Использование числительных в научном тексте
При употреблении в научном тексте количественных числительных (КЧ), которые отвечают на вопрос «сколько?» следует помнить следующие правила:
1. Однозначные КЧ, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: семь лет, в девяти пунктах, на четырех страницах.
2. Многозначные КЧ пишутся цифрами, за исключением количественных числительных, которые начинают абзац.
Например: 10 лет, 123 дома.
3. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами.
Например: 5 м, 11 т, 235 кг и т.д.
4. При записи арабскими цифрами количественные числительные не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными.
Например: «в 10 пунктах», а не «в 10-ти пунктах».
5. В случаях, когда приводятся крупные числа, тысячи и миллионы, прибегают к буквенно-цифровой форме употребления числительных.
Например: 20 тыс., 13 млн., 1 млн. 425 тыс. 327 руб.
6. В случаях стечения двух числительных, одно из них рекомендуется приводить в буквенном виде. Если буквенная форма нежелательна (число очень большое и написание длинное), необходимо построить фразу так, чтобы развести два числа.
Например: Триста двадцать 20-тонных грузовиков или 320 грузовиков, грузоподъемностью 20 т.
7. Перед числительными, обозначающими меры, предлог не ставится.
Например: построен мост протяженностью 10 м.
8. Числа из пяти и более цифр (кроме номеров) делят пробелами справа налево на классы по три цифры: 73 141, 125 648. Точки в пробелах не ставят. Не разбивают на группы цифры в числах, обозначающих номер (после знака номер №), в марках машин и механизмов, в обозначениях нормативных документов (стандарты, технические условия, постановления, указы и т.д.).
Например: Указ Главы РК № 1203 от 12.01.2001; ВАЗ-2111; ГОСТ 5.17-1102.
9. В случаях, когда одно-, дву-, многозначные числа идут подряд, рекомендуется писать их в цифровой форме. Это же правило применяется и тогда, когда подряд идут только однозначные числа.
Например: после 4, 25, 100 случаев; после 4, 6, 8 проб.
10. Однозначные числительные, обозначающие временные границы или периоды, пишутся словами.
Например: два-три дня; три-четыре года и т.д.
11. Денежные суммы больше одной тысячи записываются в буквенно-цифровой форме. Например: 10 тыс. руб.[4].
В случае употребления порядковых числительных (ПЧ), отвечающих на вопрос «который», следует:
1. Использовать буквенную форму, как для однозначных, так и для многозначных числительных.
Например: второй, тридцать шестой, шестисотый и т.д.
Исключение составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией. Например, «1-й Прибалтийский фронт», 5-я армия.
2. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, записываются цифрами.
Например: 20-процентный раствор, 7-тонная глыба, 3-километровая зона, 12-томное издание и т.д.
3. При записи арабскими цифрами ПЧ имеют падежные окончания, состоящие из:
- одной буквы, если ПЧ оканчивается на две гласные, на й и на гласную. Например: четвертая - 4-я, восемнадцатый - 18-й, первых – 1-х.
- двух букв, если ПЧ оканчивается на согласную и гласную букву, например: 1-го сорта.
4. При перечислении нескольких ПЧ падежное окончание ставится только один раз.
Например: студенты 1,2, 3-х курсов.
5. Две группы ПЧ, обозначенные арабскими цифрами, пишутся без указания падежного окончания:
- когда они стоят после существительного, к которому относятся: номера глав, страниц, томов, рисунков, таблиц и т.д. Например: в главе 6, на странице 34, в томе 4, на рис.5, в таблице 2, в Ст.3 и т.д.
- даты: 1 сентября.
6. Порядковые номера кварталов, веков, конференций, симпозиумов, съездов, пленумов рекомендуется записывать римскими цифрами.
Например: II квартал, XX век, XL конференция и т.д. Падежные окончания при этом не записываются [4].
При употреблении в тексте простых дробей принято писать их цифрами через косую черту: до черты - числитель, после - знаменатель. Например: 3/4, 1/2, 7/8 и т.д.
После простых дробных чисел не рекомендуется употребление слов часть, доля.Не рекомендуется: 3/5долей площади, 3/8части поля и т.д.
При перечислении десятичных дробей числа разделяются точкой с запятой во избежание смешения целых чисел и дробей, например: 2.5; 3.0; 5.5 км.
Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и употребляется в родительном падеже единственного числа. Например: 0,75 литра и т.д.
ГЛАВА 3
ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ
Отзыв на курсовую работу
Письменный отзыв на курсовую работу пишет научный руководитель, который должен включать: заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме; оценку качества выполнения и содержания курсовой работы как по частям, так и в целом, включая:
· оценку полноты освещения поставленных вопросов, актуальности, новизны, теоретической и практической значимости исследовательской работы;
· оценку соответствия исследовательской работы современному состоянию изученности темы;
· оценку соблюдения правил оформления исследовательской работы;
· оценку языка и научного стиля работы;
· общую оценку курсовой работы и рекомендации по устранению выявленных недостатков;
· согласие на представление работы к защите.
Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить её перед комиссией.
Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в отзыве.
Если в отзыве имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью руководителя уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации руководителя, изучить дополнительные источники, указанные им.
Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в отзыве, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.