Принципы группирования детей в соответствии с активностью
и риском развития кариеса для составления лечебно-профилактических программ
Практикующему детскому врачу-стоматологу для повседневной работы необходи-ма простая и доступная методика определения риска развития кариеса у пациентов до 3 лет, имеющих как интактный зубной ряд, так и кариес различной степени интенсивности.
В связи с этим, на основании данных литературы и собственного клиническо-го опыта, мы посчитали целесообразным выделить у этой категории пациентов низкий, умеренный и высокий риск развития этого заболевания, руководствуясь следующими диагностическими критериями:
Таблица 1 | |||||
Индикаторы риска/факторы риска | Низкий риск | Умеренный риск | Высокий риск | ||
Медико-биологические | |||||
Пренатальный анамнез | Не отягощен | Отягощен/ | Отягощен | ||
не отягощен | |||||
Ранний постнатальный анамнез | Не отягощен | Отягощен/не | Отягощен | ||
отягощен | |||||
Резистентность организма | Высокая | Сниженная | Резко сниженная | ||
Группа здоровья | I–II | I–V | I–V | ||
Клинические | |||||
Нарушение сроков прорезывания зубов | – | + | + | ||
Недавно прорезавшиеся зубы | + | + | + | ||
Скученность зубов | – | + | + | ||
Глубокие фиссуры моляров | – | + | + | ||
Наличие очагов деминерализации эмали | – | + | +, покрытые | ||
(меловидные пятна) | зубной бляшкой | ||||
Начальный кариес (без поражения дентина) | + | – | – | ||
Аппроксимальный кариес с поражением | – | + | + | ||
дентина | |||||
Фиссуры светлые и кариозные | – | + | Покрытые зубной | ||
бляшкой | |||||
Лечение кариеса у детей.indd 24 03.03.2008 15:11:48
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Таблица 1 | |||
Индикаторы риска/факторы риска | Низкий риск | Умеренный риск | Высокий риск |
Реставрированные поверхности временных | – | + | Ретенционные |
моляров | пункты по краям | ||
реставраций | |||
Прирост кариеса | Более 1 новой | Более 2 новых | |
кариозной | кариозных | ||
полости в год | полостей в год | ||
с поражением | с поражением | ||
дентина | дентина | ||
Биохимические | |||
Количество зубной бляшки | Отсутствует | 1–2 балла | 3–5 баллов |
Тип/число бактерий в зубной бляшке | S. mutans | S. mutans | S. mutans |
отсутствуют или | >100 000 КОЕ/мл | >1 000 000 КОЕ/ | |
<100 000 КОЕ/мл | LB=10000 КОЕ/ | мл | |
LB*<10 000 КОЕ/мл | мл | LB>100 000 КОЕ/ | |
мл | |||
Кислотность зубной бляшки | Индикатор красного | Индикатор | Индикатор |
цвета | красного цвета | желтого цвета | |
Характер питания | Полноценное; соот- | Недостаточно | Несбалансиро- |
ветствует возрасту | сбалансирован- | вано; кратность | |
ное; кратность | приема пищи | ||
приема пищи | (включая пере- | ||
увеличена | кусы) увеличена | ||
Частота употребления углеводов | Низкий или очень | Умеренный уро- | Высокий уровень |
низкий уровень | вень потребления | потребления | |
потребления легко- | легкоферменти- | легкоферменти- | |
ферментируемых | руемых углеводов | руемых углеводов; | |
углеводов; нека- | кариесогенная | ||
риесогенная диета | диета | ||
Поступление в организм фторидов | Максимальное | Дополнительные | Отсутствие |
фтормероприятия | фторидов | ||
Социально-экономические | |||
Мотивация, образовательный уровень | Мотивированные, | Немотивирован- | Немотивирован- |
родителей | хорошо образован- | ные, хорошо | ные, необразо- |
ные | образованные | ванные | |
Стоматологические осмотры/помощь | Регулярная | Нерегулярная | Нерегулярная |
Эпидемиологические | |||
Интенсивность кариеса у родственников | Низкая | Средняя | Высокая |
Тип/число бактерий в зубной бляшке матери | S. mutans – 0 уро- | S. mutans – | S. mutans – 2 или |
вень | 1 уровень | 3 уровень | |
LB – нет | LB – мало | LB – много | |
* LB – Lactobacilla. |
Методики, согласно которым может проводится выкопировка критериев, по-зволяющих отнести пациента к той или иной группе, приводятся в Приложении 4.
