Как научиться лучше запоминать и быстрее находить слова?

Даже если больной достиг значительных успехов в восстановлении речи, у него могут остаться трудности, связанные с недостаточным объемом внимания, памяти, замедленным темпом подбора нужного слова в нужный момент. Такие расстройства обозначаются как нейродинамические, поскольку проявляются в недостаточной подвижности (динамичности) нервных процессов.

Преодоление этих изменений требует выполнения достаточно сложных заданий, тренирующих внимание, память, речевое мышление.

Для укрепления внимания полезны такие виды деятельности, как:

• Рисование фигур, требующих двигательных переключений.

• Воспроизведение серий движений кисти — К — Л — Р (кулак — ладонь — ребро); Р — Л — К; Л — Р — К.

• Воспроизведение серии движений органов артикуляции с заданным числом повторов: 1 раз подуть — 2 раза поцокать языком (повторить это 7 и более раз подряд); 3 раза подуть — 2 раза чмокнуть губами (повторить 5 и более раз подряд).

• Прослушивание воспроизводимых кем-либо ритмических фигур и отстукивание или отхлопывание их.

• Решение разного рода головоломок (ребусы, лабиринты, «найди отличия» и пр.), содержащихся в журналах, книгах для детей.

• Отсчитывание от 100 по 3, 7, 9. Аналогично — от 300, 500 и пр.

• Устное решение арифметических примеров и задач.

• Подчеркивание заданной буквы в тексте объемом в одну, две, три страницы.

Для тренировки памяти можно использовать следующие виды работы:

• Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур и цифр в прямом и обратном порядке (число элементов ряда постепенно увеличивать), телефонов. Качество запоминания проверяется по тому, как больной воспроизводит запомненное на бумаге.

• Заучивание наизусть стихотворений.

• Восприятие и запоминание со слуха и с последующим повторением услышанного по памяти: тех же рядов звуков, слов, фраз и текстов, что и для восприятия со зрительной опорой.

Примеры для запоминания постепенно удлиняющихся рядов цифр в прямом и обратном порядке:

8 — 4 — 2 — 1 9 — 5 — 7 — 1 —3 3 — 6 — 9 — 4 — 5 — 7

0 — 7 — 6 — 8 — 4 — 9 — 3

Примеры постепенно удлиняющихся рядов звуков и слов:

А — У — О А — О — И — У У — И — А — О — Э

Э — А — О — У — И — Ы

КОТ-ЛЕС-НОЧЬ

НОЧЬ-СТОЛ-КОТ-ЛЕС

НОЧЬ-КОТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН

КОТ-СЫН-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-ЛЕС-СВЕТ

СВЕТ-СЫР-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-СЫН

СТОЛ-ДОМ-СЫН-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СВЕТ-СЫР-МЯЧ

МЯЧ-НОЧЬ-КОТ-СВЕТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН-СЫР-ЗУБ

Примечание:При повторении рядов следует стараться соблюдать порядок звуков и слов.

Речевое мышление отрабатывается с помощью таких упражнения:

• Подбор слов: на заданную букву; с заданным числом букв; по заданному признаку; ассоциативно связанных с заданным словом.

• Объяснение слов («Толковый словарь»).

Пример:Телевизор — это техническое устройство, передающее изображение на расстоянии.

• Объяснение пословиц и идиом.

Пример:Цыплят по осени считают — Подводить итоги можно лишь после завершения дела.

•Подбор омонимов, синонимов.

• Сходство и различие между понятиями.

Пример:Чем похожи: попугай и дятел; весна и зима; трава и цветок; стакан и чашка; дерево и куст; стул и табурет и т.д. ? Чем они различаются?

• Исключение «4-го лишнего» и объяснение, почему принято именно такое решение.

Примеры постепенного удлинения фраз:

Собака лает

Во дворе лает собака

Во дворе лает злая собака

В нашем дворе лает злая собака

В нашем темном дворе лает злая лохматая собака

В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака

Запоминание «столбиков» слов:

• Прочитать каждый столбик в отдельности сверху вниз.

• Прочитать слова обоих столбиков попарно: «дом — комната».

• Закрыть листом чистой бумаги левый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в правом столбике.

• Закрыть листом чистой бумаги правый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в левом столбике.

