Составление доклада курсовой работы
Выступление (доклад) представляет собой сжатое изложение основных наиболее значимых итогов работы. Структура выступления, как правило, представлена тремя частями:
Первая часть
В первой части воспроизводятся основные положения введения курсовой работы: кратко обосновывается актуальность темы работы, формулируется цель и задачи исследования, называются объект, предмет исследования, перечисляются методы и приемы, использованные в работе.
Вторая часть
Вторая часть выступления представляет собой краткое изложение основных положений разделов основной практической части работы. Основные положения главы, в которой рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, в докладе излагать не рекомендуется (если работа не носит характер теоретического исследования изучаемых вопросов).
Третья часть
Третья часть выступления является заключительной. Она строится на основании содержания выводов и предложений (заключения), представленных в работе. Выводы должны быть четкими, по возможности краткими и соответствовать поставленным задачам.
При докладе наиболее важные, ключевые положения целесообразно проиллюстрировать данными, приведенными в таблицах, графиках, диаграммах. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению наглядности и лучшему восприятию излагаемого материала, а с другой стороны позволит не перегружать текст доклада цифровыми данными. Все таблицы и иллюстрации обязательно нумеруются в соответствии с хронологией использования их в выступлении. Количество иллюстративного материала зависит от работы, но обычно бывает достаточно 10-12 иллюстраций.
Содержание выступления и наглядной информации согласовывается с научным руководителем.
Продолжительность выступления во время защиты составляет 5-7 мин. Практикой выработан ряд основных правил написания и чтения научного доклада, соблюдение которых позволяет избежать речевых пауз и ошибок, что облегчает восприятие материала:
1. Начало выступления рекомендуется начать с обращения: «Уважаемые члены комиссии, коллеги...». В конце доклада желательно поблагодарить за внимание.
2. Цифры (особенно многорядные) в докладе рекомендуется записывать прописью, по возможности округляя их.
3. Во избежание ошибок при чтении доклада, в тексте не следует использовать сокращенные слова.
4. В многосложных и труднопроизносимых словах следует расставлять знаки ударения.
5. Ключевые слова, несущие максимальную нагрузку, целесообразно выделить в тексте подчеркиванием.
6. По возможности рекомендуется избегать местоимений (лучше повторить существительное).
7. Не следует перегружать текст подчиненными и придаточными предложениями.
8. Необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дикцией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. С этой целью рекомендуется несколько раз предварительно прочитать вслух текст доклада дома, фиксируя время.
9. Лучше выучить доклад наизусть, что позволит свободно ориентироваться в иллюстрационном материале, обращая внимание комиссии на необходимые цифры и данные указкой (лучше лазерной).
10. Выступление сопровождается демонстрационным материалом (презентация, слайды, таблицы, раздаточный материал и др.), который способствует эффективности выступления докладчика.
11. Следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные рецензентом, изложив ответы в письменной форме.
Пример доклада курсовой работы представлен в приложении 9.
Подготовка мультимедийной презентации доклада курсовой работы
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к курсовой работе. Презентация позволяет системно представить комиссии курсовую работу, а также показать наиболее значимые данные. Презентация может быть выполнена в любом формате и содержать как иллюстрационный материал, так и краткие тезисы, основные выводы и прочее. Мультимедийная презентация демонстрируется на экране во время доклада, поэтому необходимо правильно расположить демонстрируемый материал, рассчитать время просмотра каждого слайда. Принято начинать презентацию с заставки, на которой указывается фамилия студента, тема работы, фамилия научного руководителя. Создание мультимедиа-презентации очень украшает работу и обычно рассматривается членами комиссии как положительный фактор, свидетельствующий и о хорошем уровне владения темой работы, и о наличии у студента навыков работы с компьютерными и мультимедиа-средствами.
Информационные слайды позволяют:
· использовать нумерованные или маркированные списки для перечисления наиболее важных тем и положений;
· использовать графики и диаграммы для визуального представления числовых и текстовых данных;
· использовать рисунки и графические изображения для воспроизведения информации, которую было бы трудно представить другим способом;
· использовать анимационные эффекты для демонстрации протекающих во времени процессов или для поэтапного представления информации на слайде (например, для поочерёдного показа пунктов маркированных списков).
Содержание презентации не должно дублировать текст доклада, а дополнять доклад и иллюстрировать его.
Правила оформления мультимедийной презентации доклада курсовой работы:
1. Титульный слайд содержит тему курсовой работы, на нем также указывается фамилия студента, тема работы, фамилия научного руководителя.
2. Заключительный слайд «Благодарю за внимание».
3. Если фон презентации светлый, то текст должен быть темный или наоборот. Фон должен быть спокойным, не отвлекающим.
4. Нежелательно писать буквами на картинке.
В презентации нужно использовать один из шрифтов: Arial, Tahoma, Verdana. Шрифт для заголовков – не менее 24, для информации – не менее 18.
5. Соблюдается интервал 1,5.
6. По краям экрана должны быть поля не менее 2-3 знаков.
7. В презентации не допускаются красные строки.
8. Выравнивание строки должно быть только по левому краю.
9. Переносы в слайдах запрещены.
10. Для хорошего восприятия используется деловая графика: графики, схемы, таблицы.
11. В конце предложения в слайде не ставятся знаки препинания (точка или точка с запятой).
12. Картинки в слайде должны располагаться слева, а текст - справа.
Пример мультимедийной презентации доклада курсовой работы представлен в Приложении 10.
ГЛАВА 4
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные учебным планом, перед специальной комиссией, с участием непосредственного руководителя курсовой работы. В состав комиссии включаются заведующий отделением, заведующий производственной практикой, методист, председатель цикловой методической комиссий.
В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.
На защиту курсовой работы студентом предоставляются:
· курсовая работа,
· отзыв руководителя на работу,
· зачётная книжка.
При отсутствии одного пункта из данного перечня защита курсовой работы не может быть осуществлена.