Учитывая, что у детей дошкольного возраста, имеющих временный прикус, определение интенсивности кариеса удобно проводить по формуле, предложенной
Лечение кариеса у детей.indd 25 03.03.2008 15:11:48
Глава 2
П.А.Леусом (1990), то в результате такого расчета могут получиться 4 уровня интен-сивности (см. Приложение 4, табл. 15).
Наличие у детей первого или второго года жизни хотя бы одного пораженного зуба приводит к автоматическому их зачислению в группу высокого и очень вы-сокого уровня интенсивности кариеса (УИК). Следовательно, для детей до 3 лет низкий УИК нехарактерен, а средний УИК могут иметь только дети 2–3 лет.
Количество и сочетание индикаторов кариеса у детей с разной его интенсив-ностью, как правило, не позволяют зафиксировать его низкий риск – он либо умеренный, либо высокий. А вот в группе детей с интактным зубным рядом мо-гут встречаться дети, у которых наряду с умеренным и высоким риском развития кариеса в будущем отмечается низкий его риск. В результате получается 7 групп детей, формирование которых происходит по следующему принципу:
Таблица 2 | |||||||
Интенсивность кариеса | Интактный зубной ряд | Средний УИК | Высокий/очень высокий УИК | ||||
Риск развития кариеса | низкий | умерен. | высокий | умерен. | высокий | умерен. | высокий |
Группа профилактики | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Для детей каждой группы должна быть составлена своя лечебно-профилакти-ческая программа.
Планирование стоматологического лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста
Программа профилактики (№1) для детей 0–3 лет с интактными зубами и низким риском развития кариеса (I группа)
Таблица 3 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога с: | 3 раза в год | 2 раза в год | 1 раз в год |
1.1. Определением риска развития кариеса | |||
1.2. Проведением санитарно-просветитель- | |||
ной работы с родителями (информирование | |||
о факторах риска развития кариеса; | |||
формирование и поддержание высокого | |||
уровня мотивации к профилактике кариеса | |||
зубов у ребенка) | |||
1.3. Консультированием по питанию | |||
2. Гигиенический уход за полостью рта | Протирание | Использование | Зубная щетка с минималь- |
в домашних условиях | влажным | щетки- | ным количеством зубной |
марлевым | напалечника | пасты (2 раза в день); | |
тампоном | однократно на | с 2,5 лет возможно приме- | |
однократно | ночь | нение ополаскивателя | |
на ночь | с фторидом олова («Just | ||
for kids»)1; жеват. резинки2 |
1, 2 | Применение ополаскивателя/жевательной резинки в этом возрасте ограничено интеллектуальной органи- | |
зацией ребенка, его способностью выполнять просьбы взрослого осмысленно. | ||
Лечение кариеса у детей.indd 26 03.03.2008 15:11:48
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Программа профилактики (№2) для детей 0–3 лет с интактными зубами и умеренным риском развития кариеса (II группа)
Таблица 4 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога | 4 раза в год | 4 раза в год | 4 раза в год |
1.1. Определение риска развития | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
кариеса | |||
1.2. Выполнение базовой | + | + | + |
программы профилактики1 | |||
1.2.1. Полирование контактных | – | – | + |
поверхностей зубов флоссами | |||
1.2.2. Аппликация поверхностей | По 3 покрытия через день 2 раза в год | ||
зубов фторлаком | |||
1.2.3. Обработка участков сла- | 2 раза в год | 2 раза в год в течение | 2 раза в год в течение 2 |
боминерализованной эмали ЭГЛ2 | в течение 2 лет | 2 лет | лет |
1.2.4. Сепарация контактных | – | – | По мере формирования |
поверхностей тесно располо- | контактов, однократно | ||
женных зубов с последующей | в ходе диспансерного | ||
их обработкой ЭГЛ | осмотра | ||
1.2.5. Неинвазивная герметиза- | – | – | + |
ция фиссур моляров | |||
1.3. Контроль качества краевого | – | – | + |
прилегания герметика | |||
1.4. Проведение санитарно- | + | + | + |
просветительной работы |
1.4.1. Мотивация матери на | + | – |
снижение титра S. mutans и Lac- | ||
