Основные направления реформирования и дальнейшего развития стационарной помощи населению Российской Федерации.
Одной из ключевых проблем отечественного здравоохранения на рубеже двадцатого и двадцать первого века стало преодоление структурных диспропорций в системе организации медицинской помощи. Система здравоохранения России финансировалась по остаточному принципу (2,5 - 3% от ВВП, тогда как в западных странах на нужды здравоохранения тратилось в 3 раза больше средств), однако и эти мизерные средства расходовались неэффективно. Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения во многом результат того, что она была ориентирована на развитие стационарной медицинской помощи в ущерб первичным догоспитальным медицинским услугам. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно 20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение) ограничивали возможности развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий при оказании медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах, приводили к расширению показаний к стационарному лечению. Уровень госпитализации в России составляет 22-24 человека на 100 жителей, в то время как в западных странах - 13 -15%. Чрезмерно большое число стационарных учреждений и больничных коек; нерациональное использование коечного фонда, занимаемого в 30 - 40% случаев пациентами требующими лишь сестринского ухода, приводит к высоким финансовым затратам на стационарную помощь и способствует в целом удорожанию медицинской помощи.
Результатами этого структурного перекоса явилась недостаточная обеспеченность врачами, оказывающими первичную медицинскую помощь (это участковые врачи-терапевты, педиатры, цеховые врачи, акушеры-гинекологи). Доля врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь в России, составляет 20-25% от общего числа врачей, в то время как в Канаде и Дании доля врачей общей практики достигает 70%. Кроме этого, существующая амбулаторно-поликлиническая помощь характеризуется излишней специализацией. Частота направлений пациентов к врачам-специалистам поликлиники составляет 30 - 40% от числа первичных посещений, в то время как в западных странах она составляет всего 4 -10%. Большинство лечебно-профилактических функций и врачебных манипуляций, составляющих базовую подготовку участкового врача-терапевта (педиатра), были переданы другим врачам амбулаторно-поликлинического звена. Это привело к потере преемственности в работе участкового врача-терапевта (педиатра) и других специалистов при индивидуальном подходе к сохранению здоровья пациента. К тому же в работе участкового врача не прослеживается семейная ориентация, так как ребенка в семье обслуживает участковый педиатр, а женщину - акушер-гинеколог. Участковый врач к настоящему времени перестал быть центральной фигурой в первичном звене здравоохранения и не отвечает за здоровье пациента в целом. Отсутствие врача, обеспечивающего постоянное наблюдение за здоровьем пациента, преемственность в обследовании и лечении пациента в лечебно-профилактических учреждениях различных уровней и несущего ответственность за объем и качество медицинской помощи приводит к высокому уровню хронических и запущенных форм заболеваний, к инвалидизации населения. В отличие от нашей страны во всем мире ключевой фигурой здравоохранения является врач общей практики. Он ответственен за здоровье своего населения (под его наблюдением обычно находится не более 1,5 тысяч человек). Его задача - наблюдение за жизнью и здоровьем своей, как они говорят, популяции. Врач за рубежом заинтересован в том, чтобы сохранить здоровье человека, этот врач наблюдает за человеком с рождения до старости. Врач общей практики лечит детей, решает гинекологические проблемы. Только в том случае, когда он не может справиться с чем-то сам, он направляет больного к врачу-специалисту. Можно сказать, что врач общей практики - главный дирижер оркестра под названием "Здоровье".
В настоящее время в России считается перспективным комплексный подход к проведению реструктуризации всех секторов здравоохранения: амбулаторно-поликлинического, стационарного, скорой и неотложной медицинской помощи. Для достижения оптимального использования имеющихся ресурсов, повышения доступности и качества медицинской помощи и эффективности деятельности учреждений здравоохранения в основу реформирования всех секторов здравоохранения заложены такие принципы, как:
? Развитие первичной медицинской помощи на основе принципов общей врачебной (семейной) практики и интеграция в неё неотложной медицинской помощи;
? Развитие стационарзамещающих форм медицинского обслуживания;
? Дифференциация оказания медицинской помощи по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
? Усиление взаимодействия и интеграция системы здравоохранения и системы социального обеспечения;
? Сокращение коечной сети и необоснованной госпитализации. Интенсификация стационарной медицинской помощи;
? Совершенствование специализированной медицинской помощи.
Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи является ключевым моментом всей системы структурной реформы, так как амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом медицинской помощи. На догоспитальном уровне начинают и заканчивают лечение около 80% пациентов. По существу, концепция реформирования первичной медицинской помощи основана на переходе к системе единого ответственного лечащего врача, каким должен стать врач общей практики (семейный врач). Целенаправленная работа в этом направлении в стране осуществляется с 1992 г., когда был издан приказ Минздрава России № 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". За прошедший период сформирована в основном нормативно-правовая база врача общей практики. С участием зарубежных экспертов в рамках проектов Евросоюза Tacis, Всемирного банка "Здравреформа" и целого ряда других проектов отрабатываются модели общеврачебных практик, правовые, организационные, финансовые, методические и другие вопросы их деятельности. Утверждена и реализуется отраслевая целевая программа "Семейная медицина". За истекший период в стране подготовлено свыше 5000 врачей общей практики, осуществляется подготовка среднего медперсонала. Однако реформирование первичной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации осуществляется все же медленными темпами, во многих административных территориях не разработаны программные меры по проведению реформы; требуют более четкой научно обоснованной проработки финансово-экономические механизмы реформы, научно-методическое обеспечение этой работы.
Главная цель реформ - приблизить медицинскую помощь к населению, сделать ее более доступной и качественной. Это стратегия. Тактика - создать институт врача общей практики как таковой и внедрить работу по этому принципу по всей стране.
Врач общей практики, или семейный врач, - врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. На должность врача общей практики (семейного врача) назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", окончившие клиническую ординатуру по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", или врачи-терапевты участковые и врачи-педиатры участковые, прошедшие профессиональную переподготовку по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" и получившие сертификат специалиста по этой специальности. Врач общей практики (семейный врач) осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению:
? в центрах общей врачебной (семейной) практики;
? в амбулаториях и участковых больницах муниципальной системы здравоохранения;
? в отделениях общей врачебной (семейной) практики амбулаторно-поликлинических учреждений;
? в других медицинских организациях.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №84 от 17 января 2005 года врач общей практики (семейный врач) в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления.
Оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами.
Функциональные обязанности врача общей практики (семейного врача):
- формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;
- осуществляет санитарно-гигиеническое образование; консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;
- осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп;
- направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;
- организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
- осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке;
- организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;
- выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
- взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;
- имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи;
- организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
- руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);
- ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.
Создание общеврачебных практик осуществляется на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В поликлиниках и амбулаториях для взрослых необходимо постепенно вместо участковых терапевтов вводить общеврачебную практику, финансируемую из средств муниципального бюджета. Особенно востребована организация работы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики на селе.
В городской местности предпочтительнее организовывать групповые общеврачебные практики, в отдельных случаях, особенно в отдаленных микрорайонах, следует организовывать индивидуальные общеврачебные практики, как дополнительные структуры к имеющейся амбулаторной сети. В центры общей врачебной практики целесообразно включать социального работника, психолога и др.
Опыт работы врачей общей практики показывает, что они берут на себя более трети посещений к врачам специалистам, соответственно уменьшая число направлений на консультации и повышая удовлетворенность пациентов в отдельных видах специализированной помощи.
В условиях внедрения общей врачебной практики (семейной медицины) необходима активизация и изменение роли медсестры. Будучи непосредственным помощником ВОП (семейного врача) в деле профилактики, реабилитации и лечения членов семьи, медицинская сестра вместе с тем выполняет большую самостоятельную работу. Основное место в деятельности медицинской сестры занимает патронажная работа, главной целью которой является выполнение назначений врача, наблюдение за приоритетными семьями, выявление семей с социально-гигиеническими проблемами, своевременное информирование врача. Патронажные посещения, поквартирные обходы, личные общения с жителями участка, членами семей и в кругу семьи — это проверенная практикой форма организации работы, которая должна составить основу работы медицинской сестры общей практики. Патронажная работа проводится при участии врача - это является преимуществом медсестры семейного врача перед фельдшером и акушеркой в сельской местности. Фельдшер и акушерка ФАПов, в силу удаленности от сельской участковой больницы, не имеют возможности повседневного контакта с врачом. Медсестра общей практики городской поликлиники имеет возможность получать у врача советы по мере необходимости и иногда делать самостоятельные обследования. Вместе с тем она выполняет все необходимые в амбулаторных или поликлинических условиях манипуляции — инъекции, измерение артериального давления, температуры, пульса, постановка банок и др.
При патронажном посещении медсестра наблюдает больного, выясняет состояние здоровья членов семьи, проверяет правильность выполнения рекомендованного лечения, режима. Если при посещении семьи медсестра выявляет ухудшение в состоянии здоровья пациентов и систематическое невыполнение рекомендаций семьей, то она принимает соответствующие меры, приглашает пациентов к врачу общей практики или посещает семью вместе с врачом. Патронажные посещения используются для санитарно-просветительной работы в семьях, повышения санитарной культуры и санитарной грамотности населения.
