Серия «Учебники, учебные пособия»
Серия «Учебники, учебные пособия»
Ю.Л. Солодовников
Гигиена и Экология человека
(цикл лекций)
Учебное пособие для преподавателей и студентов
образовательных учреждений среднего профессионального
образования, обучающихся в медицинских училищах и колледжах
Москва 2009 г.
АВТОР: СОЛОДОВНИКОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
много лет работал врачом-эпидемиологом на всех уровнях
санитарно-эпидемиологической службы и старшим научным сотрудником в институтах эпидемиологического профиля, кандидат медицинских наук, преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека» Московского медицинского колледжа имени Клары Цеткин. В рекомендуемой книге использован как собственный опыт автора, так и материалы различных литературных источников, изложенных в рамках требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских и фармацевтических учебных заведений по дисциплине «Гигиена и экология человека», утвержденной Министерством здравоохранения РФ, 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||||
Предисловие | ||||
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека | ||||
Тема № 1 | Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека | |||
Тема № 2 | Основы общей экологии | |||
Тема № 3 | Экологические факторы и здоровье населения | |||
Раздел 2 Гигиена окружающей среды | ||||
Тема № 4 | Атмосферный воздух и его физические свойства | |||
Тема № 5 | Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение | |||
Тема № 6 | Экологическое значение воды | |||
Тема № 7 | Гигиеническое значение воды | |||
Тема № 8 | Экологическое значение почвы | |||
Тема № 9 | Гигиеническое значение почвы | |||
Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания | ||||
Тема № 10 | Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания | |||
Тема № 11 | Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления | |||
Тема № 12 | Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание | |||
Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности | ||||
Тема № 13 | Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним. | |||
Тема № 14 | Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях | |||
Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений | ||||
Тема № 15 | Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям. | |||
Тема № 16 | Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям | |||
Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена | ||||
Тема № 17 | Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания | |||
Тема № 18 | Основы личной гигиены здорового человека. | |||
Раздел 7. Гигиена детей и подростков. | ||||
Тема № 19 | Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость. | |||
Тема № 20 | Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений. | |||
Литература | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний, а знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.
В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.
Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело» и 060109 «Сестринское дело» и одобренная Московской городской предметной комиссией по гигиене и экологии человека (2002 г.). Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей, с учетом собственного опыта работы и преподавания гигиены, научных достижений в области гигиены, новых нормативных документов (законы РФ, СанПиН, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, методических указаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и др.).
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.
Тематика лекций объединена в 7 разделов.
В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.
Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.
Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.
Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.
Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.
Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.
В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.
Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.
В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.
. При составлении сборника широко использовались публикации в научно-практическом журнале «Гигиена и Санитария», «Медицинской газете и другой периодике, в частности по г. Москве, что особенно ценно для доказательности теоретического материала, приближения его к практическим задачам, а также для оперативного доведения последних научно-практических данных как до преподавателей, так и до студентов. При переиздании сборника предполагается регулярно пополнять его новыми научными и практическими изменениями, происходящими в научных исследованиях по гигиене и экологии человека.
Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело , 060102 Акушерское дело и 060109 Сестринское дело. Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.
ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.
ЗНАНИЯ:
1. Терминология и структура предмета
2. Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.
3. Задачи экологии и гигиены.
4. Методы гигиенических исследований.
5. Гигиеническое нормирование.
УМЕНИЯ:
Использовать полученные знания в просветительской работе
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.
2. Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.
3. Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.
4. Основные законы гигиены.
5. Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.
6. Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.
Основные законы гигиены
Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».
«Отрицательные» законы:
1) Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.
2) Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.
3) Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.
«Положительные» законы:
4) Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.
5) Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека
«Технологический» закон:
6) Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей и в) восприимчивого организма.
Понятие о биосфере и ее эволюции, об экосистеме и ее составе, свойствах и функциях. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.
Биосфера – это оболочка Земли, среда обитания живых существ, которая сложилась в процессе эволюции и продолжает постоянно преобразовываться под влиянием этих же живых существ. Биосфера включает в себя атмосферу – газовую оболочку Земли, в которой на высоте 10-25 км располагается озоновый слой, препятствующей прохождению убийственным УФЛучам; гидросферу (реки, океаны), почву – плодородный слой, и литосферу – вся земная твердь глубиной 50-200 км. Границы распространенности жизни на Земле распространяются на 35 км вверх – в тропосферу и на 16 км в глубь Земли – в литосферу и на 1км под океанами. Все живые существа в биосфере связаны между собой.
В биосфере протекают два взаимосвязанных процесса преобразования веществ в природе – геологический и биологический круговороты химических веществ. Геологический (большой) круговорот - это обмен химических веществ в результате разрушения горных пород водой и солнцем. Биологический (малый) круговорот – это обмен веществ между растениями, животным миром, микроорганизмами и почвой. В основе биологического круговорота лежит фотосинтез – поглощение солнечной энергии и углекислого газа и построение тел растений с выделением кислорода. Животные кормятся растениями и поглощают кислород, выделяя углекислоту. Микробы превращают мертвое органическое вещество в неорганическое, которое усваивается растениями.