tobacilla (направление на лечение; | ||
назначение хлоргексидинсодер- | ||
жащих паст, ополаскивателей, | ||
жевательных резинок с ксилитом; | ||
покрытие зубов лаком «Cervitek») | ||
1.4.2. Консультация по питанию | Соблюдение | Мотивация на сбалан- |
кратности | сированность питания; | |
и режима | количество приемов | |
кормлений | пищи, включая пере- | |
кусы, не должно превы- | ||
шать 5; отказ от ночных | ||
приемов пищи; контроль | ||
потребления углеводов | ||
2. Гигиенический уход за полостью | После каждого | После каждого приема |
рта в домашних условиях | приема пищи – | пищи – протирание |
протирание | зубов марлевым | |
зубов марлевым | тампоном и кипяченой | |
тампоном | водой – днем; утром | |
и кипяченой | и вечером (после | |
водой | еды) – очищение зубов | |
щеткой-напалечником | ||
и пастой «R.О.С.S. baby» |
–
Мотивация на сбалан-сированность питания; количество приемов пищи, включая перекусы, не должно превышать 4; отказ от ночных приемов пищи; контроль потребле-ния углеводов
Чистка зубов 2 раза в день щеткой с зубной пастой;
с 2,5 лет – использование ополаскивателя после приема пищи; на ночь – минерализация зубов гелями «Tooth Mouss» и «R.О.С.S. baby»; флос-синг – перед ночным сном
Лечение кариеса у детей.indd 27 03.03.2008 15:11:48
Глава 2 | ||||||||||
Таблица 4 | ||||||||||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни | |||||||
3. Эндогенное применение | «Д-флюореттен | «Витафтор» | Таблетки натрия фторида | |||||||
препаратов фтора3 | 500» | |||||||||
4. Мотивация к повышению общей | Совместно с педиатром, ЛОР-врачом, узким специалистом, определяю- | |||||||||
резистентности организма | щим группу здоровья ребенка |
1 Под «базовой программой профилактики» понимается набор обязательных манипуляций, выполняемых у пациента на этапах диспансеризации с кратностью, определяемой степенью активности кариеса и риском его развития.
2 ЭГЛ – эмаль-герметизирующий ликвид.
3 Прием фторидсодержащих препаратов назначается только в тех случаях, когда достоверно известно, что содержание фтора в питьевой воде, потребляемой ребенком, ниже принятой нормы.
Программа профилактики №3 для детей (0–3 лет) с интактными зубами и высоким риском развития кариеса (III группа)
Таблица 5 | |||
Мероприятия | 1-й год жизни | 2-й год жизни | 3-й год жизни |
1. Осмотры у стоматолога | 4 раза в год | 4 раза в год | 4 раза в год |
1.1. Определение риска | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
развития кариеса | |||
1.2. Выполнение базовой | + | + | + |
программы профилактики: | |||
1.2.1. Профессиональное | + | + | + |
удаление зубной бляшки | |||
и зубного налета | |||
1.2.2. Полирование | – | – | + |
контактных поверхностей | |||
зубов флоссами | |||
1.2.3. Аппликация | Однократно 4 раза в год | ||
поверхностей зубов | |||
хлоргексидинсодержащим | |||
лаком «Cervitek» | |||
1.2.4. Лазеротерапия | – | – | 10–15 сеансов через день |
1.2.5. Обработка участков | 2 раза в год | 2 раза в год в течение 2 лет | 2 раза в год в течение |
слабоминерализованной | в течение 2 лет | 2 лет | |
эмали ЭГЛ | |||
1.2.6. Сепарация | – | – | По мере формирования |
контактных поверхностей | контактов, однократно | ||
тесно расположенных | в ходе диспансерного | ||
зубов с последующей | осмотра | ||
их обработкой ЭГЛ | |||
1.2.7. Неинвазивная | – | – | + |
герметизация фиссур | |||
моляров | |||
1.3. Контроль качества | – | – | + |
краевого прилегания |
герметика
Лечение кариеса у детей.indd 28 03.03.2008 15:11:48
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчиво-сти, стремлении к частой смене впечат-лений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и быст-ро сменяются; легкий переход от слез к радости, и наоборот. Обычно пребывает
в хорошем настроении, поскольку легко и быстро переживает неудачи, не может находиться долгое время в тоске и уны-нии.
Это активный и шустрый ребенок, достаточно выносливый и неутомимый
в том занятии, которое его увлекает. Характер такого ребенка, как правило, легкий.
