Применение косвенного внушения
Впрактике психотерапии в случае недостаточной эффективности прямого словесного внушения иногда исключительно важное значение получает косвенное внушение. При этом формула внушения должна содержать строго определенные конкретные условия, при наличии которых внушаемое «должно будет реализоваться». Эти условия могут быть либо простыми, либо более или менее сложными, о чем мы уже говорили выше (стр. 36—37).
Так, если врачебная задача ограничивается получением эффекта обезболивания (например, при родах), методика косвенного внушения весьма проста. В бодрственном состоянии больного она сводится при-мерно к следующему внушению: «Вам сейчас будет сделан укол (или лекарственная микроклизма и пр.),' после чего боли тотчас же прекратятся, вы заснете и будете спокойно спать в течение 2 часов». Обычно для выполнения этого назначения врача применяется то или иное индифферентное вещество (физиологический раствор, таблетка стрептоцида или витамина и т. п.), что тем не менее, при соответствующих условиях, может очень способствовать реализации внушаемого эффекта и быстро привести к успеху его.
В более сложном случае, когда, например, ставится задача лечить таким путем невротическое заболевание, врач поступает следующим образом. Проанализировав заболевание, он назначает больному ту или иную индифферентную микстуру (или индифферентные по отношению к данному заболеванию физиотерапевтические процедуры и пр.). Это назначение врач сопровождает следующими словами внушения, производимого в бодрственном состоянии больного: «Вам выписана микстура (или назначены процедуры), которую надо принимать столько-то раз в день, в течение стольких-то дней подряд. С каждым приемом
микстуры (или выполнением назначенной процедуры) заболевание будет ослабевать, ваши силы будут заметно прибавляться, аппетит и ночной сон станут очень хорошими. Когда это назначение выполните полностью, вы будете совсем здоровы: эта микстура (или процедура) вас вылечит!» Такое внушение должно ежедневно подкрепляться самим врачом в одной и той же форме и проводиться, например, при утренних врачебных обходах (как это было сделано в отношении больного несахарным диабетом, описанного нами на стр. 167).
Таким образом, в том и другом случае имеется определенное назначение врача, условия лечебного воздействия которого конкретизированы, направлены и подкреплены словесным внушением. Следует подчеркнуть, что если внушениям не будет придана такая конкретная форма врачебного назначения, то вероятность их реализации может быть невелика. При указанной же методике эффект проявится в той или иной мере у лиц, даже недостаточно внушаемых, причем уже после первых приемов ими микстуры (или процедуры) и впоследствии будет возрастать, достигая, наконец, наибольшей величины к тому времени, когда все назначения врача будут ими выполнены.
Как мы видим, при данном методическом приеме положительный результат терапевтического воздействия достигается именно путем внушения, т. е. второсигнального воздействия, подкрепленного первосигнально конкретным врачебным назначением.
Какие же физиологические механизмы участвуют в его реализации?
По-видимому, решающее значение имеет в этом случае одновременное, согласованное и направленное воздействие на корковую динамику больного двух важных факторов — словесных внушений врача и самого процесса выполнения его назначения, составляющих единый комплекс врачебного воздействия. Оно имеет своей целью не только мобилизовать регуляторную функцию коры мозга больного, н а-правив ее в нужную сторону, но и подкрепить ее соответствующими первосигнальными условнорефлекторными связями.
В связи с тем что при сложном внушении выполнение врачебных назначений растягивается на 5—6 дней, то результат его становится ощутимым для самого больного постепенно. Это в свою очередь еще более усиливает степень внушающего воздействия всего комплекса. Необходимо также учесть, что реализация внушаемых изменений, какие должны произойти в состоянии организма больного, конечно, требует времени не только для их осуществления, но и для упрочения. Поэтому эффект их может быть несколько более поздним.
Итак, метод косвенного терапевтического внушения содержит скры-. тый от больного условнорефлекторный фактор, воздействующий прямо на его корковую регуляторную деятельность. В лечебной медицине этот метод имеет весьма большое значение. Наблюдения, подчеркивающие значительную эффективность психотерапии, осуществляемой путем косвенного внушения, весьма многочисленны. Этот метод может быть использован в практике всех лечебных учреждений, как клинических, так и поликлинических. Он с успехом применялся В. Ф. Зелениным, Ю. В. Кан-набихом и др. (1936) при лечении внутренних болезней, А. Л. Мяснико-вым (1954) —при гипертонической болезни, С. М. Бергом— при малых хирургических операциях, Н. Г. Безюком (1941) и А. И. Картамышевым (1942) — при лечении некоторых дерматозов, нами (1930, 1940, 1941) — при обезболивании родов, при «токсикозах» беременности и пр.
Приводим несколько примеров.
