История развития ребенка - анамнез жизни (источником данной информации являются родители и дети старших возрастных групп).
а) Сведения о родителях (отдельно о матери и отце).
- Социальное положение, образование, состояние здоровья родителей (здоровы, имелись заболевания внутренних органов, болезни репродуктивной сферы), вредные привычки (курение, алкоголизм, наркотики), контакт с профессиональными вредностями (УВЧ, радиоактивное облучение, ртуть, свинец и др.)
ВЫВОДЫ:
б) Характер предшествующих беременностей у матери.
Рождение живого
ребенка (их число, возраст в настоящее время), выкидыши,
искусственное
прерывание беременности, мертворождение, рождение ребенка с
уродствами,
с наследственным заболеванием.
ВЫВОДЫ: акушерский анамнез не отягощен (отягощен)
в) Сведения о внутриутробном периоде жизни пациента.
- которая по счету беременность, планируемая, не планируемая.
- течение беременности.
- без осложнений и заболеваний.
- с осложнениями (нефропатия, угрожающий выкидыш и др.)
- в каком периоде беременности.
- с заболеваниями (неинфекционными, инфекционными, указать заболевание, методы обследования, лечения) – в каком периоде беременности
- контакт с профессиональными вредностями и вредные привычки
ВЫВОДЫ:
г) Характер родов (интранатальный период жизни пациента):
- срочные, самопроизвольные, физиологические
- с применением нефизиологических пособий (стимуляция, щипцы, кесарево сечение, вакуумэкстракция).
д) Период новорожденности.
- ребенок родился доношенным (недоношенным, переношенным).
- масса и длина тела при рождении (нормотрофия, гипотрофия, гипертрофия).
- оценка по шкале Апгар (если имеются сведения).
- когда впервые приложен к груди, причины позднего прикладывания.
- состояние здоровья в период новорожденности:
а) здоров
б) течение переходных состояний
в) перенесенные заболевания (указать какие, где и сколько дней
лечился).
- выписан из родильного дома домой (переведен для выхаживания в отделение недоношенных, переведен для лечения в детскую больницу).
ВЫВОДЫ:
Е) Период грудного возраста.
- вскармливание:
а) грудное, смешанное, искусственное (с какого возраста).
б) сроки введения и качественная характеристика
прикормов и
дополнительных продуктов питания.
в) режим питания соблюдался (не соблюдался)
г) питание к концу первого года жизни.
- физическое развитие ребенка на первом году жизни и его оценка (по данным ежемесячного увеличения длины и массы тела и их соотношения)
- нервно-психическое развитие ребенка на первом году жизни (развитие зрительных и слуховых реакций, движений, пассивной и активной речи, навыков и умений) и его оценка.
- заболевания и состояния, перенесенные на первом году жизни (какие, возраст, где и чем лечился).
- профилактические прививки
а) проводились (по плану прививочного календаря, по индивидуальному плану)
б) не проводились (указать причину)
ВЫВОДЫ:
Ж) период раннего (преддошкольного) возраста
а) характер питания
б) физическое развитие и его оценка
в) нервно-психическое развитие и его оценка
г) перенесенные заболевания и состояния
д) профилактические прививки
ВЫВОД:
З) аллергологический анамнез
и) состояние здоровья родственников(братья, сестры, отец, мать, бабушка, дедушка по линии отца и матери, по показаниям – более дальние родственники) с указанием заболевания и возраста родственника к моменту его начала.
ВЫВОД: имеется наследственная предрасположенность к заболеваниям (или наследственный анамнез не отягощен)
К) социальный анализ семьи
1. общее число членов семьи
2. количество детей в семье
3. были ли случаи смерти детей (если были – указать возраст умерших и причину)
4. оценка социального анамнеза
Параметры | Благополучный анамнез | Неблагополучный анамнез |
1) Характеристика семьи | Семья полная, т.е. есть отец или близкие (ближайшие) родственники матери (2 или более взрослых человека) | Семья неполная, когда живет одна мать с ребенком |
2) Образовательный уровень членов семьи | Высшее или среднее специальное | Нет специального образования |
3) Психологический микроклимат семьи а) взаимоотношения между членами семьи б) отношение к ребенку в) вредные привычки | Отношения дружные Доброе Нет вредных привычек (алкоголизм, курение и т.д.) | Отношения грубые Недоброжелательное, грубое, физ. наказания, повышение требований к ребенку В семье бытуют вредные привычки |
4) Жилищно-бытовые условия | Отдельная благоустроенная квартира, на 1 члена семьи – не менее 7 кв.м. | Нет благоустроенных условий. На 1 члена семьи менее 7 кв.м. |
5) Материальная обеспеченность | Заработок на 1 члена семьи равен или более прожиточного минимума | Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума |
ВЫВОД: социальный анамнез благополучный (неблагополучный)