Тема: Гигиена детей и подростков

Л Е К Ц И Я № 9

Тема: Гигиена детей и подростков

1. Периоды детского возраста., морфо-функциональные особенности детей в разные возрастные периоды и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ. Факторы, формирующие здоровье детей

2. Критерии состояния здоровья детей, группы здоровья детей и подростков.

3. Показатели физического развития детей и подростков и методы их оценки.

4. Направления работы медработника в школе и в дошкольном учреждении.

Здоровье детей является безоговорочной гарантией здоровья и благополучия следующих поколений. Предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков всегда были и остаются одним из приоритетных заданий любого общества.

Возрастные особенности роста, развития и формирования здоровья ребенка имеют определенные закономерности. Им присущи неравномерность и морфофункциональные особенности. Характерным проявлением такой неравномерности являются несоответствие между периодами интенсивного роста и периодами дифференцирования отдельных органов и тканей организма.

Примером этой неравномерности может быть морфо-функциональное развитие ССС. Так, у детей до 2 лет сердце, в общем, растет достаточно быстро, макроскопично этот рост значительно опережает развитие и гистологическое дифференцирование отдельных тканей. В возрасте 2-6 лет наблюдаются сниженные темпы обоих процессов, с 7-10 лет на фоне постепенного развития других структурных составляющих интенсивнее развивается нервный аппарат сердца. В следующий возрастной период, с 11 до 14 лет, происходит как усиленное развитие сердца в целом, так и глубокая дифференциация отдельных его структур на клеточном уровне.

Неравномерность и морфофункциональные особенности развития присущи практически всем органам и системам ребенка и подростка. Поэтому предложены несколько классификаций развития детского организма.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. Внутриутробный – от момента зачатия до рождения человека

2. Период новорожденности – первые 10 дней

3. Период грудного возраста – от 10 дней до года жизни

4. Преддошкольный – от 1 года до 3 лет

5. Дошкольный – от 3 до 6 лет

6. Младший школьный возраст от 6 до 10 лет

7. Средний школьный возраст от 11 до 14 лет

8. Старший школьный возраст – от 15 до 18 лет

9. Молодой и зрелый возраст от 18 до 30 и от 30 до 44 лет

10. Средний возраст – от 45 до 59

11. Пожилой возраст – от 60 до 74

12. Старческий возраст – от 75 до 89 лет

13. Долгожитель – свыше 90 лет

Ø По данным детского фонда ООН UNISEF смертность детей в возрасте до 5 лет в 2008 году составила 9 млн. 700.000

Ø Каждую минуту в мире умирает 18 детей.

Ø Лишь 1% детей рождаются здоровыми.

Ø За 10 лет уровень детской инвалидности увеличился в 2 раза.

ЧТО ЖЕ ВЫЗЫВАЕТ СТОЛЬ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ?

Глобальные изменения внешней среды, связанные с деятельностью человека. 80-90% рака связаны с внешними факторами.

1. Ухудшающаяся экология.

2. Поступление в наш организм с воздухом, водой, пищей, лекарствами, косметикой и прочее огромного количества химических веществ.

3. Генетические предрасположенности.

Организм человека – очень сложная биохимическая система. И все эти химические искусственные соединения вносят хаос в нашу систему.

Организму приходится затрачивать дополнительную энергию на восстановление гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) Пестициды, нитраты, факторы роста животных и птиц, консерванты в продуктах, тяжелые металлы с водой и с пищей, чистящие и моющие средства, косметические средства, лекарственные препараты, большинство из которых синтетические накапливаются десятилетиями и разрушают здоровье не только взрослого населения, но и детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Период новорожденности - первые 10 дней от рождения, очень тяжелое время для ребенка – время приспособления его к новым условиям существования: самостоятельное дыхание, новый вид питания.

А к т у а л и з а ц и я:

Какие проблемы могут быть у новорожденного ребенка в первую неделю?

· Физиологическая потеря массы тела,

· желтуха новорожденных (из за значительного распада эритроцитов и функциональной недостаточности печени)

· длительное заживление пупочной ранки

Система терморегуляции у новорожденных детей функционально незрелая.

