Принципы группирования детей в соответствии с активностью

и риском развития кариеса для составления лечебно-профилактических программ

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Практикующему детскому врачу-стоматологу для повседневной работы необходи-ма простая и доступная методика определения риска развития кариеса у пациентов до 3 лет, имеющих как интактный зубной ряд, так и кариес различной степени интенсивности.

В связи с этим, на основании данных литературы и собственного клиническо-го опыта, мы посчитали целесообразным выделить у этой категории пациентов низкий, умеренный и высокий риск развития этого заболевания, руководствуясь следующими диагностическими критериями:

        Таблица 1  
  Индикаторы риска/факторы риска Низкий риск Умеренный риск Высокий риск  
  Медико-биологические        
  Пренатальный анамнез Не отягощен Отягощен/ Отягощен
      не отягощен    
  Ранний постнатальный анамнез Не отягощен Отягощен/не Отягощен
      отягощен    
  Резистентность организма Высокая Сниженная Резко сниженная
  Группа здоровья I–II I–V I–V
  Клинические        
  Нарушение сроков прорезывания зубов + +  
  Недавно прорезавшиеся зубы + + +  
  Скученность зубов + +  
  Глубокие фиссуры моляров + +  
  Наличие очагов деминерализации эмали + +, покрытые
  (меловидные пятна)     зубной бляшкой
  Начальный кариес (без поражения дентина) +
  Аппроксимальный кариес с поражением + +  
  дентина        
  Фиссуры светлые и кариозные + Покрытые зубной
        бляшкой
           
       

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 24 03.03.2008 15:11:48

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

      Таблица 1
Индикаторы риска/факторы риска Низкий риск Умеренный риск Высокий риск
Реставрированные поверхности временных + Ретенционные
моляров     пункты по краям
      реставраций
Прирост кариеса Более 1 новой Более 2 новых
    кариозной кариозных
    полости в год полостей в год
    с поражением с поражением
    дентина дентина
Биохимические      
Количество зубной бляшки Отсутствует 1–2 балла 3–5 баллов
Тип/число бактерий в зубной бляшке S. mutans S. mutans S. mutans
  отсутствуют или >100 000 КОЕ/мл >1 000 000 КОЕ/
  <100 000 КОЕ/мл LB=10000 КОЕ/ мл
  LB*<10 000 КОЕ/мл мл LB>100 000 КОЕ/
      мл
Кислотность зубной бляшки Индикатор красного Индикатор Индикатор
  цвета красного цвета желтого цвета
Характер питания Полноценное; соот- Недостаточно Несбалансиро-
  ветствует возрасту сбалансирован- вано; кратность
    ное; кратность приема пищи
    приема пищи (включая пере-
    увеличена кусы) увеличена
Частота употребления углеводов Низкий или очень Умеренный уро- Высокий уровень
  низкий уровень вень потребления потребления
  потребления легко- легкоферменти- легкоферменти-
  ферментируемых руемых углеводов руемых углеводов;
  углеводов; нека-   кариесогенная
  риесогенная диета   диета
Поступление в организм фторидов Максимальное Дополнительные Отсутствие
    фтормероприятия фторидов
Социально-экономические      
Мотивация, образовательный уровень Мотивированные, Немотивирован- Немотивирован-
родителей хорошо образован- ные, хорошо ные, необразо-
  ные образованные ванные
Стоматологические осмотры/помощь Регулярная Нерегулярная Нерегулярная
Эпидемиологические      
Интенсивность кариеса у родственников Низкая Средняя Высокая
Тип/число бактерий в зубной бляшке матери S. mutans – 0 уро- S. mutans – S. mutans – 2 или
  вень 1 уровень 3 уровень
  LB – нет LB – мало LB – много
* LB – Lactobacilla.      

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru





Методики, согласно которым может проводится выкопировка критериев, по-зволяющих отнести пациента к той или иной группе, приводятся в Приложении 4.

