Предупреждение различных патологических симптомов
Убольных с афазией на определенных этапах спонтанного восстановления речи могут появляться те или иные патологические симптомы нарушенной речевой функции. К ним прежде всего относятся аграмматизм типа «телеграфного стиля», который может наблюдаться при эфферентной и реже при афферентной моторной афазии, разнообразные литеральные и вербальные парафазии, наблюдающиеся в основном при сенсорной афазии, и аграфия.
При спонтанном восстановлении речи многие из этих симптомов преодолеваются с трудом, даже спустя 6—10 месяцев после инсульта. Однако возможно создать такие условия, в которых эти патологические речевые симптомы либо не возникают, либо позже проявляются в меньшей степени. Для предупреждения аграмматизма и параграмматизма типа «телеграфного стиля» у больных с моторной афазией используется не только самый ранний этап восстановления, когда активная развернутая речь больного еще отсутствует, но и непосредственно следующий за ним период восстановления коммуникативной функции речи. В целом предупреждение «телеграфного стиля» на раннем этапе длится от 2 до 4 месяцев работы. Для преодоления этого вида аграмматизма уже на этапе овладения слоговой структурой слова стимулируется употребление в ответах на вопросы глагольная лексика. Так как синтаксической категорией высказывания является предложение, больной на раннем этапе восстановления ставится в условия использования высокочастотных в разговорной речи клишеобразных высказываний, отличающихся элементарной, но высокопредикативной синтаксической структурой. Это прежде всего слова да, нет, на(те), дай(те). Не стимулируя названия предметных картинок, логопед просит больного дать или попросить тот или иной предмет или картинку. В работе по стимулированию этих слов целесообразно использовать как предметныe, так и сюжетные картинки из различных лото, построенных по разным классификационным признакам («Лото на четырех языках», лото с классификацией предметов по признакам: продукты, одежда, мебель и т. д., лото «Транспорт», «Животные», «Овощи»). Рисунки, входящие в эти лото, больной находит по различно формулируемым заданиям: дайте нож; дайте то, чем режут; дайте острый предмет! дайте соломенную шляпу, кочанную капусту, то, на чем лежат и сидят, чайную ложку, из чего едят, чем едят и т. д., на что больной отвечает словом «нате».
В шутливой, игровой форме прорабатываются слова да, нет, тут, там. Например, логопед утверждает, что на картинке кошка, тогда как в действительности на ней изображен дом. Больной в таких случаях спорит с логопедом, утверждает истину. Местоимения вводятся вместе с модальными глаголами буду, хочу, могу (в будущем времени). Делается это потому, что они обладают большой побудительной и мотивационной значимостью, связаны с оречевлением потребностей больного.
С помощью этих глаголов больной должен сообщить о том, чем он занимался в течение дня. Сначала варианты сообщений составляет логопед, затем события дня уточняются в процессе беседы, и логопед стимулирует высказывание больного с помощью наводящих вопросов, позже больной самостоятельно — устно и письменно — рассказывает о прошедшем дне: «Я ел, пил, спал, читал, писал, говорил», «Я встал, умылся, оделся, пошел есть (кушать), позавтракал, пошел заниматься, потом пошел гулять, обедать» и т. д.
Тогда же в речь больного вводятся наречия и местоимения в косвенных падежах: сегодня, вчера, мне холодно или тепло и т. п.
Глаголы, как правило, требуют употребления какого-либо определенного словосочетания. Существительные же |наоборот, могут обрастать различным числом глаголов в самых разных их формах. Эти грамматические особенности глагола и существительного логопед использует в дальнейшей работе по предупреждению аграмматизма.
В заключительном периоде ведется работа с больными по усвоению дополнений с предлогами во всех косвенных падежах.
Предупреждение аграмматизма, характерного для больных с «височными» афазиями, также начинается на раннем этапе после инсульта. В основе этого предупреждения лежит восстановление возможности называния, т. е. более свободного нахождения больными звукового образа слова, в работе логопед опирается не на сюжетные, а на предметные картинки.
Из различных лото логопед отбирает картинки разных классификационных групп, например: мяч и виноград, стол: и автобус (машина), заяц и велосипед и т. д. Ко всем| предметным картинкам он пишет соответствующие слова.Первоначально больные ориентируются при выборе рисунка лишь на длину слова и семантическую независимость этих слов. Постепенно расширяя круг включаемых для акустического опознания слов, логопед предлагает картинки-названия одной семантической группы: стол — диван — кресло, т. е. слова очень далекие по звуковой структуре; постепенно круг этих слов расширяется, и больному предлагают выбрать из большого числа предметных картинок те, которые относятся к мебели.
Так же проводится акустическое распознавание слов других семантических групп, при этом определяются свойства, качества предметов, их назначение и т. п. Больным предлагается дифференцировать предметные картинки по другим семантическим признакам, например, посуду связать с буфетом, белье с гардеробом, инструмент с соответствующим ему ящиком, диких животных с лесом к т. д., т. е. восстанавливать прочное зрительное представление, соотнесенность множества предметов с каким-либо общим для них признаком. Наконец, проводится работа по нахождению изображений предметов по их частным признакам.
Подобная работа не только закрепляет предметную отнесенность слова, но и приучает больных к краткости речевого выражения, концентрирует их внимание на родовой и числовой принадлежности предмета, подчеркнутой флексиями прилагательных.
Использование различных вариантов обыгрывания отдельных свойств предмета приводит к более уверенному, непарафизическому нахождению слов. Так же строится работа и по расширению глагольного запаса слов, связи одного глагола с разными существительными, уточняется различие разных видов передвижения. Логопед обращает внимание больного на то, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
Предупреждение вербальных парафазий и характерного для больных с сенсорной афазией аграмматизма осуществляется на раннем этапе восстановления без использования письменных упражнений на заполнение флексий, предлогов и т. п., так как письменная речь больных расстроена и опирается в основном на сохранное чувство языка и оптическое опознание признаков предмета.