Ключ к безысходным ситуациям
Принятие — одна из основных составляющих метода. Оно отражает нашу способность принимать чувства и мнения человека, не отрицая ни единой эмоции или мысли. Без принятия исцеление невозможно, хотя временами может возникнуть иллюзия изменений.
Принятие безусловно, в нем нет ожиданий, связанных с будущим, и сожалений о прошлом, важно принять то, что есть сейчас. Принятие связано с принципом неприменения силы, поэтому, работая с пациентом, мы не даем ему строгих рекомендаций. Даже при работе с блоками мы не торопимся ине используем силу.
Это самая сложная иодновременно самая простая составляющая подхода. Принятие — ключ к безысходной ситуации. Чтобы принять, нам ничего не надо делать — нужно просто принять.Но вот в этом-то и сложность. Мы убеждаемся в этом снова и снова, встречаясь со многими людьми. Вы не сможете использовать правильно ни один принцип техники, если не научитесь принятию.
Давайте заглянем глубже внутрь себя ивыясним, что же такое принятие. Вспомните детство. Ответьте себе честно на вопросы: как принимали вас родители, учителя, друзья? Кто принимал вас и любил таким, какой вы есть? Может быть, это была бабушка, и поэтому вы до сих пор помните о ней? Задавая себе простые вопросы, вы быстро обнаружите, что о принятии мы знаем либо очень мало, либо вообще ничего. А вот что такое оценка, нам известно с детства.
Мы привыкли оценивать всех и все, изобретая множество критериев: хорошо — плохо, правильно — неправильно. Мы все живем и действуем в системе полярных противоположностей. Время от времени мы понимаем, что сделали ошибку и назвали плохое хорошим или наоборот.
Как только наш взгляд падает на что-то, мы тут же оцениваем его и поэтому лишаем себя возможности видеть этот предмет таким, каков он есть на самом деле. В то же время, вынося оценку другим, мы постоянно оцениваем себя, теряя силу и страдая, будто все плохое уже произошло.
В принятии отсутствует суждение и сравнение, и это пугает и настораживает наш мозг, который всему привык давать оценку. Это свойство мозга тоже надо принять.
Самый сильный отклик
Наше неприятие ослабляет нас разными способами. Чем больше мы сопротивляемся, тем большую силу приобретает в нас тот аспект, которому мы сопротивляемся, потому что, отрицая его, мы провоцируем противодействие. Когда мы отрицаем гнев, он лишь набирает силу, отрицание горя делает нас еще более несчастными, скрывая боль, мы лишь усиливаем ее.
Когда мы не принимаем чего-то в себе, то начинаем проецировать это на окружающих. Но при такой проекции тут же начинаются проблемы: то, что не принимаем в себе, мы не можем принять в других. Например, мы можем очень остро реагировать на критику, направленную против этого аспекта. В этом случае даже мелкие и незначительные детали будут принимать угрожающие размеры. Пока мы не поймем, что нечто пугающее находится внутри нас, мы всегда будем искать причину вовне и жить в постоянном страхе, страдая так, будто все плохое, что мы ждем, уже произошло. Это правило универсально.
Когда мы разгневаны, наш ответ может выглядеть очень эмоционально. Это один из самых простых способов, который позволяет закрыться от болезненных чувств. Мужество и сострадание к себе состоят в том, чтобы пройти в глубину за гнев, ярость, месть. Осознав, что находится в глубине, у нас появляется выбор, мы знаем, как поступить.
Рита: «От страха к силе»
Мы познакомились с Ритой два года назад, когда она в страхе прибежала ко мне со словами: «Моя жизнь в опасности. Я боюсь, что муж убьет меня*. Вся ее жизнь была связана с насилием. Отношения с сыновьями в последнее время были сложными. Создавалось ощущение, что она держит себя в руках из последних сил.
С первых прикосновений у нее появился ком в горле, ее нижняя челюсть задрожала, страх усилился и, казалось, парализовал все тело.
Маргарита: «В кистях рук появился сильный холод, а вместе с ним желание и мысль — убить, растерзать. Я все больше ощущала себя обезумевшей от горя обезьяной, у которой убили детеныша. Одно чувство — ярость, желание догнать и растерзать лучника — человека, убившего детеныша,— своего мужа. Никаких мыслей, только гнев и желание растерзать, ас ними — сильнейшая боль в голове. И лишь после того, как терапевт попросила отстранениенаблюдать за ощущениями, я поняла, что страх за своих детей испытывала всю жизнь, Сыновья уже взрослые, у них свои дети, но внутри остался гнев, ярость, разрушающая и заслоняющая все (это личностное переживание).
Одновременно возникла боль в пояснице. Она вырвалась огромным черным облаком, как животный страх всех матерей за своих детей (это энергии коллективного бессознательного). Тут я поняла причину часто возникающего безотчетного страха за детей, как своих, так и чужих. Обычно он вызывал панику и злость. Боль проходила, а вместе с ней свет радости материнства заполнял меня. На моих глазах появились слезы. Обезьяна уменьшилась в размере и заняла свое место в теле». Смех вырвался из тела Риты, которое тут же расслабилось…
Принятие — один из самых сильных откликов на сложную ситуацию. Вековая мудрость говорит, что истину и красоту видит тот, кто смотрит через свои чувства. Загляните за маску, за мир личности, за поверхность и стереотипы. Разглядите свет за тьмой. Туда, где боль, пошлите исцеляющие молитвы и мысли.