Учитывая, что у детей дошкольного возраста, имеющих временный прикус, определение интенсивности кариеса удобно проводить по формуле, предложенной

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 25 03.03.2008 15:11:48

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Глава 2

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

П.А.Леусом (1990), то в результате такого расчета могут получиться 4 уровня интен-сивности (см. Приложение 4, табл. 15).

Наличие у детей первого или второго года жизни хотя бы одного пораженного зуба приводит к автоматическому их зачислению в группу высокого и очень вы-сокого уровня интенсивности кариеса (УИК). Следовательно, для детей до 3 лет низкий УИК нехарактерен, а средний УИК могут иметь только дети 2–3 лет.

Количество и сочетание индикаторов кариеса у детей с разной его интенсив-ностью, как правило, не позволяют зафиксировать его низкий риск – он либо умеренный, либо высокий. А вот в группе детей с интактным зубным рядом мо-гут встречаться дети, у которых наряду с умеренным и высоким риском развития кариеса в будущем отмечается низкий его риск. В результате получается 7 групп детей, формирование которых происходит по следующему принципу:

              Таблица 2
Интенсивность кариеса Интактный зубной ряд Средний УИК Высокий/очень высокий УИК
Риск развития кариеса низкий умерен. высокий умерен. высокий умерен. высокий
Группа профилактики I II III IV V VI VII

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Для детей каждой группы должна быть составлена своя лечебно-профилакти-ческая программа.

Планирование стоматологического лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Программа профилактики (№1) для детей 0–3 лет с интактными зубами и низким риском развития кариеса (I группа)

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

      Таблица 3
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога с: 3 раза в год 2 раза в год 1 раз в год
1.1. Определением риска развития кариеса      
1.2. Проведением санитарно-просветитель-      
ной работы с родителями (информирование      
о факторах риска развития кариеса;      
формирование и поддержание высокого      
уровня мотивации к профилактике кариеса      
зубов у ребенка)      
1.3. Консультированием по питанию      
2. Гигиенический уход за полостью рта Протирание Использование Зубная щетка с минималь-
в домашних условиях влажным щетки- ным количеством зубной
  марлевым напалечника пасты (2 раза в день);
  тампоном однократно на с 2,5 лет возможно приме-
  однократно ночь нение ополаскивателя
  на ночь   с фторидом олова («Just
      for kids»)1; жеват. резинки2

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

1, 2 Применение ополаскивателя/жевательной резинки в этом возрасте ограничено интеллектуальной органи-  
   
зацией ребенка, его способностью выполнять просьбы взрослого осмысленно.  
     
   

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 26 03.03.2008 15:11:48

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Программа профилактики (№2) для детей 0–3 лет с интактными зубами и умеренным риском развития кариеса (II группа)

      Таблица 4
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога 4 раза в год 4 раза в год 4 раза в год
1.1. Определение риска развития 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
кариеса      
1.2. Выполнение базовой + + +
программы профилактики1      
1.2.1. Полирование контактных +
поверхностей зубов флоссами      
1.2.2. Аппликация поверхностей По 3 покрытия через день 2 раза в год  
зубов фторлаком      
1.2.3. Обработка участков сла- 2 раза в год 2 раза в год в течение 2 раза в год в течение 2
боминерализованной эмали ЭГЛ2 в течение 2 лет 2 лет лет
1.2.4. Сепарация контактных По мере формирования
поверхностей тесно располо-     контактов, однократно
женных зубов с последующей     в ходе диспансерного
их обработкой ЭГЛ     осмотра
1.2.5. Неинвазивная герметиза- +
ция фиссур моляров      
1.3. Контроль качества краевого +
прилегания герметика      
1.4. Проведение санитарно- + + +
просветительной работы      