I. дом комната
  хлеб стол
  цветок сад
  собака кошка
  чай самовар
  ребенок мама
  кольцо свадьба
  бумага книга
  муж семья
  свет тьма
  товар деньги
  страна народ
II. телефон обед
  монета клей
  улица пила
  аптека окно
  линейка дорога
  суп цирк
  платье кино
  врач голубь
  мяч лампа
  артист ребенок
  птица зонт
  круг радио


III. любовь дорога
  день судьба
  радость гроза
  терпение свобода
  прошлое место
  красота слезы
  минута плен
  грамота лень
  весна звук
  доход слух
  колокол скука
  маска телевидение
  страх глупость

Все задания данного раздела следует выполнять с секундомером, фиксируя время, затрачиваемое на выполнение упражнения. Постоянное сокращение времени является важным показателем продвижения больного вперед по пути нормализации пострадавшей функции.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Если вам ничто не помешало внимательно прочесть предыдущие главы, то вы должны почувствовать себя достаточно ориентированным, т.е. понимать, в чем состоят причины заболевания, его симптоматика, принципы, по которым строится лечение, обучение и, в конечном счете, восстановление утраченных функций.

Однако бывает, что наших пациентов или их родственников интересуют конкретные вопросы, и нет нужды знакомиться с проблемой в целом. На этот случай мы отвечаем на наиболее часто встречающиеся вопросы и расшифровываем распространенные медицинские термины, что поможет читателю лучше ориентироваться в советах специалистов.

ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ?

Острое, относительно внезапно возникающее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, вызывающее омертвление клеток мозга (инфаркт мозга). Диагнозы инсульт и острое нарушение мозгового кровообращения — одно и то же (ОНМК).

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ИНСУЛЬТА?

Нарушение кровоснабжения возникает в результате перекрытия кровотока: закупорка артерии эмболом, тромбом или при сжатии (спазме) сосуда.

При ухудшении сердечной деятельности, при болезнях сердца или при снижении сердечной активности во время сна создаются условия, при которых резко снижается кровоток в склерозированных артериях. Эти изменения приводят к недостаточности кровоснабжения (ишемии). Клетки мозга голодают («белая смерть»). В других случаях происходит разрыв сосуда с излиянием крови в вещество мозга (геморрагия), что также приводит к гибели участка мозга («красная смерть»).

Разрушение мозга опухолью, ранением, инфекционным процессом (энцефалит) приводит к тем же нарушениям функций, что и инсульт.

3. ОТЧЕГО ВОЗНИКАЮТ ТРОМБОЗ,
ЭМБОЛИЯ, СПАЗМ?

В нормальных условиях кровь остается жидкой, способной протечь по тонким сосудам — капиллярам. Она как бы скользит по абсолютно гладкой стенке сосуда. При нарушении этой гладкости вступают в силу механизмы самозагустения — свертываемости. Не будь этого — малейшая ранка привела бы к смертельному кровотечению. В то же время эта способность крови — свертываться — становится вредной, если гладкость сосудистой стенки нарушается. Так бывает при ревматизме, эндартерите, сифилисе и некоторых других болезнях. Тогда возле поврежденной стенки образуется сгусток — тромб. Иногда часть сгустка отрывается и плавает в токе крови до тех пор, пока не попадает в сосуд, диаметр которого меньше, чем сгусток. Такой комочек-эмбол может оторваться от ревматической или склеротической бляшки, туберкулезного бугорка и т.п.

Способность сосудов сжиматься (спазмировать) носит защитный характер, так как позволяет организму регулировать ток крови. Но повышенная готовность к длительным спазмам приводит к недостаточности кровообеспечения отдельных участков.

4. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТЯЖЕСТЬ ИНСУЛЬТА?
ЧТО ЗНАЧИТ МИКРОИНСУЛЬТ?

Чем больший участок мозга разрушен, тем глубже расстройства функций, которые он организует. К тому же есть жизненно важные функции, «выпадение» которых ведет к тяжелейшим последствиям, например к отсутствию речи. Величина пораженного участка мозга зависит от калибра закупоренного сосуда. При микроинсультах функция, как правило, сохраняется (иногда не полностью). Микроинсультом считается такое ОНМК, последствия которого (афазия, дизартрия, парезы, нарушения чувствительности) исчезают в пределах 36 часов.

Наши рекомендации