Соматически ослабленные дети и их сопровождение
Соматически ослабленные дети - одна из распространенных «групп риска» в дошкольных образовательных учреждениях, что, очевидно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.
Группа эта разнородна, Т. К. различны причины, вызывающие ослабленность ребенка. Среди этих причин - вредности, действующие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотравмирующие ситуации, гиповитаминозы и др. Однако есть ряд достаточно характерных признаков (симптомов), объединяющих таких детей.
Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение чаще пониженное. Ребенок чувствителен к яркому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.
Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (спонтанные или при переутомлении и эмоциональном напряжении), повышенная потливость (гипергидроз), колебания артериального давления и др. Характерны снижение аппетита и беспокойный сон. Распространена метеочувствительность.
Отмечаемые в разных сочетаниях, описанные признаки представляют собой так называемый астенический синдром. Проявления астенического синдрома наряду с невротическими переживаниями ребенка, чаще вызываемыми психотравмирующими ситуациями и режимом запретов и ограничений, в условиях которого ребенок чувствует себя «не таким, как все», накладывают отпечаток на его адаптационные возможности.
Трудности в адаптации -'нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства, переход в другие условия со сменой социальных ролей - например, в другой детский сад, изменение типа или структуры внутрисемейных отношений - развод родителей, утрата родных и близких). Такие и им подобные события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготовки к возможным переменам превращаются в психогенные факторы, приводящие к развитию ответных реакций дезадаптации. И эти реакции наиболее тесно связаны по времени возникновения и по содержанию переживаний с психотравмирующими ситуациями именно у детей раннего и дошкольного возраста.
Картина дезадаптационных нарушений охватывает соматовегета-тивный уровень (нарушения аппетита, сна, расстройства функций
отдельных органов и систем) и эмоционально-волевую сферу (снижение настроения, капризность, страхи и др.). Возможны нарушения поведения (агрессивные и асоциальные поступки), состояния тревожности и беспокойства и ряд других патологических проявлений. Все это затрудняет и общение ребенка в коллективе сверстников и педагогов, закономерно накладывая негативный отпечаток на его развитие.
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям ДОУ Неблагоприятные проявления могут варьировать от форм кратковременного отрицательного эмоционального состояния с ухудшением сна, аппетита, способности к контактам с другими детьми до тяжелых, протекающих со стойкими нарушениями поведения, граничащими с преневротическими состояниями и/или соматическими (в Т. Ч. психосоматическими) заболеваниями. Степень выраженности патологических проявлений при этом во многом зависит ОТ двух групп факторов.
Первая группа состоит из факторов, которые требуют учета со стороны службы сопровождения, но не могут быть полностью устранены или в значительной степени скорректированы. Среди них:
1) состояние здоровья и уровень развития ребенка;
2) возраст ребенка;
3) факторы анамнеза: биологические (например, токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах, заболевания ребенка в постнатальном периоде развития) и социальные (отсутствие соответствующего возрасту режима сна, бодрствования, активности, питания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, имеющийся у ребенка опыт посещения дошкольных образовательных учреждений и др.).
Вторая группа факторов подконтрольна службе сопровождения и характер их воздействия напрямую зависит от ее деятельности. В их числе социально-психологический климат в учреждении, степень квалификации сотрудников ДОУ, уровень тренированности адаптационных возможностей ребенка (наличие или отсутствие закаливания, характер питания, уровень сформированности качеств социальной зрелости - коммуникативной культуры, характера поведения и многое другое).
Однако, поведенческие нарушения в период адаптации (а по окончании его и на протяжении дальнейшего обучения и воспитания) требуют дифференциации. Нельзя требовать от ребенка, чтобы его поведение было всегда оптимальным. Незрелость мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения, естественной для ребенка дошкольного возраста. Так, будучи увлеченным игрой, ребенок может не сразу ответить на предложение идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают игрушку или уводят от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утомлен, он может расстроиться от незначительного порицания или неудачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.