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru


1.4.1. Мотивация матери на +
снижение титра S. mutans и Lac-    
tobacilla (направление на лечение;    
назначение хлоргексидинсодер-    
жащих паст, ополаскивателей,    
жевательных резинок с ксилитом;    
покрытие зубов лаком «Cervitek»)    
1.4.2. Консультация по питанию Соблюдение Мотивация на сбалан-
  кратности сированность питания;
  и режима количество приемов
  кормлений пищи, включая пере-
    кусы, не должно превы-
    шать 5; отказ от ночных
    приемов пищи; контроль
    потребления углеводов
2. Гигиенический уход за полостью После каждого После каждого приема
рта в домашних условиях приема пищи – пищи – протирание
  протирание зубов марлевым
  зубов марлевым тампоном и кипяченой
  тампоном водой – днем; утром
  и кипяченой и вечером (после
  водой еды) – очищение зубов
    щеткой-напалечником
    и пастой «R.О.С.S. baby»

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Мотивация на сбалан-сированность питания; количество приемов пищи, включая перекусы, не должно превышать 4; отказ от ночных приемов пищи; контроль потребле-ния углеводов

Чистка зубов 2 раза в день щеткой с зубной пастой;

с 2,5 лет – использование ополаскивателя после приема пищи; на ночь – минерализация зубов гелями «Tooth Mouss» и «R.О.С.S. baby»; флос-синг – перед ночным сном

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 27 03.03.2008 15:11:48


                Глава 2    
                   
                   
                   
                     
                     
                Таблица 4    
          Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни    
        3. Эндогенное применение «Д-флюореттен «Витафтор» Таблетки натрия фторида    
        препаратов фтора3 500»        
        4. Мотивация к повышению общей Совместно с педиатром, ЛОР-врачом, узким специалистом, определяю-    
        резистентности организма щим группу здоровья ребенка      

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

1 Под «базовой программой профилактики» понимается набор обязательных манипуляций, выполняемых у пациента на этапах диспансеризации с кратностью, определяемой степенью активности кариеса и риском его развития.

2 ЭГЛ – эмаль-герметизирующий ликвид.

3 Прием фторидсодержащих препаратов назначается только в тех случаях, когда достоверно известно, что содержание фтора в питьевой воде, потребляемой ребенком, ниже принятой нормы.

Программа профилактики №3 для детей (0–3 лет) с интактными зубами и высоким риском развития кариеса (III группа)

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

      Таблица 5
Мероприятия 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Осмотры у стоматолога 4 раза в год 4 раза в год 4 раза в год
1.1. Определение риска 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
развития кариеса      
1.2. Выполнение базовой + + +
программы профилактики:      
1.2.1. Профессиональное + + +
удаление зубной бляшки      
и зубного налета      
1.2.2. Полирование +
контактных поверхностей      
зубов флоссами      
1.2.3. Аппликация Однократно 4 раза в год  
поверхностей зубов      
хлоргексидинсодержащим      
лаком «Cervitek»      
1.2.4. Лазеротерапия 10–15 сеансов через день
1.2.5. Обработка участков 2 раза в год 2 раза в год в течение 2 лет 2 раза в год в течение
слабоминерализованной в течение 2 лет   2 лет
эмали ЭГЛ      
1.2.6. Сепарация По мере формирования
контактных поверхностей     контактов, однократно
тесно расположенных     в ходе диспансерного
зубов с последующей     осмотра
их обработкой ЭГЛ      
1.2.7. Неинвазивная +
герметизация фиссур      
моляров      
1.3. Контроль качества +
краевого прилегания      

герметика

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 28 03.03.2008 15:11:48

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчиво-сти, стремлении к частой смене впечат-лений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и быст-ро сменяются; легкий переход от слез к радости, и наоборот. Обычно пребывает

в хорошем настроении, поскольку легко и быстро переживает неудачи, не может находиться долгое время в тоске и уны-нии.

Это активный и шустрый ребенок, достаточно выносливый и неутомимый

в том занятии, которое его увлекает. Характер такого ребенка, как правило, легкий.

Рис. 2.Задумчивый двухлетний Василийперед началом приема всегда слушал ко-ротенькую сказочную историю, после чего «разрешал» доктору сделать все, что нужно, всегда ведя себя ровно и с пониманием.

Процессы возбуждения и торможе-

ния уравновешены, что обусловливает четкий ритм его жизни: легко засыпает,

рано просыпается.