Рис. 2.Задумчивый двухлетний Василийперед началом приема всегда слушал ко-ротенькую сказочную историю, после чего «разрешал» доктору сделать все, что нужно, всегда ведя себя ровно и с пониманием.
Процессы возбуждения и торможе-
ния уравновешены, что обусловливает четкий ритм его жизни: легко засыпает,
рано просыпается.
Следует помнить о том, что такому ребенку чрезвычайно трудно долго быть сосредоточенным на каком-либо одном занятии, поскольку за сосредоточением следует расслабление его психической активности. Сфера интересов ребенка ши-рока. Он очень общителен, часто лидирует в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Жалость и сочувствие проявляются только на словах.
Среди них нет проблемных детей, так как такие дети отличаются легким ха-рактером и просто не могут долго пребывать в тревоге и плохом настроении. Они не мнительны, эмоционально устойчивы, уверены в себе.
При взаимодействии с таким ребенком взрослый должен удержать его сначала
на короткое время, а затем на все более
длительное.Чемлучшеотношенияребен-
ка и взрослого, тем лучше это получится.
Необходимо чередовать активность с от- | ||
дыхом, тогда периоды активности будут | ||
более длительными. В процессе обще- | ||
ния необходимо активизировать фанта- | ||
зию сангвиника: чем активнее работает | ||
фантазия, тем дольше ребенок будет со- | ||
средоточен на одном занятии. Дети-сан- | ||
гвиники легко переключаются с одного | ||
дела на другое, но недостаточно усидчи- | ||
вы в любом из них. | ||
Общение с сангвиником не вызыва- | Рис. 3.Для трехлетнего Игоря приобрели | |
ет проблем: он недолго фиксирует вни- | вестибулярную пластинку, которая помо- | |
мание на неприятных переживаниях, | жет ему избавиться от привычки сосания | |
быстро забывает о своих детских бедах, | пальца. Несмотря на внешнее спокойствие, | |
необидчив, любое дело начинает с наде- | Игорь очень эмоционален, и палец во рту – | |
ждой на успех и склонен видеть во всем | своеобразная защитная реакция на «неспра- | |
ведливости», окружающие малыша. | ||
Лечение кариеса у детей.indd 39 03.03.2008 15:11:50
Глава 2
светлые стороны. Замечания взрослых он пропускает «мимо ушей». Но догово-риться с таким ребенком нетрудно.
Ребенок-флегматик
Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние его всегда ровное. Устойчив к стрессам, маловозбудим, чувствительность невысока. Движе-ния небыстрые. Трудно переключается на другое занятие. Предпочитает однооб-разные игры и занятия, аккуратен и педантичен; часто играет один, игрушки акку-ратно убирает, консервативен в пристрастиях – к определенной еде, «своей» чашке и ложке, игрушкам.
Ест медленно, с удовольствием, непривередлив в еде, поэтому часто имеет лиш-ний вес.
В играх и занятиях предпочитает соблюдение традиций и правил, их нарушение вызывает у него раздражение и даже ярость.
Он любит тепло и ненавидит душевные волнения.
Может подолгу сидеть один, напевая или слушая любимую мелодию. Информация входит в него медленно, поэтому нужно много раз повторить одно
и то же для запоминания. Если нарочито «пошуметь» на него, он лучше соображает. Память надежная. Темп речи медленный, переключение с одного занятия на другое требует времени.
Дети-флегматики не очень общительны. Предпочитают общество одного по-стоянного друга или избранного взрослого, но любят играть и одни.
На внешние впечатления реагируют не ярко, живут в мире своих образов, пере-живаний. С новыми людьми сходятся с трудом. В своих привязанностях холодно-ваты, равнодушны. Взрослым не следует слишком докучать такому ребенку своей любовью, напротив, надо самому быть внешне немного равнодушным, поскольку так он легче проснется к душевному теплу.
Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и нечасто, из-за их спо-койствия и эмоциональной устойчивости. В случае если нанесенная обида про-росла в его душе, он будет долго помнить и переживать ее, что создает основу для мнительности и подозрительности. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредска-зуем и мстителен.
Ребенок-меланхолик
Высокочувствителен. Эмоции глубокие и устойчивые при слабом их внешнем вы-ражении. Склонен к мнительности и обидчивости. При неблагоприятных условиях воспитания могут развиться повышенная эмоциональная возбудимость и рани-мость, замкнутость и отчужденность.
