Основные направления работы медицинской сестры по профилактике кишечных инфекций у детей
О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых врачей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в стационарах или на дому определяется сроками, установленными Министерством здравоохранения РФ.
Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой работой по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходящих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на правильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Профилактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матерями по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время приема здоровых и больных.[8,c.71]
Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслуживанию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посещении направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.
При посещении детской поликлиники дети проходят через специально выделенные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квалифицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет температуру тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедленно показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют домой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При установлении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслуживания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят соответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бактериологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]
Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в проведении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприятий.
Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Проводится по трем основным направлениям:
а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;
б) защита от заноса инфекции в детское учреждение;
в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распространения.
Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей дифтерии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберкулез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником инфекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как известно, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изолировав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.
В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое своевременное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требовать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посещении ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны контролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]
Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в ясли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квартире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Сведения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, кожу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.
Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллективе случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в детском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь представление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.
Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризничает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тщательно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сыпи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ребенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболевшим ребенком.[7,c.10]
При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное разобщение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в другие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицинское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в контакте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.
Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри коллектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа заболевших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]
Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.
Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях
Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.
Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.
Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]
Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.