Результаты патронажной работы обсуждаются с врачом. Врач просматривает записи медсестры, анализирует результаты работы и дает свои указания. Таким образом, вся профилактическая работа на участке может эффективно проводиться только путем патронажных посещений, а медицинская сестра должна рассматриваться наравне с ВОП (семейным врачом) - проводником профилактики.
Разделение всего объема патронажной работы по видам деятельности дает возможность выделить три основных направления:
— лечебная работа путем выполнения назначений ВОП на дому;
— профилактическая работа, направленная на сохранение и поддержание здоровья и профилактики заболеваний как хронически больных, лиц из групп риска, состоящих под диспансерным наблюдением, так и практически здоровых пациентов;
— санитарно-просветительная работа, дифференцированная по потребностям семьи.
Это требует от медицинской сестры глубоких знаний семьи, профилактики заболеваний, психологии пациентов, знания этических норм работы с семьей. И всегда незаменимым помощником в работе медсестры с семьей должен быть приветливый, оптимистичный тон взаимоотношений, без излишней официальности в отношениях. В то же время не допускается излишняя фамильярность, предельная вежливость и чуткость, высокая культура общения — основные требования для установления взаимных контактов. В отличие от врача медсестра имеет больше времени для детального ознакомления с состоянием пациента, условиями его жизни в семье, особенностями взаимоотношений в семье, отношения пациента к заболеванию, что составляет основу для выполнения медицинских назначений.
Поле деятельности сестры общей практики становится значительно шире, чем функциональные обязанности просто участковой терапевтической сестры. Она, работая в команде с врачом общей практики, должна быть достаточно ориентирована в основных смежных специальностях, способна оказывать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях, должна синтезировать как профилактическую, социальную, так и лечебную, а порой и психологическую помощь.
Поликлиника, постепенно трансформируясь в диагностическо-консультативные центры, концентрирует в своем составе специализированную консультативную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь, что позволяет перейти от специализированной стационарной медицинской помощи к специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. Оказание консультативно-диагностической помощи в условиях поликлиник возможно только при модернизации имеющегося лечебно-диагностического оборудования.
В структуре поликлиник развиваются службы ухода, центры медико-социальной помощи, дневные стационары и центры амбулаторной хирургии, стационар на дому, отделения и центры восстановительного лечения.
Для освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций (60% всех вызовов составляют обращения по поводу обострения хронических заболеваний) следует передать функции неотложной помощи в амбулаторное звено и в общеврачебные практики, путем создание отделений, кабинетов неотложной помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
2. Восстановительное лечение (реабилитация), сущность, виды реабилитации. Типы реабилитационных учреждений.
Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствии заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских десциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико- биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитыватся при проведении реабилитации: повреждение (impaiment англ.) - любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности (disability англ.) - возникающие в результате повреждения, утраты или ограничения возможностей осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) - возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности, ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидума.
В последние годы в реабилитацию введено понятие "качество жизни, связанное со здоровьем" (healthrelated quality of life, англ.). При этом, именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Тип и вид реабилитационного учреждения должны определяться при ее акре дитации и лицензировании, которые является частью государственной программы, которая предоставляет право учреждениям здравоохранения на выполнение определенных видов медицинской деятельности, реабилитационных услуг. При этом учреждение должно иметь оснащение согласно стандартным организационно-технологическим, медико-технологическим требованиям, соответствовать санитарным нормам, иметь позитивные показатели деятельности по моделям конечных результатов, быть укомплектированными квалифицированными кадрами.
Квалификационная характеристика персонала должна подтверждаться сертификатом-документом, дающим право на выполнение определенных услуг, операций, процедур.
Специалисты -причастные к медико-социальной реабилитации: врачи-терапевты, травматологи, невропатологи, нейрохирурги и другие специалисты ( в зависимости от характера заболеваний, подлежащих реабилитации); медицинские сестры, физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре и спорту, психотерапевты, специалисты по трудотерапии, эксперты по труду, педагоги, психологи, социологи, юристы, представители органов социального обеспечения, представители предприятий, профсоюзных организаций.
Реабилитационно-лечебные (лечебно-профилактические) учреждения
Этапы реабилитации. В государстве функционируют лечебно-профилактические учреждения (восстановительного лечения), обеспечивающие проведение следующих этапов реабилитации:
- Стационарного;
- Полу-поликлинического (дневной стационар);
- Поликлинического.
Такие учреждения должны иметь достаточную материально-техническую базу,воз можности ее расширения и лучший территориальный и транспортный доступ.