Температура тела новорожденного ребенка зависит от температуры окружающей среды. Если ребенка раздевают, то температура в помещении должна быть не меньше 25 градусов тепла. Доношенный ребенок может переносить колебания температуры 3-4 градуса, а недоношенный только 1 градус, поэтому недоношенные должны находится в кювезах.

Теплоотдача у новорожденного в 2.5 раза интенсивнее, чем у взрослого.

Потоотделение у новорожденного слабое, хотя количество потовых желез на единицу поверхности тела больше, чем у взрослых Новорожденные легко перегреваются и переохлаждаются.

К 1 году жизни у детей поддерживается температура тела при изменении температуры воздуха.

С момента рождения очень большое значение для здоровья ребенка на всю его последующую жизнь имеет грудное вскармливание. Материнское молоко – единственный в природе продукт, который до 5 месячного возраста может обеспечить растущий и развивающийся организм ребенка всем необходимым.

У детей в период новорожденности 15% потребляемой с пищей энергии тратится на рост. Физиологические потребности в энергии для детей 110-115 ккал/кг массы тела для детей до 1 года. Если молоко у мамы недостаточно жирное, то ребенок плохо прибавляет в массе.

С молоком мамы ребенок получает также антитела. Поэтому инфекционные заболевания у грудных детей, находящихся на грудном вскармливании встречаются редко.

Новорожденный и грудной ребенок большую часть суток (если здоров) спит.

Период грудной - до 1 года. В течение первого года жизни ребенок очень быстро растет. Ежемесячно масса тела увеличивается на 600 грамм. За год масса тела увеличивается более, чем на 200 % ( при рождении 3-4 кг, к году – 10 кг) Рост ежемесячно увеличивается на 2-3 см, за год увеличение роста на 50%

В связи с незрелостью пищеварительных ферментов, частым развитием дисбиоза кишечника ( в результате приема лекарств мамой или ребенком), у детей первого года жизни часто возникают нарушения пищеварения, запоры или поносы, диспепсия.

Преддошкольный возраст 1-3 лет

В этот период замедляется рост ребенка. ( С 1 года до 2 и с 10 до 12 лет у детей происходит усиленное деление и образование жировых клеток - адипоцитов. Перекармливание ребенка в этом возрасте приводит к ожирению, которое очень тяжело поддается лечению в дальнейшем) Ребенка трудно перекормить, так как у него нормальная работа пищевого центра, и всю лишнюю пищу грудной ребенок срыгивает, однако некоторым родителям все таки удается перекармливать своих детей, что откладывает отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

Выделительная функция кожи (потоотделение) в раннем детском возрасте развита недостаточно – маленький ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Эпидермис детей раннего возраста имеет только три слоя – базальный, зернистый, роговой. А у взрослого – 5 слоев Роговой слой у детей очень слабо развит, поэтому защитная функция кожи слабая – ребенку нельзя находится под открытым солнцем, так как недостаток меланина (защищает нас от солнечных ожогов)

Тонкий роговой слой и развитая сетка сосудов – повышенная резорбционная (всасывающая) функция

В ы в о д:

Лекарства и др. вещества легко впитываются - возможно токсическое действие лекарств, использующихся наружно в виде мазей и др. лекарственных формах.

Одежда должна быть только из натуральных тканей и соответствовать микроклимату в помещении и погодным условиям на открытом воздухе

Также следует учитывать, что начиная с преддошкольного возраста дети очень подвижны, поэтому легко перегреваются при большом количестве одежды.

Дошкольный возраст – для него характерен рост костей, увеличение конечностей, формирование лица. Из заболеваний на 1 место выходят инфекционные болезни, болезни органов дыхания, усиливается травматизм.

В этот период начинается смена зубов. Возраст 5-6 лет называют периодом развития интеллекта. Значительно улучшается память, дети учатся музыке, рисованию, иностранным языкам.

Правильное питание ребенка - защита его от инфекций и других разрушающих факторов внешней среды и первое условие нормального его развития.

С 1 года жизни ребенок уже находится на «общем столе» Однако потребности ребенка в незаменимых пищевых веществах и источниках энергии гораздо выше, чем у взрослого.

Сон

Продолжительность сна должна обеспечивать полноценный отдых и восстановление всех функций организма.

Продолжительность и время сна взрослого человека зависит от многих факторов, в первую очередь характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей и прочее.