Среди меланхоликов подавляющее число проблемных детей, с большим коли-чеством разнообразных страхов.
Кажутся пугливыми, замкнутыми, неуверенными и острожными. Не сразу вхо-дят в общую игру, но при вхождении в нее всецело ей отдаются.
Любят мечтать, фантазировать, они хорошие актеры. В их действиях много не-понятного, что обусловлено богатством их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и ведут себя как взрослые. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми, кого они любят. С посто-ронними – скрытны, ранимы и обидчивы, «замыкаются» в себе по любому поводу.
Круг их общения узок, но связи глубоки и искренни.
Лечение кариеса у детей.indd 40 03.03.2008 15:11:51
Современные методы лечения зубов у детей до 3 лет
Проявлять внимание и ласку к тако-му ребенку следует незаметно, посколь-ку заостренность на собственных пере-живаниях делает таких детей эгоистами,
и они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания. Такого ребенка следует постоянно отвлекать от грустных мыс-лей, фиксировать его внимание на чем-то интересном и веселом.
С трудом засыпает.
Для него нужно выбирать волную-щие сказки и истории, заставляющие его забывать о собственных проблемах.
Меланхоликов пугают неожидан-ности: накануне любого события или перед началом любого действия их сле-дует подготовить ко всему тому, что им придется пережить. Учитывая неуве-ренность этих детей, в общении с ними полезно использовать разнообразные средства поощрения, похвалу, но делать
это к месту, тактично. Рис. 4.Начальные признаки негативногоотношения к посещению стоматолога.
Ребенок-холерик
Нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен, изменчив.
В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист и амби-циозен, склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным, гневливым. Движения его быстры и энергичны, речь громкая, частая и быстрая.
Среди холериков много проблемных детей, так как тип темперамента неурав-новешенный. Им трудно контролировать свои эмоции. Они активны и энергич-ны. Активность им нужна как средство отреагирования бурных эмоций. Многое
в их деятельности зависит от воли. Темп психической активности устойчивый и ус-коренный. Эти дети плохо переносят монотонные занятия, условия их дея-тельности нужно менять, оживлять эмоциями и впечатлениями. Они актив-но включаются в новое дело или игру, но энтузиазм может быстро иссякнуть, если работа им не интересна. Их реше-ния самостоятельны, момент обдумыва-ния часто отсутствует.
Они рано встают, едят и спят немно-го; нуждаются в достаточном простран-стве, где можно было бы беспрепятст-венно двигаться.
Общение с ними требует много тер-пения и самообладания. Во время при-ступов гнева холерика нужно сохранять
Рис. 5.Трехлетний Тимур неразговорчив,зато всегда улыбчив и хорошо сотрудничает с доктором даже в первый визит.
Лечение кариеса у детей.indd 41 03.03.2008 15:11:51
Глава 2
Рис. 6.Признаки негативного отношения
к лечению. Трехлетняя Даша плачет, сопро-тивляется доктору, не желая вступать даже в зрительный контакт.
Рис. 7.А вот это уже типичное проявлениестраха. Взаимодействие с ребенком на дан-ном этапе невозможно. Попробуем изме-нить ситуацию?
спокойствие, произошедшее лучше об-судить, когда он остынет и успокоится.
К такому ребенку следует относиться тактично и с пониманием, он не выно-сит насмешек и грубых шуток, рассер-дить его достаточно легко.
Темп умственного развития в раннем детстве очень стремителен, и в чистом виде бывает трудно выделить типы по-ведения так, чтобы их признаки не на-кладывались друг на друга. Но все-таки чаще ребенок ведет себя каким-то опре-деленным образом.
Интересно, что существуют внешние признаки физического соответствия оп-ределенным психическим свойствам. Так, A.Arcus и W.Kagan (1995) высказа-ли гипотезу о влиянии генов на уровень гормонов, контролирующих рост лице-вых костей, и темперамент. По наблю-дениям американских исследователей, флегматики и меланхолики имеют более узкие лица, чем холерики и сангвиники. Изучение телесных коррелятов психи-ческих свойств продолжается.
Зная об этих возрастных особен-ностях поведения детей, врач сможет подобрать ключ к душе ребенка, что-бы врата этой тайны легко открылись и не были при этом взломаны.