По виду оказание лечебной помощи выделяют следующие реабилитационно-лечебные учреждения:
- Специализированные (кардиологические, неврологические и другие),
- Полипрофильные (общего типа).
По административно-территориальному уровню выделяют: районные, между районные, городские, областные, ведомственные реабилитационно-лечебные учреждения.
Санаторное лечение основано на использовании природных целебных физических факторов. Они обеспечивают высокую эффективность восстановительной терапии, реабилитации, профилактики, дают возможность уменьшить количество медикаментозных средств в лечении больных.
Курорт - местность с наличием лечебных природных факторов (минеральные источники, лечебные грязи, благоприятные климатические условия), а также бальнеологических, гидротехнических и лечебно-профилактических учреждений.
В зависимости от преобладания того или иного целебного природного физического фактора, выделяют курорты: климатические, бальнеологические, грязевые, смешанные. Используют климат пустынь, степи, лесостепи, горный, приморский, климат солевых шахт.
Для использования лечебных факторов на курорте создаются специальные лечебные учреждения - санатории, дома отдыха, курортные поликлиники.
Санаторий - специализированный стационарный заведение в системе санаторно -курортного лечения, в котором используются лечебные комплексы климатотерапии, бальнеотерапии, грязелечения. Санатории обеспечивают комфортное размещение больных для проведения лечения: лечебные корпуса, пляжи, солярии, бюветы минеральных вод, ингалятории, сауны, кабинеты физиотерапии, водо-, грязе-лечения, спортивные сооружения, кабинеты лечеб ной физкультуры, массажа, рефлексотерапии, психотерапии. Все это вместе с соответственно оборудованными помещениями для проживания и отдыха, диетическим питанием, музыко-терапией-, арома-, вокало-, танце-терапией, маршрутами для терренкура, экскурсиями, туризмом, прекрасной природой, высо ковалифицированным , внимательным обслуживающим персоналом, создает все условия для минимального использования медикаментозного лечения и положительных результатов реабилитации.
Санитарная статистика как общественная наука, её разделы. Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу.
Санитарная статистика имеет широкое применение в практической и теоретической медицине, гигиене и организации здравоохранения. Нет ни одной отрасли медицинской науки, где в той или иной мере не приходилось бы пользоваться статистикой.
В здравоохранении, как и в других отраслях народного хозяйства, надо уметь при помощи статистических методов проверить выполнение плана как по количественным данным, так и показать качество работы, т. е. дать так называемые качественные оценки.
Статистические приемы и методы широко применяются для разрешения некоторых специальных медицинских проблем – клинических, лабораторно-экспериментальных, гигиенических, эпидемиологических и научных.
Для врачей – организаторов санитарная статистика является одним из важнейших средств ознакомления с санитарно-производственными, санитарно-бытовыми условиями жизни населения и состоянием его здоровья.
Очень важно, чтобы руководитель здравоохранения умел получать правильный цифровой материал и использовать его в своей повседневной работе для выявления причин заболеваемости, разработки необходимых оздоровительных мероприятий, для контроля за выполнением плана оздоровления, проверки эффективности оздоровительной работы и отдельных методов лечения и профилактики.
Для этого необходимо знание научных приемов сбора, обработки и анализа цифровых данных, чему учит санитарная статистика, которая является одной из отраслей общей статистики.
Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени.
Санитарная статистика – общественно-медицинская наука, содержанием которой является изучение процессов здоровья населения и деятельности здравоохранения.
Санитарная статистика делится на 2 раздела:
1 – Статистика здоровья изучает заболеваемость, демографические процессы и физическое развитие населения.
2 – Статистика здравоохранения изучает сведения о количестве медико-санитарных учреждений, их деятельности, кадрах и оценивает качество работы этих учреждений. Любая отраслевая, в том числе и санитарная статистика состоит из двух частей – методической и материальной.
Методическая часть – совокупность приемов исследования.
Материальная часть – совокупность основных цифровых сведений. Следует помнить о том, что успешно работать в области санитарной статистики может только врач, поскольку санитарно-статистическая работа и заключается не только в сборе каких-то числовых данных, но и в необходимости тщательного качественного анализа изучаемого явления.
Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу.
Для обеспечения репрезентативности выборочной совокупности к ней предъявляют два основных требования: 1) она должна обладать основными характерными чертами генеральной совокупности, т. е. быть максимально на нее похожей. Собственно поэтому выборочную совокупность следует отбирать из генеральной на основе определенных правил, обеспечивавших объективность отбора составляющих ее единиц; 2) она должна быть достаточной по объему (числу наблюдений), чтобы более точно выразить особенности генеральной совокупности. Статистика располагает специальными формулами или же готовыми таблицами, по которым можно определить необходимое число наблюдений в выборочной совокупности.