— 269 —
1. Роженица К., 33 лет, первородящая. Сильно реагирует на болезненные схватки, крайне возбуждена и взволнована. После соответствующих убеждений о необходимости инъекции болеутоляющего вещества подкожно введен в область ягодицы 1 мл индифферентного средства. После этого роженица быстро успокоилась, с удовлетворением отметив полное прекращение болей, испытывая, по ее словам, лишь ощущение «тупости в пояснице». Осмотр зеркалами показал раскрытие шейки матки на l'/г пальца. Схватки продолжались, в связи с чем те же инъекции были повторены. Жалоб на боли не было, и до конца родов роженица вела себя спокойно. В своем отзыве она написала: «После применения обезболивающего средства в течение всего остального периода родов я болей совершенно не чувствовала, за исключением чувства давления в поясничной области». Операция кюретажа матки и наложение швов на ее шейку также прошли безболезненно (наблюдение К. П. Про-няевой).
2. Роженица С, 25 лет, первородящая. Жалобы на сильные боли. Во время успокоительной беседы была дана в облатке сода, причем было внушено: «Это — снотворное, вы сейчас заснете и болей чувствовать не будете». Через несколько минут роженица заснула и спокойно проспала 1 час 15 мин. После пробуждения жаловалась на «терпимые боли». Вновь была дана та же облатка с тем же утверждением, и вновь возник сон, длившийся в течение часа. После пробуждения жалоб на боли уже не было. Судя по поведению и спокойному состоянию роженицы, болей действительно не было. Схватки учащались, однако роженица сохраняла полное спокойствие. В начале периода потуг для поддержки полученного эффекта поставлена водяная микроклизма как «предупреждающая боли». Болевые ощущения отсутствовали до конца периода изгнания, причем прорезывание головки прошло также безболезненно (наблюдение И. Т. Цветкова).
По методу косвенного внушения И. Т. Цветковым и К- П. Проняе-вой было проведено обезболивание у 197 рожениц со следующей эффективностью (по пятибалльней системе): оценка 5 была поставлена в 28,4%, 4 —в 29,4%, 3—в 24,4%, 0—в 18,8% случаев. Эти цифры должны привлечь к себе серьезное внимание.
Итак, косвенное терапевтическое внушение всегда связано с конкретным предметом, создается через вторую сигнальную систему, но реализуется при посредстве раздражителя, воздействующего на первую сигнальную систему. Кроме того, его всегда нужно делать в безусловной, императивной форме.
Следует отметить, что при применении всякого медикаментозного или физиотерапевтического мероприятия роль внушения не может быть исключена. Это нужно учитывать при оценке эффективности действия того или иного терапевтического средства. Однако не всегда можно определить, какая именно доля успеха приходится на чисто медикаментозное (или же физиотерапевтическое) воздействие.
Мы считаем, что все лечебные мероприятия необходимо сопровождать соответствующим, патогенетически направленным словесным подкреплением.
Роль такого словесного подкрепления отчетливо выступает, если мы сопоставим приведенные выше данные эффективности обезболивания родов путем косвенного внушения с эффективностью медикаментозного обезболивания родов в двух случаях: когда роженицам было известно, что оно им применяется, и при полной неосведомленности их о его применении (табл. 5).
— 270 —
Таблица 5
Результат обезболивания в % | |||||
Способ обезболивания родов | Количество рожениц | ||||
Косвенное внушение........ Медикаментозный, но при знании об зтом рожениц........ Чисто медикаментозный, т. е. при полной неосведомленности о нем рожениц ............ | 197 159 | 28,4 28 7,6 | 29,4 46 | 24,4 14 | 18,8 12 |
Данные табл. 5 показывают значение осведомленности рожениц о проводимом им обезболивании, что само по себе оказывает на них внушающее воздействие: цифры первого ряда (косвенное внушение) и второго ряда (медикаментозное обезболивание, проводимое с ведома рожениц) довольно сходны между собой; резко отличны от цифр третьего ряда, когда медикаментозное обезболивание было применено без ведома самих рожениц. В последнем случае эффективность обезболивающего воздействия того же самого медикаментозного средства оказывается весьма низкой (см. также стр. 386).
Терапевтическое внушение, сопровождающее и подкрепляющее назначение врача, может осуществляться также следующим образом. Выяснив условия и особенности данного заболевания, врач назначает больному необходимое лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое), сопровождая это назначение примерно следующими словами внушения, производимого в бодрственном состоянии больного: «Вам назначено лечение, которое вы будете получать столько-то дней подряд. Каждый прием назначенной вам микстуры и процедуры будет оказывать на вас сильное благотворное действие. С каждым таким приемом ваше заболевание будет заметно ослабевать, а ваши силы будут заметно прибавляться, аппетит и ночной сон станут очень хорошими. Когда вы это назначение выполните полностью, вы будете совсем здоровы». Такое внушение в той же форме должно подкрепляться лечащим врачом ежедневно, при каждом его утреннем обходе.
В данном случае действие лечебных назначений усилено и подкреплено прямыми словесными внушениями. Часто такой методический прием приводит к значительному повышению эффективности воздействия медикаментозного средства. Этим приемом широко пользуются в дерматологии (И. А. Жуков, 1955, и др.).