С расстройствами аутистического спектра

Составила: зам. зав. по ВМР МБДОУ №65

Сивова А.С.

Брошюра адресована родителям, воспитывающим детей с РАС, специалистам, работающим с этими детьми, а так же родителям детей, которые совместно обучаются с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В брошюре собраны сведения о различных типах расстройств аутистического спектра, изложены их предполагаемые причины, способы отграничения их от сходных состояний, особенности развития детей с РАС.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства эмоционально-волевой сферы.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.

Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать? Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 000 детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4 :1 до 4,8 :1.

Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, среди многообразия проявлений психической дефицитарности аутичных детей в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования их аффективной сферы, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, специальной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.

АУТИЗМ И РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. При этом основным признаком аутизма являются проблемы при установлении социальных контактов.

Согласно новейшей редакции Международной классификации болезней (МКБ-10), к аутизму и расстройствам аутистического спектра относятся:

· Детский аутизм (ранний аутизм, синдром Каннера).

· Синдром Аспергера (аутистическая психопатия).

· Синдром Ретта.

· Атипичный аутизм.

Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

Для синдрома Каннера (РДА) характерны следующие основные симптомы:

· Ребенок с аутизмом с начала жизни не может устанавливать полноценные отношения с окружающими людьми.

· Признаки аутизма проявляются не позднее 2-3 лет.

· Больной с аутизмом не использует (или недостаточно использует) речь в целях коммуникации.

· Пациент с аутизмом предельно отгорожен от внешнего мира. Он игнорирует внешние раздражители до тех пор, пока они не станут непереносимыми.

· Зрительный контакт с другими людьми резко ограничен или отсутствует.

· Собственное «Я» ребенка с аутизмом развивается с опозданием.

· В речи пациента наблюдаются эхолалии (как непосредственные, так и отставленные) — так называемая «попугайная или граммофонная речь».

· Ребенок с аутизмом склонен к стереотипным играм. При этом он обычно использует для игр неигровые предметы.

Синдром Аспергера

В отличие от детского аутизма, при этом синдроме больные сохраняют способность общаться на интеллектуальном уровне, но не способны контактировать на уровне эмоций.

Критерием постановки диагноза является наличие минимум двух симптомов, свидетельствующих о затруднении социальных взаимодействий:

· Пациенты не используют или испытывают выраженные затруднения при использовании невербальных компонентов общения (жестикуляция, изменение выражений лица, взгляд глаза в глаза).

· Больные не испытывают спонтанной потребности разделять свои эмоции или достижения с окружающими.

· Они терпят неудачу при попытке построить отношения со сверстниками.

· Выявляется отсутствие эмоциональной или социальной взаимности.

· Кроме того, при синдроме Аспергера наблюдаются такие признаки аутизма, как:

· Отсутствие поведенческой гибкости, невозможность отступить от шаблона при выполнении каких-то ежедневных рутинных действий.

· Наличие стереотипных интересов, в которые пациент «погружается с головой» при чрезмерной степени увлечения или интенсивности сосредоточения.

· Стереотипные движения (верчение ладонью или пальцем и т.д.).

Синдром Ретта

До начала болезни ребенок развивается нормально, признаки аутизма отсутствуют, иногда наблюдается некоторое отставание моторного развития. В возрасте 8-30 месяцев больной становится отрешенным, моторные навыки и речь постепенно утрачиваются. Ребенок с аутизмом теряет способность удерживать предметы, возникают мышечные атрофии, дистония, атаксия, развивается кифоз и сколиоз. На смену жеванию приходит более простой акт сосания. Появляются дыхательные расстройства.

В возрасте 5-6 лет признаки аутизма становятся менее выраженными: ребенок может усваивать отдельные слова, становится способен к примитивным играм, однако затем вновь наступает ухудшение. Возникают тяжелые двигательные нарушения, нарастает атрофия мышц, развивается глубокое слабоумие.

Атипичный аутизм

Симптомы этого заболевания схожи с признаками детского аутизма. При этом отсутствует один или несколько признаков аутизма, характерных для синдрома Каннера.

Для атипичного аутизма характерны следующие симптомы:

· Появление признаков аутизма в возрасте 3 года и старше.

· Стереотипное, повторяющееся, ограниченное поведение.

· Нарушение социального взаимодействия.

· Обычно атипичный аутизм возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелыми расстройствами речи.

Так как ранний детский аутизм вобрал в себя наиболее яркие черты, характеризующие расстройства аутистического спектра, то речь преимущественно пойдет именно о РДА.

Наши рекомендации