Для ребенка и подростка, полноценный сон также определяет нормальное развитие и рост (гормон роста соматотропин выбрасывается в кровь в больших количествах именно во время сна)

Новорожденный и грудной ребенок большую часть суток (если здоров) спит.

Дети преддошкольного и дошкольного возраста, посещающие детские дошкольные заведения в режиме дня имеют послеобеденный сон в течение 2-3 часов.

Послеобеденный сон – хорошая привычка и для детей более старшего возраста и для взрослых, однако в силу насыщенного ритма жизни, редко может быть реализована.

Ребенок младшего школьного возраста должен ложиться спать не позднее 21 часа и вставать 6.30 - 7 утра. Т.о. продолжительнрость сна младшего школьника -

9-10 часов

В возрасте 17-18 лет не позднее 23 часов, при условии подъема в 6.30-7.00

Хроническое недосыпание в школьном возрасте отрицательно влияет на психику, физическую и умственную работоспособность подростка

Учебная деятельность

Еженедельная учебная школьная нагрузка в часах не должна превышать:

Для учеников 1-3 классов – 24 часа

4 классов – 27 часов

5-7 класса – 29 часов

8 класса - 30 часов

9-12 классов – 32 часа

При составлении расписания учебных уроков, следует учитывать степень сложности.

По степени сложности предметы делят:

1 группа – математика, иностранный язык

2 группа – химия, физика

3 группа – родной язык, история, география

4 группа - природоведение (биология), литература

5 группа – физкультура, музыка, рисование, черчение

Между уроками устанавливают перемены, длительностью от 10 до 30 минут

Большую перемену проводят после 2 или после 3 урока.

Обязательно должен быть активный отдых на свежем воздухе не менее, чем 2 часа ежедневно

ЗАКАЛИВАНИЕ

З а к а л и в а н и е - повышение стойкости организма к действию температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и других физических факторов внешней среды.

Закаливание следует начинать с грудного возраста.

Принципы закаливания:

· Поступательность (постепенное увеличение интенсивности и длительности действия закаливающего фактора)

· Систематичность ( закаливающие процедуры следует выполнять регулярно по схеме

· Комплексность (объединение нескольких закаливающих факторов – воздух, вода

· Индивидуальный режим (характер, интенсивность, режим закаливания должны учитывать индивидуальные особенности человека – возраст, пол, состояние здоровья)

Основные закаливающие факторы – воздух, вода, солнечные ванны

Закаливание детей 1 года жизни:

С 2-3 месяцев ребенка раздевать несколько раз в день и проводить воздушные ванны 1-2 минуты. Во время ванны ребенка выкладывать то на живот, то на спину. Температура воздуха в комнате должна быть сначала 21-22, затем можно снижать до 20-18

Летом воздушные ванны можно проводить на открытом воздухе, но избегать ветра и солнца

Также обтирания, обливания, душ, ванна – водные процедуры.

Маленьким детям перед влажными обтираниями рекомендуют в течение 1-2 недель сухие обтирания фланелью до легкого покраснения. Дети очень любят сухие обтирания.

Влажные обтирания с 2-3 месяцев махровой рукавичкой, смоченной в воде.

Солнечные ванны детям до 1 года противопоказаны.

Закаливание детей дошкольного и школьного возраста

Солнечные, воздушные, гигиенические ванны, водные процедуры (обтирания, обливания) прогулки

Температура воды для первого обтирания должна быть не менее 35 градусов. В дальнейшем постепенно уменьшают на 1-2 градуса до 25-22 Эту процедуру лучше проводить утром.

Обливания проводят детям с 1 года жизни, начиная с температуры воды 35 градусов, постепенно снижая, обливать из садовой лейки, ковшика. Длительность обливания 1-2 минуты. После этого ребенка досуха вытирают до легкого покраснения кожи и одевают

Можно делать обливания ног водой с 2-3 лет, лучше перед сном, начиная с температуры 30-28 и уменьшать на 1 градус, каждые 3 дня до 15-18.

Солнечные ванны проводят только здоровым детям до 10 утра или после 17 вечера, при температуре в тени не меньше 20-22 градусов. Длительность солнечных ванн в первые три дня – 2 мин, затем каждые 2 дня увеличивать на 2 мин. Максимально в течение 30-40 минут. Нежелательно загорать натощак и ранее, чем через 2 часа после еды.