Следует помнить о том, что такому ребенку чрезвычайно трудно долго быть сосредоточенным на каком-либо одном занятии, поскольку за сосредоточением следует расслабление его психической активности. Сфера интересов ребенка ши-рока. Он очень общителен, часто лидирует в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Жалость и сочувствие проявляются только на словах.

Среди них нет проблемных детей, так как такие дети отличаются легким ха-рактером и просто не могут долго пребывать в тревоге и плохом настроении. Они не мнительны, эмоционально устойчивы, уверены в себе.

При взаимодействии с таким ребенком взрослый должен удержать его сначала

на короткое время, а затем на все более

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

длительное.Чемлучшеотношенияребен-

ка и взрослого, тем лучше это получится.

Необходимо чередовать активность с от-    
дыхом, тогда периоды активности будут    
более длительными. В процессе обще-    
ния необходимо активизировать фанта-    
зию сангвиника: чем активнее работает    
фантазия, тем дольше ребенок будет со-    
средоточен на одном занятии. Дети-сан-    
гвиники легко переключаются с одного    
дела на другое, но недостаточно усидчи-    
вы в любом из них.    
Общение с сангвиником не вызыва- Рис. 3.Для трехлетнего Игоря приобрели  
ет проблем: он недолго фиксирует вни- вестибулярную пластинку, которая помо-  
мание на неприятных переживаниях, жет ему избавиться от привычки сосания  
быстро забывает о своих детских бедах, пальца. Несмотря на внешнее спокойствие,  
необидчив, любое дело начинает с наде- Игорь очень эмоционален, и палец во рту –  
ждой на успех и склонен видеть во всем своеобразная защитная реакция на «неспра-  
ведливости», окружающие малыша.  
   
     
   

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 39 03.03.2008 15:11:50

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Глава 2

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

светлые стороны. Замечания взрослых он пропускает «мимо ушей». Но догово-риться с таким ребенком нетрудно.

Ребенок-флегматик

Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние его всегда ровное. Устойчив к стрессам, маловозбудим, чувствительность невысока. Движе-ния небыстрые. Трудно переключается на другое занятие. Предпочитает однооб-разные игры и занятия, аккуратен и педантичен; часто играет один, игрушки акку-ратно убирает, консервативен в пристрастиях – к определенной еде, «своей» чашке и ложке, игрушкам.

Ест медленно, с удовольствием, непривередлив в еде, поэтому часто имеет лиш-ний вес.

В играх и занятиях предпочитает соблюдение традиций и правил, их нарушение вызывает у него раздражение и даже ярость.

Он любит тепло и ненавидит душевные волнения.

Может подолгу сидеть один, напевая или слушая любимую мелодию. Информация входит в него медленно, поэтому нужно много раз повторить одно

и то же для запоминания. Если нарочито «пошуметь» на него, он лучше соображает. Память надежная. Темп речи медленный, переключение с одного занятия на другое требует времени.

Дети-флегматики не очень общительны. Предпочитают общество одного по-стоянного друга или избранного взрослого, но любят играть и одни.

На внешние впечатления реагируют не ярко, живут в мире своих образов, пере-живаний. С новыми людьми сходятся с трудом. В своих привязанностях холодно-ваты, равнодушны. Взрослым не следует слишком докучать такому ребенку своей любовью, напротив, надо самому быть внешне немного равнодушным, поскольку так он легче проснется к душевному теплу.

Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и нечасто, из-за их спо-койствия и эмоциональной устойчивости. В случае если нанесенная обида про-росла в его душе, он будет долго помнить и переживать ее, что создает основу для мнительности и подозрительности. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредска-зуем и мстителен.

Ребенок-меланхолик

Высокочувствителен. Эмоции глубокие и устойчивые при слабом их внешнем вы-ражении. Склонен к мнительности и обидчивости. При неблагоприятных условиях воспитания могут развиться повышенная эмоциональная возбудимость и рани-мость, замкнутость и отчужденность.

Среди меланхоликов подавляющее число проблемных детей, с большим коли-чеством разнообразных страхов.

Кажутся пугливыми, замкнутыми, неуверенными и острожными. Не сразу вхо-дят в общую игру, но при вхождении в нее всецело ей отдаются.