Поведение ребенка можно считать неадекватным в там случае, когда он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных биологических и психологических потре6ностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
К неадекватным реакциям относятся (Р В. Тонкова-Ямпольская и соавт., 1981):
· упрямство как отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых (например, ребенок отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет спать, мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и Т. п.);
· капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое
либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается (например, просит куклу, а когда получает ее говорит: «Не хочу куклу»);
· немотивированный плач, возникающий у ребенка при самой незначительной причине (например, воспитатель не сразу завязал ему шнурки);
· отказ от контактов с педагогами, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха;
· отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один; в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях;
· двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не удерживается на месте и не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен К устойчивому вниманию, мешает играть другим детям, агрессивен, кричит, отнимает игрушки, затем ломает или бросает их.
Необходимо уточнение причин таких проявлений. Ребенок может иметь некоторые врожденные предпосылки к ним. Например, наследственную предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности или другие врожденные варианты, связанные с неблагоприятными условиями внутриутробного развития (заболевания, стрессы у матери во время беременности, употребление ею спиртных напитков, неадекватное питание, поздние токсикозы и пр.). В период раннего детства на первый план выступают уже социальные причины - неблагоприятный социально-психологический климат в семье, разные виды депривации и др.
Возможны варианты, связанные с неадекватным формированием психической конституции или наличием каких-либо дизонтогенетических проявлений, например, задержанного психического развития или проявлений состояний аутистического спектра.
В дифференциальной диагностике на первый план выступает тщательное медицинское обследование, включающее как анализ анамнестических сведений, таки комплекс соответствующих клинических и лабораторно-инструментальных исследований.
Сопровождение таких детей варьирует в зависимости от возможностей учреждения, о6условливаемых его профилем и штатным расписанием. Однако, вне прямой зависимости от этого, организация сопровождения будет включать уже ставшие традиционными основные направления (с рядом уточнений), которые представлены на рис. 5.
Раскроем содержание работы. В этой организации можно условно выделить общие (системные) и частные (индивидуальные) аспекты. В общих (системных) аспектах сопровождения соматически ослабленных детей большую роль играет организация режима дня, структура которого остается традиционной для дошкольного возраста -дневной сон 2-2,5 часа, ночной сон 10-11 часов, время активного бодрствования 6-6,5 часов, 4 кормления. Период бодрствования заполняется программными занятиями, играми, прогулками, обеспечивающими решение задач всестороннего воспитания и развития. Однако необходимо помнить, что функциональные возможности детей 3-7 лет ограничены возрастом, состоянием
Рис. 5. Направления работы по сопровождению соматически
ослабленного ребенка
здоровья и, как следствие, уровнем работоспособности, что целесообразно учесть для рационализации режима дня. Особое внимание при работе с соматически ослабленными детьми важно уделить следующим моментам (перечень которых, безусловно, может быть расширен в зависимости от особенностей учреждения и конкретных характеристик групп детей).
1. Индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его составляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение выраженности нагрузок или освобождение от отдельных занятий при проявлениях метеочувствительности, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т. п.).
2. Формирование и повышение нервно-психической устойчивости к обязательным занятиям (что одновременно является и подготовкой к школьному обучению) - по ознакомлению с окружающим, развитию речи, элементарных математических представлений; музыкальным, физкультурным и др. целесообразно сочетать занятия со статическим напряжением (рисование, аппликация, конструирование, лепка) и динамическим (музыкальным, физкультурным). С целью снижения уровня напряжения возможно перераспределение уплотненности нагрузок в течение дня, например за счет переноса одного из четырех занятий на вторую половину дня.
З. Создание оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, достаточная освещенность, мебель в соответствии с результатами антропометрии, одежда ло возрасту и по сезону и Т. д.).
4. Организация питания в соответствии с возрастной группой, типом учреждения.