Теоретическое обоснование выборочному методу дает математическая теория вероятностей и обосновываемый этой теорией закон больших чисел.
Вероятностью называют меру возможности возникновения каких-либо случайных событий в данных конкретных условиях и обозначают ее буквой «р».
Теория вероятностей обосновывает закон больших чисел.
Закон больших чисел имеет два важнейших положения для выборочного исследования:
по мере увеличения числа наблюдений результаты исследования, полученные на выборочной совокупности, стремятся воспроизвести данные генеральной совокупности;
при достижении определенного числа наблюдений в выборочной совокупности результаты исследования будут максимально приближаться к данным генеральной совокупности. Иными словами, при достаточно большом числе наблюдений выявляются закономерности, которые не удается обнаружить при малом числе наблюдений.
Выборочное исследование должно обеспечивать необходимую точность результатов относительного объекта исследования, при этом, как было отмечено в предыдущем разделе, оно должно обеспечить экономию исследовательских ресурсов. Перечислим основные критерии, предъявляемые к выборке.
1. Выборка должна обеспечивать расчет несмещенных оценок изучаемого явления, т. е. быть репрезентативной.
2. Выборка должна обеспечивать расчет ошибок выборки, сопровождающих любое выборочное обследование.
3. Построение выборки должно быть относительно быстрым и легким (т. е. модель формирования выборки не должна быть чересчур сложной, громоздкой).
4. Выборка должна обеспечивать максимально возможной точности исследования в рамках имеющихся средств. Т. е., построение и реализация выборки не должны быть излишне затратными.
5. Выборка должна быть четко письменно задокументирована таким образом, чтобы эксперты могли оценить, насколько она соответствует вышеприведенным критериям.
Ключевым требованием к выборочной совокупности является требование репрезентативности.
Репрезентативной называют выборку, представляющую генеральную совокупность с приемлемой степенью точности. Репрезентативность — свойство выборки отражать, моделировать характеристики генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки. Ошибка выборки характеризует расхождение между оценкой показателя, сделанной на основании изучения выборки, и оценкой этого же показателя на основе изучения генеральной совокупности.
Допустимые пределы ошибки выборки зависят от цели исследования и определяют степень надежности получаемых результатов. Так для поисковых исследований надежность может быть приближенной и даже ориентировочной (т. е. в пределах 10–20 и 20–40% ошибки репрезентативности соответственно), для описательных и аналитических исследований должна быть обеспечена нормальная надежность результатов исследования (в пределах 3–10% ошибки репрезентативности, обычно — 5%).
Ошибки репрезентативности могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки не отражают существенной связи между объектом, субъектом и условиями проведения исследования. Они возникают непреднамеренно, например, вследствие описок, неточности сообщаемых респондентами данных. В целом по всему массиву данных такие ошибки имеют тенденцию к взаимному погашению и не влияют на результаты исследования.
Систематические ошибкиотражают существенную связь между объектом, субъектом и условиями проведения исследования и могут значительно исказить результаты исследования, вызывая так называемые систематические смещения. Причины возникновения систематических ошибок репрезентативности связаны существенными недочетами при формировании и реализации плана выборки. К их числу относятся:
– неверно выбранный метод формирования выборочной совокупности и/или неправильно рассчитанный ее объем;
– неполный охват единиц выборочной совокупности;
– произвольная замена единиц выборочной совокупности.
Следует отметить еще одну причину появления систематических ошибок, хотя именно эта причина никак не связана сущностью выборочного метода. Это некорректно разработанный инструментарий исследования.
Таким образом, обеспечение репрезентативности выборки осуществляется за счет:
– корректного определения необходимого объема выборочной совокупности и…
– ... метода ее формирования, адекватного объекту, целям и задачам исследования;
– тщательного контроля реализации плана выборки.
Чтобы избежать грубых ошибок выборки, следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. Определите, что представляет собой генеральная совокупность: уточните, какие именно объекты попадают в ее состав, какие характеристики им присущи; оцените, насколько соотносятся между собой идеальная (задаваемая теоретическими параметрами) и реальная (определяемая жизнью) совокупности[1].
2. Уяснить, какие характеристики единиц генеральной совокупности существенны для исследования, чтобы они нашли точное отражение в выборке.
3. Выбрать оптимальную модель формирования выборки и определить необходимый ее объем.
4. Провести инструктаж лиц, привлекаемых к проведению исследования, по вопросам отбора единиц выборочной совокупности.
5. В процессе исследования контролировать соответствие формируемой выборки ее плану.
Билет № 8