Протокол включенного наблюдения
Графа 1. «Время консультации»: записывается время консультации, в течение которого психолог производит свои записи (например, 10 минут от начала консультации, 25 минут и Т. п.).
Графа 2. «Поведение клиента»: фиксируются речевые и неречевые особенности в поведении клиента, внешне выраженные свойства его характера, данные о его внутреннем состоянии в начале консультации и на протяжении всего разговора.
Графа 3. «Начало консультации»: характеристика позиции клиента в начале консультации (активная, пассивная), были ли применены активизирующие средства со стороны психолога с целью «запуска» разговора, как клиент включился в беседу.
Графа 4. «Жалоба клиента»: особенности рассказа клиента о своей проблеме (на что и на кого он жалуется, какие аргументы приводит в защиту своего мнения, как описывает свою проблемную ситуацию).
Графа 5. «Объяснения клиента»: интерпретация и оценки клиента, его объяснения, отношение к проблеме, его видение своего собственного места и участия в возникновении и разворачивании проблемной ситуации.
Графа 6. «Позиция клиента»: какова позиция клиента по отношению к его проблеме (пассивная, страдательная, позиции смирения, апатии, депрессии или активная, оптимистичная, с выраженным желанием что-то изменить к лучшему, приложить свои усилия).
Графа 7. «Ожидания клиента»: что клиент ждет от психолога и консультации (психологической поддержки, конкретной помощи, советов и рекомендаций, просто разговора по душам и Т. п.).
Графа 8. «Готовность к разговору»: степень доверия и открытости клиента по отношению к разговору, проявление психологических защит со стороны клиента.
Графа 9. «Отношение к психологу»:как клиент относится к психологу и каким образом это отношение меняется в ходе консультации.
Графа 10. Отношение к советам психолога»: особенности отношения клиента к советами рекомендациям, которые высказывает психолог в конце беседы (активно, с явно выраженным желанием реализовать советы психолога, или пассивное, при отсутствии желания приложить свои силы к изменению собственной проблемной ситуации).
Графа 11. «Прогноз»: психолог записывает свои впечатления по поводу предполагаемого поведения клиента и развития его проблемной ситуации.
В психологическом обеспечении педагогического процесса, в построении системы индивидуального сопровождения педагога необходимо учитывать его возраст, педагогический стаж и особенности профессионально – педагогической деятельности (Н. В. Клюева, 2000). Эта система (адаптированный вариант) представлена в табл. 9.
Та6пица 9
Система индивидуального сопровождения педагога
Стаж работы | Характеристика профессиональной деятельности педагога | психологическое сопровождение |
1-5 лет | Адапгация выпускника среднего или высшего | Основные задачи: |
учебного заведения К условиям работы в ОУ. | • предупредить в процессе адаптации разо- | |
• Знает достаточно много, но мало уыеет. | чарования и конфликты; | |
• Сосредоточен на себе, на своих возможностях. | • ооддержать педагога эМОНИоналыю, укрепить веру в себя. | |
• Ориентация на такие ценности, как | Наиболее эффективные методы: | |
«семья», «близкие люди», «друзья. | • балЛИНТОВСКие группы (обслуживание за‑ | |
•Использует дисциплинарные методы | труднений, встречающихся в профессио‑ | |
воздействия. | нальной деятелыНости в условиях группы); | |
• В общении с детыли преобладают приказы, негативно окрашенные обращения к детям | • вИДеоТренинги профессионально‑ педагогического общения; | |
• посещение уроков психологом с последующим их обсуждением с педагогом | ||
6-10 лет | Стабилизация профессиональной деятель- | Основные задачи: |
ности педагога, формирование | • помочь педагогу в осмыслении СВОИХ ре‑ | |
профессиональиой позиции. | сурсов(позитивных возможностей)и огра‑ | |
• Совершенствует арсенал методов и | ничений; | |
приемов обучения, воспитания и | • наметить методы совершенствования | |
коррекции. | профессионального мастерства. | |
• Уменьшается количество конфликтов,сВЯ- | Наиболее эффективные методы: | |
занных с потребностыо самоутвердиться | • тренинг личностного роста; | |
в глазах коллеги учащихся. | • индивидуально-конСУлыапнвная помощь | |
• Повышается значимость профессиональной деятельности в жизни | ||
11-15 | «Педагогический кризис», СВЯЗЭННЬЧ1 с | Основные задачи: |
лет | осознанием противоречия между желанием | • ЧРЧДОТВМТИТь стереотипизацию |
что-то изменить(ыетоды работы, стиль | профессиональной деятельный; | |
общения с людьми и др.) и возможностями. | • формировать способности к восприятию | |
• Проявляет 6олыиий интерес К учеиикам. | нового; | |
• Умеет наладить конструктивные отношения | • развивать творческий потенциал | |
с учениками. | педагога. |
Окончание табл. 9
Стаж работы | Характеристика профессиональной деятельности педагога | психологическое сопровождение |
• меньше использует тре6ования, угрозы | Наиболее эффективные методы: | |
и наказания. | • рефлексивные тренинги; | |
Стереотипизация профессиональной | • организация педагогических мастерских; | |
деятельности | рабата в творческих прсектных группах | |
16-20 | кризис«середины ЖИЗНИ» (предварительных | Основная задача: |
лет | итогов жизни). | • СМЯГЧИТЬ кризис »СВРВДИНЬI жизни». |
• Возникает несоответствие между «я-реаль- | Наиболее эффективные методы: | |
ным» и «каким 6ы я хотел быть». | • коммуникативные тренинги; | |
• Возможно некоторое снижение профес- | • групповые формы организации досуга по | |
сионализма или расцвет профессионализма, увлеченность своим делом | интересам | |
21-25 | «Пик» профессионалынойдеятелыiости: | Основная задача: |
лет | педагог - мастер. | • ЭаВОВВдТЬ доверие педагога в совместной |
• Высокий уровень профессионалыiо значи- | работе. | |
мых качеств. | Наиболее эффективные методу: | |
• Возможность посвятить себя профессии. | • индивидуальнсе консультирование у | |
• Стабильность в социалы1о-экономическом | педагога-мастера по вопросам проблем | |
плане. | ребенка; | |
• НетотоВНостб к контакту с психологом | • ОрГдНИЗдЦИЯ мастер-классов | |
Свыше | «Синдром сгорания»; 6иологическсе и | Основные задачи: |
25 лет | профессиональное старение (невоспри- | • СМЯГЧИТЬ «синдром сгорания»; |
имчивость к новому, нарушение отношений | • подготовка к переходу на «заслуженный | |
партнерства с детьми), ПСйХ0эмоциональнсе | отдых». | |
перенапряжение | Наиболее эффективные методы: | |
• поддерживание статуса «ветерана»; | ||
• «озвучивание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях коллектива |
Таким образом, психолог, сопровождая педагога, вместе с ним достигнет определенных результатов в работе: поможет улучшить самочувствие педагога и снять внутреннее напряжение, обсудить проблемные ситуации в работе и выработать эффективные способы их разрешения.
Профессионально-ориентированные, деловые взаимоотношения психолога и педагога могут быть углублены и окрашены эмоционально-личностными оттенками. Психолог должен стараться быть принятым в педагогическом коллективе, иметь со своими коллегами доброжелательные и достаточно доверительные отношения, видеть за
«фасадом» профессионального поведения педагога «простого человека», с его личностными, семейными и социальными проблемами.
Личность педагога - это «инструмент» его педагогической профессии, и, как всякий рабочий инструмент, он должен быть в порядке – ухоженным, отлаженным, сбалансированным.