Любят мечтать, фантазировать, они хорошие актеры. В их действиях много не-понятного, что обусловлено богатством их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и ведут себя как взрослые. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми, кого они любят. С посто-ронними – скрытны, ранимы и обидчивы, «замыкаются» в себе по любому поводу.

Круг их общения узок, но связи глубоки и искренни.

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 40 03.03.2008 15:11:51

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Проявлять внимание и ласку к тако-му ребенку следует незаметно, посколь-ку заостренность на собственных пере-живаниях делает таких детей эгоистами,

и они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания. Такого ребенка следует постоянно отвлекать от грустных мыс-лей, фиксировать его внимание на чем-то интересном и веселом.

С трудом засыпает.

Для него нужно выбирать волную-щие сказки и истории, заставляющие его забывать о собственных проблемах.

Меланхоликов пугают неожидан-ности: накануне любого события или перед началом любого действия их сле-дует подготовить ко всему тому, что им придется пережить. Учитывая неуве-ренность этих детей, в общении с ними полезно использовать разнообразные средства поощрения, похвалу, но делать

это к месту, тактично. Рис. 4.Начальные признаки негативногоотношения к посещению стоматолога.

Ребенок-холерик

Нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен, изменчив.

В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист и амби-циозен, склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным, гневливым. Движения его быстры и энергичны, речь громкая, частая и быстрая.

Среди холериков много проблемных детей, так как тип темперамента неурав-новешенный. Им трудно контролировать свои эмоции. Они активны и энергич-ны. Активность им нужна как средство отреагирования бурных эмоций. Многое

в их деятельности зависит от воли. Темп психической активности устойчивый и ус-коренный. Эти дети плохо переносят монотонные занятия, условия их дея-тельности нужно менять, оживлять эмоциями и впечатлениями. Они актив-но включаются в новое дело или игру, но энтузиазм может быстро иссякнуть, если работа им не интересна. Их реше-ния самостоятельны, момент обдумыва-ния часто отсутствует.

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Они рано встают, едят и спят немно-го; нуждаются в достаточном простран-стве, где можно было бы беспрепятст-венно двигаться.

Общение с ними требует много тер-пения и самообладания. Во время при-ступов гнева холерика нужно сохранять

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Рис. 5.Трехлетний Тимур неразговорчив,зато всегда улыбчив и хорошо сотрудничает с доктором даже в первый визит.

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Лечение кариеса у детей.indd 41 03.03.2008 15:11:51

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru Глава 2

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Рис. 6.Признаки негативного отношения

к лечению. Трехлетняя Даша плачет, сопро-тивляется доктору, не желая вступать даже в зрительный контакт.

Принципы группирования детей в соответствии с активностью - student2.ru

Рис. 7.А вот это уже типичное проявлениестраха. Взаимодействие с ребенком на дан-ном этапе невозможно. Попробуем изме-нить ситуацию?

спокойствие, произошедшее лучше об-судить, когда он остынет и успокоится.

К такому ребенку следует относиться тактично и с пониманием, он не выно-сит насмешек и грубых шуток, рассер-дить его достаточно легко.

Темп умственного развития в раннем детстве очень стремителен, и в чистом виде бывает трудно выделить типы по-ведения так, чтобы их признаки не на-кладывались друг на друга. Но все-таки чаще ребенок ведет себя каким-то опре-деленным образом.

Интересно, что существуют внешние признаки физического соответствия оп-ределенным психическим свойствам. Так, A.Arcus и W.Kagan (1995) высказа-ли гипотезу о влиянии генов на уровень гормонов, контролирующих рост лице-вых костей, и темперамент. По наблю-дениям американских исследователей, флегматики и меланхолики имеют более узкие лица, чем холерики и сангвиники. Изучение телесных коррелятов психи-ческих свойств продолжается.

Зная об этих возрастных особен-ностях поведения детей, врач сможет подобрать ключ к душе ребенка, что-бы врата этой тайны легко открылись и не были при этом взломаны.


Наши рекомендации