Исследование познавательного контроля при восприятии
При проведении исследования использовалась методика «Исследование познавательного контроля при восприятии».
Цель: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.
Материал для проведения опытов: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги [Приложение 1]. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер. До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей.
Процедура исследования.
Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.
Опыт №1
Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Как можно быстрее прочитайте сверху вниз слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»
После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым (фиксируется время правильного чтения; если испытуемый допускает ошибку, то он повторяет чтение с начала).
Опыт №2
Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.
Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите сверху вниз цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»
Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте (в случае ошибки цвета звездочек они называются с начала).
Опыт №3
Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее сверху вниз назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»
Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова (в случае ошибки цвета чернил, которыми написаны слова, они называются с начала).
Обработка результатов
Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.
Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:
П = Т3 – T2,
где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.
Под интерференцией понимают тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность.
Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1
Результаты опыта №1
Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды |
2.2 | 2.15 | 2.05 | |||
2.05 | 2.05 | ||||
2.25 | 2.2 | 2.4 | |||
2.3 | 2.15 | 2.15 | |||
2.1 | 2.3 | 2.25 |
Таблица 2
Результаты опыта №2
Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды |
2.1 | |||||
2.05 | 2.4 | 2.05 | |||
2.3 | 2.15 | 2.2 | |||
2.25 | 2.1 | 2.15 | |||
2.05 | 2.3 | 2.3 |
Таблица 3
Результаты опыта №3
Респон-денты | Время выполне- ния зада- ния, секунды | Кол-во ошибок | Респон-денты | Время выполне-ния задания, секунды | Кол-во ошибок | Респон-денты | Время выполне-ния задания, секунды | Кол-во ошибок |
4.1 | 3.5 | 3.7 | ||||||
3.9 | 4.2 | 3.9 | ||||||
4.15 | 3.75 | 4.05 | ||||||
4.05 | 4.25 | |||||||
3.85 | 4.25 | 4.15 |
При повторном проведении данной методики получены следующие результаты, которые представлены в таблицах 4, 5 и 6.
Таблица 4
Результаты опыта №1 после повторного проведения
Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды |
2.05 | 2.05 | ||||
2.15 | 2.10 | 2.25 | |||
2.1 | 2.05 | ||||
2.05 | 2.15 | 2.1 |
Таблица 5
Результаты опыта №2 после повторного проведения
Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды | Респонденты | Время выполнения задания, секунды |
2.05 | |||||
2.2 | |||||
2.15 | 2.05 | 2.05 | |||
2.1 | 2.05 | 2.1 | |||
2.1 | 2.1 |
Таблица 6
Результаты опыта №3 после повторного проведения
Респон-денты | Время выполне-ния задания, секунды | Кол-во ошибок | Респон-денты | Время выполне-ния задания, секунды | Кол-во ошибок | Респон-денты | Время выполне-ния задания, секунды | Кол-во ошибок |
3.35 | 3.2 | 3.55 | ||||||
3.15 | 4.05 | 3.4 | ||||||
3.25 | 3.9 | |||||||
3.3 | 3.6 | |||||||
3.15 | 3.9 | 4.05 |
Данная методика используется для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие, но мы, исходя из нашей цели и гипотезы, обращали внимание на время прохождения и количество ошибок.
Далее были сопоставлены результаты среднего значения времени каждого опыта, данные приведены в таблице 7.
Таблица 7
Сопоставление результатов среднего значения времени каждого опыта
2.17 | 2.07 |
2.15 | 1.79 |
3.98 (0.66) | 3.57 (0.25) |
При проведении исследования также применялась методика «Личностный характер восприятия».
Цель: исследование роли апперцепции методом узнавания.
Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности, от прошлого опыта.
Материалы для проведения опытов: набор из 10-и предметов известных испытуемому и незнакомых, не встречавшихся в повседневной жизни испытуемого (катушка с нитками, наперсток, кассета для фотопленки, гвоздь, губная помада и др.), секундомер.
Порядок работы: экспериментатор заранее знакомится с набором предметов. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Экспериментатор фиксирует время, которое понадобилось испытуемому, чтобы правильно определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. Если в течение 5-ти минут испытуемый не дает правильного названия предложенного предмета, то экспериментатор переходит к следующему предмету, при этом в протоколе отмечается, что испытуемый не справился с данным заданием. По окончании опытов в ходе беседы с испытуемым экспериментатор выясняет связь названных предметов с его прошлым опытом (часто ли испытуемый применяет тот или иной предложенный предмет, видел ли он раньше те предметы, название которых не смог определить в процессе осязания и т. п.).
Обработка результатов. Результаты опытов заносятся в таблицу, на основании результатов опытов и беседы с испытуемым выясняется роль прошлого опыта (т.е. апперцепция) в осязательном восприятии и правильном определении предметов. На основании результатов экспериментатор пишет заключение.
В связи с тем, что методика № 2 требует больших временных затрат было принято решение использовать данные 8-ми респондентов.
Результаты исследования приведены в таблице 8.
Таблица 8
Анализ результатов методики «Личностный характер восприятия»
Респондент | Время, секунды |
После повторного проведения, получены следующие результаты, которые приведены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты повторного проведения методики «Личностный характер восприятия»
Респондент | Время, секунды |
При сравнении результатов первого и второго применения методики №1, а также результатов первого и второго применения методики №2, отмечается, что время восприятия при повторном применении сокращается.
На основе полученных результатов было отмечено, что студенты быстро узнавали предметы, хотя некоторые из них немного волновались, когда не могли с первого раза узнать предмет. Также, по мнению респондентов, было выявлено, что предметы, с которыми они взаимодействуют более часто, легко узнаются (на узнавание требуется меньше времени).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную сферы жизни.
В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическим развитием. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.
В бессознательной жизни главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовное развитие человека.
Со времени зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.
Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов, была подтверждена, цели и задачи достигнуты.