Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих

Участник сопровождения ЦВЛИ Методы работы
gдминистрация Управленческое и органи- 1. Интервью с педагогом.
  зационнсе обеспечение 2. Информирование о перспективах деятельности
  профессионального роста педагога в ДОУ.
  педагога З. Создание в коллективе атмосферы поддержки и сотрудничества
Методист Профессиональная под- 1. Интервью с педагогом.
  держка и помощь педагоry 2. Посещение и анализ занятий с детьми.
  в разрешении про- З. Анализ и оценка профессиональной деятельности
  фессиональных проблем педагога.
    4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста
Психолог Повышение психологиче- 1. Интервью с педагогом.
  ской компетентности 2. Психологический анализ педагогической
  педагога деЯтвльности.
    З. Психологическое тестирование.
    4. Проведение рейтингое и анализ их результатов.
    5. Проведение психолого-педагогических семинаров, тренингов,консИЛиумов
Педагог Повышение профессио- 1. Самоанализ педагогической деятельности.
  нального мастерства 2. Анализ педагогической деятельности совместно
  и психологической с администрацией, методистом и психологом.
  компетентности 3. Обсуждение результатов рейтингов.
    4. Участие в семинарах, конференциях, курсам повышения квалификации, тренингах и в группах личностного роста

В имеющейся психолого-педагогической литературе отмечается, что наряду с организацией взаимодействия между всеми субъектами сопровождающих существенную роль в эффективности коррекцион­но-развивающей работы с ребенком играет психологическое обес­печение педагогического процесса. Основным «сопровождающим» педагога в этой ситуации является психолог. Очень часто, однако, взаимопонимание «сопровождаемого» и «сопровождающего» ослож­няется. Педагоги психолог иногда говорят на разных «языках», Т. К. сфера научно-психологического знания отчуждена от педагогичес­кой и психологической практики: часто педагоги в рекомендациях психологов не находят ответа на сущностью важные для себя вопро­сы: как поступать в той или иной реальной проблемной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятель­ность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребен­ка в конкретной ситуации его бытия.

Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психоло­гии управления детским коллективом и группой и др.

Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат при­чиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффек­тивности совместной работы в логике сопровождения.

Следовательно, еще одним направлением работы по повышению эффективности сопровождения будет:

· повышение психологической компетентности педагога;

· расширение знаний основ педагогики у психологов.

В литературе (Р. В. Овчарова, 1999, Н. В. Дубровина, 1991) доста­точно хорошо раскрыты направления такой ра6отьг через организа­цию семинаров, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения Ква­лификации и др. Нам же хочется особо подчеркнуть, что без взаимопонимания и «разговора» на понятном для всех языке не мо­жет состояться командная работав идеологии сопровождения.

Психологи педагог существенно различаются по своим профес­сионaльным позициям. Однако эти различия не должны препятство­вать их конструктивному сотрудничеству. Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути реше­ния проблем в сферах профессиональной деятельности педагога:

· «Педагог - ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);

· «Педагог - группа» (общение со всей группой детей, малой

· группой);

· «Педагог - ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его. родителями);

· «Я - педагог» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника).

В каждой из этих областей, составляющих профессиональную де­ятельность педагога, психолог может помочь педагогу в решении его

проблем:

· поддержать в раскрытии индивидуальности педагога, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для педагога нервными срывами;

· раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой детей дошкольников разного возраста; найти свой стиль общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим осо­бенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталос­ти, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;

· помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в об­щении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику раз­говора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, ин­дивидуализации педагогических воздействий и др.

Наиболее эффективными формами организации помощи педаго­гу являются педагогические тренинги и индивидуальные консультации.

Педагогический тренинг направлен на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с учащимися, их родителя­ми; администрацией и коллегами по работе. Проводить его имеет право только сертифицированный специалист-тренер.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу (просьбе) педагога и фиксируются в специально разработанном протоколе пос­ле работы с педагогом - «клиентом». Содержание протокола конфиденциально и используется психологом только для психотерапевти­ческой работы с данным «клиентом». На протоколе не должно быть фамилии, имени, отчества педагога, а проставляется код или гриф, понятный только консультирующему. Приведем пример протокола включенного наблюдения, разработанный Натальей Самоукиной (1997).

Наши рекомендации