Режим пребывания больных в стационаре и их виды.

Санитарно-гигиенический режим в отделении хирургического и терапевтического профиля требует неуклонного соблюдения.

В отделении недопустимы шум, громкий разговор, суета, нарушающие покой больных. Уборка палат должна проводиться бесшумно и в строго определенное время, мебель и оборудование переставляют осторожно, сигнализация допускается только световая. Поведение медперсонала должно успокаивать больного и внушать уверенность в выздоровлении, что особенно важно при уходе за тяжелобольными. Должны быть максимально снижены отрицательные эмоции, вызываемые операцией, перевязками. Чтобы больные убедились в благотворном действии операции, их помещают вместе с выздоравливающими.

Режим в стационаре – многообразное понятие, охватывающее: 1) определенное положение и поведение пациента (режим больного); 2) правила внутреннего распорядка, направленные на создание оптимальных психологических условий выздоровления больных (лечебно-охранительный режим); 3) комплекс мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции (санитарно-гигиенический режим); 4) рациональную организацию труда медперсонала, направленную на оптимизацию лечебно-диагностического процесса. В целом это принимает форму примерного распорядка дня в хирургическом или терапевтическом отделении, который обычно вывешивается на видном месте и который является обязательным для больных и посетителей. Режим больного определяется лечащим врачом и в зависимости от целевой установки предполагает различный объем двигательной активности. При этом различают режим.

5.6. Организация и проведение ухода в приёмно-диагностическом отделении стационара.

На приемное отделение возлагаются следующие задачи; 1) первичное обследование, сортировка, направление больных в разные отделения больницы или на амбулаторное лечение, оказание экстренной амбулаторной помощи; 2) санитарная обработка поступающих больных; 3) оформление документации на поступающих, организация приема-выписки и учета движения больных; 4) связь со станцией скорой помощи и другими лечебными учреждениями.

В приемном отделении выделяются три комплекса помещений: 1) общие (вестибюль, ожидальня, регистратура, справочная, выписная, кладовая, туалеты, комната персонала и др.); 2) диагностическо-лечебные (смотровые, процедурные и перевязочные, экспресс-лаборатория, рентгеновский кабинет, диагностические палаты и др.); 3) санитарный пропускник.

Персонал приемного отделения включает в себя заведующего, врачей, средний и младший персонал. Их функции, квалификация, особенности работы определяются характером работы в приемном отделении - быстрота и четкость решения проблемы в достаточно сжатые сроки.

При госпитализации плановых больных проводится изучение соматического состояния с выявлением противопоказаний к плановой госпитализации. В приемном отделении оформляются необходимые документы – проводится регистрация поступающего больного в журнале приема больных, алфавитном журнале, оформление карты стационарного больного и карты выбывшего из стационара. Кроме контроля санитарного состояния поступающего больного, проводится его антропометрия. После переодевания больного в больничную одежду, проводится собирание, регистрация (опись) и хранение личной одежды больного в больнице. Медперсонал при необходимости принимает на хранение документы, деньги, ценности поступающих больных.

Экстренная госпитализация больных проводится по направлениям врачей поликлиник, скорой медицинской помощи и по обращении самостоятельно (самотек). Отказа больного от госпитализации оформляется документально и скрепляется соответствующей подписью. Обследование больного врачом и осмотр средним медицинским персоналом направлено на выявление гнойно-септических заболеваний, других острых заразных заболеваний, педикулеза.

В приемном отделении в обязательном порядке измеряется температура тела больного. Дезинфекция использованных термометров проводится полным погружением в дезинфицирующий раствор (0,5% раствор хлорамина Б на 30 мин или 0,1 % раствор дезоксона-1 на 15 мин) с последующим промыванием в воде. Также проводится обеззараживание металлических (кипячением) и уничтожение деревянных шпателей после осмотра зева.

С целью дезинфекции клеенки на кушетке после каждого больного двухкратно протираются ветошью, смоченной растворами дезинфектантов (1 % р-р хлорамина, 0,2 % р-р дезоксона-1, 3 % р-р перекиси водорода с 0,5 % моющим средством).

При наличии раны или гнойно-септического заболевания осмотр больного проводится в перевязочном зале с обеспечением всех гигиенических требований во время и после осмотра.

Уборка всех помещений и предметов обстановки приемного отделения проводится 2 раза в день с применением дезинфектантов (0,5 % раствор осветленной хлорной извести, 1 % р-р хлорамина Б, 3 % р-р перекиси водорода с 0,5 % моющим средством, 0,2 % р-р дезоксона-1, 0,2 % р-ра сульфахлорантина и др.). Дезинфекция уборочного материала обеспечивается погружением на час в 1% р-р хлорамина Б, 0,2% р-р сульфахлорантина и др., с соответствующим его хранением.