Большую роль играет поддержание санитарного режима ДОУ как комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения острых инфекционных заболеваний и профилактику их дальнейшего распространения среди детей и персонала. Это приобретает особую актуальность в связи с перечисленными выше особенностями соматически ослабленных детей, приводящими (в том числе в связи с высоким уровнем выраженности дистресса) к снижению неспецифической и специфической резистентности (сопротивляемости). Особого внимания требуют следующие элементы: соблюдение правил приема детей в учреждение (как первичного, так и после заболевания, длительного (более 3-х дней) отсутствия), формирование у детей гигиенических навыков, правильная организация уборки помещений, мытья посуды, обработки оборудования и инвентаря, хранения белья и т. п., поддержание постоянного санитарно-дезинфекционного режима.
Частные (индивидуальные) аспекты организации сопровождения соматически ослабленных детей целесообразно рассматривать в контексте деятельности специалистов разного профиля.
Медицинское сопровождение. В сопровождении соматически ослабленных детей медицинские аспекты выступают на первый план, прежде всего, санитарно-гигиенические: адекватное освещение, строгое соблюдение режима проветривания и т п. Важно, чтобы медицинский и педагогический персонал работали во взаимодействии.
Особенности деятельности таких детей требуют распределения времени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это актуально даже для игровой деятельности, Т. К. астенические проявления препятствуют длительной концентрации его внимания. Это не значит, что нужно отстранять ребенка от деятельности группы. Необходимо формировать у него чувство принадлежности к детскому коллективу и развивать уверенность в своих силах.
Огромное значение придается закаливающим мероприятиям, которым в обязательном порядке должна предшествовать беседа с родителями для объяснения им необходимости тех или иных процедур, а также согласование с врачом.
Большую роль в медицинском сопровождении играют массаж, поддерживающая фито- и аппаратная физиотерапия. Эти мероприятия также должны проводиться с учетом показаний и противопоказаний, а следовательно, невозможны без консультации с врачом.
Хороший эффект могут дать витаминные препараты и адаптогены, особенно в весенний период. Необходимо предостеречь от самовольного «назначения» этих и других лекарственных средств, Т. К. необходима тщательная оценка показаний и противопоказаний, а также риска, связанного с возможными побочными эффектами.
Целесообразно обратить внимание на реализацию прививочного графика ребенка. Ослабленность организма позволяет предполагать более выраженные, чем у здоровых сверстников, реакции, что может стать причиной отказа родителей от прививок. Деликатная работа с ними педагогов и врачей позволит им адекватно соотнести риск проведения той или иной прививки и отказа от нее. Безусловно, это не понадобится при медицинских противопоказаниях.
Психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию невротических проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект могут иметь игровые тренинги, направленные на моделирование житейских ситуаций, в которых ребенок может проявить уверенное поведение от лица персонажа (что закономерно облегчает такую задачу), методы эмоционально-образного воздействия (например, театральные инсценировки) и др. Психокоррекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.
Педагогическое сопровождение. Важное место в развитии ребенка занимают дозированные физические нагрузки. Дети в возрасте 34 лет (а соматически ослабленные дети и дольше) неспособны к сильному и длительному физическому напряжению, свойственному, например, таким играм, как футбол, баскетбол и др. Это во многом связано с тем, что у них не6олы чая по отношению к весу мышечная масса, слаб связочный аппарат, недоразвиты тормозные процессы и др. В связи с этим отмечается быстрая утомляемость, дети нуждаются в частой смене форм движений. Наиболее предпочтительны лечебная физкультура, подвижные игры, умеренные двигательные упражнения и музыкально-ритмические занятия.
Социальное сопровождение. Деятельность социального педагога начинается с ознакомления с условиями проживания ребенка (тщательной оценки жилищно-бытовых условий, наличия у ребенка условий для занятий и игры в домашних условиях), родительского отношения, что позволит правильно построить работу с родителями. Особое внимание целесообразно уделить деликатной коррекции патологических стилей воспитания, постепенно формируя у родителей представления о последствиях гипер- или гипоопеки.
Указанные аспекты представляется целесообразным выделить в качестве основных. Однако необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характерные общие проявления соматической ослабленности у детей. Это ни в коем случае не исключает возможности Их уточнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.