Особенности работы с начинающими
Основные этапы.
v Выявление настроенности на выполнение прыжков с парашютом.
Активная настроенность проявляется чаще у тех, кто с увлечением занимался спортом, особенно связанным с риском (авто-, мото-, прыжки с трамплина на лыжах, с вышки в воду). В этом случае организуется встреча с мастерами парашютного спорта, опытными спортсменами, приглашение на показательные выступления.
Пассивная настроенность базируется на недостаточной осведомленности о степени риска при совершении прыжков (наслушались рассказов «бывалых» десантников о случаях массового травматизма или гибели парашютистов). При этом нет твердой установки на отказ от прыжков. Поэтому с такими кандидатами целесообразно начинать работу с разъяснения безопасности совершения прыжков, с убеждения цифрами и фактами в малой вероятности травматизма, с объяснения субъективных причин аварийных ситуаций (недисциплинированность, нарушение правил эксплуатации парашюта, излишняя бравада)
Отрицательная настроенность (встречается крайне редко в РОСТО). Наибольший эффект в устранении такой настроенности дает демонстрация показательных прыжков девушек-парашютисток и последующая беседа с ними о надежности современных парашютов.
v Изучение материальной части парашютной техники.
От того, как проводятся эти занятия, настроенность на выполнение прыжков может упрочиться или, наоборот, разрушиться. Особое внимание при изучении теории следует обращать на заложенные в парашютной технике запасы прочности и надежности. А на практических занятиях – показать до мельчайших подробностей последовательность работы правильно уложенного парашюта и последствия нарушения отдельных элементов укладки.
v Изучение правил выполнения прыжков.
Необходимо показать на конкретных примерах, что и правильная укладка парашюта не спасет от несчастного случая при неправильной его эксплуатации.
v Отработка элементов прыжка на снарядах парашютного городка.
Многократное выполнение каждого упражнения отчетливее проявляет психическое состояние готовности к прыжку. К волнующимся и неуверенно действующим – индивидуальный подход, личный показ.
v «Боевая» укладка парашюта.
Тщательный контроль буквально каждого этапа укладки – у пассивно и отрицательно настроенных.
v Наблюдение начинающих за показательными выступлениями опытных парашютистов, показ на видео парашютной акробатики.
v Контроль готовности накануне прыжковой смены.
Каждый парашютист должен четко доложить задание на прыжок и действия в особых случаях.
v Предпрыжковая подготовка.
Тщательная проверка парашютов на старте опытными парашютистами, мастерами своего дела, вселяет в начинающих парашютистов уверенность в их правильной укладке, а следовательно, и в безопасной работе.
Признаки готовности к совершению прыжка в полной мере выявляются на «старте»:
= оптимальная готовность – движения спокойные, уверенные, расчетливые; на команды и сигналы реагируют быстро и точно
= пониженная готовность – ярко выраженная возбужденность, невнимательность, забывчивость, пассивность, суетливость (стартовая апатия или стартовая лихорадка)
= неготовность – молчаливость, малоподвижность, подавленность, полное отключение от происходящего, нетерпеливое ожидание команды отбоя прыжков (и еле сдерживаемая радость по этому поводу)психологическую подготовленность летчика к прыжку оценивают медики согл. РМОП-91:
«…перед прыжками у некоторых лиц может возникать нервно-эмоциональное возбуждение, проявляющееся в повышенной разговорчивости, суетливости, потливости. В некоторых случаях могут проявляться вялость, молчаливость, скованность, сонливость, Чрезмерность этих состояний может служить основанием для временного отстранения от прыжка.»
При полете в ВС:
= у части парашютистов происходит дальнейшая мобилизация психики на выполнение прыжка, что сопровождается общим подъемом настроения, многие заметно бравируют
= понижение готовности сопровождается развитием скованности, ухудшением настроения и ярко выраженным волнением
И те, и другие, однако, все действия и движения выполняют без ошибок, хотя и скованно.