности. Если нужен ритм, то такой, чтобы он не входил в конфликт с ритмом деловой жизни и даже ее аритмией. Скажем, вы решаете приступать к упражнениям через полчаса после пробуждения. Но когда оно у вас? Вы всегда просыпае­тесь утром или корректируют жизнь обстоятельства? Зна­чит, назначайте себе занятие «через полчаса», в какое бы время вы ни вставали с постели.

Если воздух в районе, где вы живете, не очень хоро­ший, то, не оставляя мыслей об упражнениях, надо подо­брать такие, чтобы одни можно было делать дома, а дру­гие — идя на работу через парк, сквер и т. п. Но делать с таким, же «смыслом» и сосредоточением, как дома. Живя в одной комнате с другими, можно договориться об очередности занятий.

Всегда можно найти компромиссы. Допустим, обычный утренний час для занятий застал вас в поезде, где никаких условий для выполнения привычных асан не предвидится. Нет ванны, душа и т. д. Что ж, считать положение непо­правимым? Ничуть. Мудрая йога говорит: сделай сейчас все возможное и, главное, не унывай. Важно держать общий верный курс. В конце концов, вымыться и обтереть­ся можно и мысленно. В этом случае самовнушение «заменил» (по закону связанности психологии с физиологией) душ и матерчатое полотенце...

И действуйте все время в таком же духе! Вот тогда, мне думается, вы и докажете себе, что главное в Йоге вами понято и к здоровью вы стремитесь искренно. Как видите, я стою на позициях самого верного учителя — здра­вого смысла. Он же подсказывает мне, что каждый во­лен выбирать любую «систему» здоровья, какая ему по ду­ше. Лишь бы эффект был благотворным.

Наши рекомендации