В настоящее время для дезинфекции и предстерилизационной очистки инструментов применяется средство «Аламинол».

Полная санитарная обработка поступающего больного проводится в санитарном пропускнике приемного отделения со сменой личной одежды, белья. Важное значение имеют собирание, обработка и хранение личной одежды больных с гнойно-септическими заболеваниями. Мытье под душем, в ванной проводится под контролем или при участии медицинской сестры. Тяжелым больным следует оказывать помощь во время мытья.

После применения мочалки кипятятся, дезинфекция проводится чистяще - или моюще-дезинфицирующими средствами, растворами дезинфектантов. Их хранение производится в закрытых посудах.

Важное значение имеет проведение с соблюдением определенной техники стрижки волос, ногтей, бритья волос и подготовки операционного поля. Дезинфекция ножниц, бритвенного прибора, машинки и стрижки волос обеспечивается кипячением или погружением в тройной раствор.

Выявление педикулеза, чесотки, грибковых заболеваний кожи занимает важное место в осмотре больных.

С целью дезинсекции применяются различные меры по уничтожению вшей и удалению гнид. При обнаружении головных вшей волосы на голове выстригают или обрабатывают инсектицидами (0,15 % водная эмульсия карбофоса, гексахлорановое мыло и мыло ДДТ) и закрывают голову на 20 мин косынкой. Волосы споласкивают, а затем расчесывают частым гребнем в теплом 6 % уксусе, растворяющем вещество, которым гниды прикрепляются к волосам.

Принципиальное значение имеет собирание вещей больного с педикулезом и их обработка порошком ДДТ. Дезинсекция вещей проводится в параформалиновой или горячо-воздушной камере. При выявлении платяных вшей больной принимает ванну, полностью меняет белье. Одежду подвергают обработке ДДТ и камерной обработке. Белье замачивают в 0,15 % эмульсии карбофоса или стирают мылом ДДТ. Помещения обрабатывают дезинсектицидами и проводят влажную уборку.

В настоящее время для проведения противопедикулезной обработки применяют столовый уксус или 5-10 % уксусную кислоту, лосьоны Лонцид, Нитилон, Ниттифор, мыло Антиэнтом. Для дезинсекции белья применяют: 1) овициды – 30 % или 50 % эмульгирующийся концентрат карбофоса, дусты Сульфолан-У, Бифетрин-П, средство Медифокс-Супер - 0,2 % водную эмульсию; 2) не овициды - дуст Неопин, порошок пиретрума, мыло Витар.

Для дезинсекции помещений применяют хлорофос, аэрозольные баллоны Карбозоль, Неофос-2, А-ПАР, также средство Медифокс-Супер (0,2 % водная эмульсия).

Принципиальное значение имеет одевание больного в чистое больничное белье, халат (пижам), тапочки.

Различные виды транспортировки больного в клиническое отделение проводится только по указанию врача и в сопровождении медперсонала пешком, на кресле-каталке, на носилках-каталке. В экстренных случаях больной транспортируется в операционный зал на каталке с соблюдением всех правил. Транспортировка тяжелого больного обеспечивается бельем, подушкой, одеялом, волосы собираются на голове. Допустимое время пребывания больного с острыми хирургическими заболеваниями в приемном отделении должно быть сокращено до минимума. Это мотивируется жизнеопасными ситуациями, требующими оказания экстренной медицинской помощи.

Имеются особенности клинической гигиены медицинского персонала приемного отделения. После осмотра каждого больного проводится мытье рук мылом в мелкой расфасовке в течение 2-х минут. Ежедневно выделяются индивидуальные полотенца каждому члену дежурной бригады. При этом для мытья рук используются щетки с соблюдением техники извлечения щеток с их последующей дезинфекцией, хранением.

Работа в перевязочной проводится в халатах, шапочках, полностью закрывающих волосы, масках и перчатках. При обработке гнойно-септических ран обязательно одевают клеенчатый фартук и с его последующим обеззараживанием.

После осмотра больных с гнойно-септическими заболеваниями показано обеззараживание рук. Для этого применяют различные растворы дезинфектанты для дезинфекции рук (80 % этиловый спирт, 0,5 % р-р хлоргексидина биглюконата в 70 % этиловом спирте, 0,5 % р-р хлорамина).

Наши рекомендации