После солнечной ванны следует отдохнуть в тени, а затем приступить к водным процедурам. Такое комбинированное действие воздуха, воды, солнца и движения благотворно влияет на организм.

Гигиенический душ должен быть температуры 28-30 градусов, хорошо снимает тепловое перегревание летом.

Купание в водоемах начинать с 5 минутного пребывания в воде при температуре воздуха 25, воды 20-22, постепенно длительность купания доводят до 15-20 минут. Выйдя из воды дети должны вытереться полотенцем.

Л Е К Ц И Я № 9

Тема: Гигиена детей и подростков

1. Периоды детского возраста., морфо-функциональные особенности детей в разные возрастные периоды и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ. Факторы, формирующие здоровье детей

2. Критерии состояния здоровья детей, группы здоровья детей и подростков.

3. Показатели физического развития детей и подростков и методы их оценки.

4. Направления работы медработника в школе и в дошкольном учреждении.

Здоровье детей является безоговорочной гарантией здоровья и благополучия следующих поколений. Предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков всегда были и остаются одним из приоритетных заданий любого общества.

Возрастные особенности роста, развития и формирования здоровья ребенка имеют определенные закономерности. Им присущи неравномерность и морфофункциональные особенности. Характерным проявлением такой неравномерности являются несоответствие между периодами интенсивного роста и периодами дифференцирования отдельных органов и тканей организма.

Примером этой неравномерности может быть морфо-функциональное развитие ССС. Так, у детей до 2 лет сердце, в общем, растет достаточно быстро, макроскопично этот рост значительно опережает развитие и гистологическое дифференцирование отдельных тканей. В возрасте 2-6 лет наблюдаются сниженные темпы обоих процессов, с 7-10 лет на фоне постепенного развития других структурных составляющих интенсивнее развивается нервный аппарат сердца. В следующий возрастной период, с 11 до 14 лет, происходит как усиленное развитие сердца в целом, так и глубокая дифференциация отдельных его структур на клеточном уровне.

Неравномерность и морфофункциональные особенности развития присущи практически всем органам и системам ребенка и подростка. Поэтому предложены несколько классификаций развития детского организма.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. Внутриутробный – от момента зачатия до рождения человека

2. Период новорожденности – первые 10 дней

3. Период грудного возраста – от 10 дней до года жизни

4. Преддошкольный – от 1 года до 3 лет

5. Дошкольный – от 3 до 6 лет

6. Младший школьный возраст от 6 до 10 лет

7. Средний школьный возраст от 11 до 14 лет

8. Старший школьный возраст – от 15 до 18 лет

9. Молодой и зрелый возраст от 18 до 30 и от 30 до 44 лет

10. Средний возраст – от 45 до 59

11. Пожилой возраст – от 60 до 74

12. Старческий возраст – от 75 до 89 лет

13. Долгожитель – свыше 90 лет

Ø По данным детского фонда ООН UNISEF смертность детей в возрасте до 5 лет в 2008 году составила 9 млн. 700.000

Ø Каждую минуту в мире умирает 18 детей.

Ø Лишь 1% детей рождаются здоровыми.

Ø За 10 лет уровень детской инвалидности увеличился в 2 раза.

ЧТО ЖЕ ВЫЗЫВАЕТ СТОЛЬ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ?

Глобальные изменения внешней среды, связанные с деятельностью человека. 80-90% рака связаны с внешними факторами.

1. Ухудшающаяся экология.

2. Поступление в наш организм с воздухом, водой, пищей, лекарствами, косметикой и прочее огромного количества химических веществ.

3. Генетические предрасположенности.

Организм человека – очень сложная биохимическая система. И все эти химические искусственные соединения вносят хаос в нашу систему.

Организму приходится затрачивать дополнительную энергию на восстановление гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) Пестициды, нитраты, факторы роста животных и птиц, консерванты в продуктах, тяжелые металлы с водой и с пищей, чистящие и моющие средства, косметические средства, лекарственные препараты, большинство из которых синтетические накапливаются десятилетиями и разрушают здоровье не только взрослого населения, но и детей.

Наши рекомендации