Ноосфера – область обитания живых существ, измененная деятельностью человека
Син-экология– раздел экологии, изучающий взаимоотношения между особями разных видов и окружающей средой
Среда обитания – весь комплекс условий, в которых живет организм. Она определяет форму и функции организма. Рычаги, которыми среда воздействует на организм, называются экологическими факторами. Они бывают трех видов: 1) абиотические (природные) – топографические (рельеф местности), климатические (свет, температура, частота ветров и др.); 2) биотические – те, которыми живые существа воздействуют друг на друга и 3) антропогенные – это факторы, которые порождаются человеческой деятельностью.
Вся совокупность живущих на одном месте растений, животных, микроорганизмов вместе с почвой и атмосферой называется экосистемой,а их взаимодействие между собой - биогеоценозом. Экосистемой является, например: участок леса, море, аквариум, комната и т.д. Самой большой экосистемой является биосфера – оболочка Земли, в которой сосуществуют в различных взаимосвязях (биогеоценозах) всевозможные существа. А если человек выращивает какие-нибудь культуры (пшеницу, свеклу) – то эта искусственная экосистема называется агроцинозом. Как построена экосистема? Она состоит, как правило, из 4-х элементов:
1. Неживая среда – это вода, минеральные вещества, газы, органические вещества, находящиеся под действием метеорологических факторов с преобладанием химических и физических процессов в ней.
2. Производственная среда, где живут производители (продуценты) - из неорганических веществ с помощью солнечной энергии и хлорофилла они создают органические вещества и кислород – это растения.
3. Потребительская среда, где живут потребители (консументы) растительной продукции – это животные. С помощью ферментов они переваривают и усваивают растительные вещества, а их, в свою очередь, употребляют в пищу хищники.
4. Среда разложения, где трудятся разрушители (редуценты) – это бактерии, грибы, клещи. Также с помощью ферментов они перерабатывают растительные остатки и трупы животных в усвояемые для растений минеральные вещества. Обычно редуценты перерабатывают погибших консументов и продуцентов. Но при заболевании организма, ослаблении его защитных сил, могут «трудиться» и в нем (гнилостная микрофлора толстого кишечника).
Между собой в экосистеме в процессе биоценоза живые организмы взаимодействуют по разному:
1) нейтрализм – взаимодействие отсутствует;
2) конкуренция - соревнуются между собой за пищевые ресурсы;
3) паразитизм – когда один вид использует другой организм для питания (болезнетворные микроорганизмы, вши, гельминты);
4) хищничество – один питается другим, уничтожая объект питания;
5) симбиоз – один помогает другому (белый стафилококк на коже, кишечная палочка в толстом кишечнике у человека). Однако в больном организме симбиотические организмы могут превращаться в паразитические формы.
Таким образом, в природе все рационально: созданное одним организмом органическое вещество и содержащаяся в нем энергия перерабатывается другим существом – этот процесс называетсяпищевой цепью. Так в природе осуществляется круговорот веществ. Если состояние экологической системы благоприятно для существования находящимся в ней живым существам – это состояние называетсяэкологическим равновесием. Периодически происходят изменения – сезонные – обратимые. Бывают острые изменения – катаклизмы, когда в короткий период жители экосистемы погибают (динозавры) – это экологическое бедствие. Если среда обитания меняется постепенно, например под влиянием изменения поворота вращения Земли и изменения климата, то смена живых существ происходит постепенно – и это называется экологической сукцессией. Процесс приспособления к изменению условий окружающей среды называется адаптацией. С адаптацией происходит эволюция живых существ – их развитие и трансформация. И тут работают два закона эволюции - «необратимость эволюции» и «ничто не дается даром»: любое новое изменение органического мира, сопротивляясь новому, обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния, свойства, функции или формы.
Таблица №1 Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды
Таблица №2. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека.
Рис №1. Графическое изображение составных частей здоровья по ВОЗ.
Рис №2. Преемственность составных частей здоровья по ВОЗ
Рис №1. Графическое изображение составных частей здоровья по ВОЗ
10% - здравоохранение 50% - образ жизни 20% 20% экология генетика |
На рис.2 отображена преемственность перечисленных факторов, среди которых от от образа жизни человека зависит наибольшая часть состояния его здоровья (около 50%).
Рис №2. Преемственность составных частей здоровья по ВОЗ
(рис. №1 дополнен понятием locus morbi)
|
Locus morbi
Рассматривая «букет» генетически приписываемых человеку заболеваний от родителей, необходимо
отметить, что в нем выявляются и другие болезни, которые не отмечались у родителей, но становящиеся ведущими у человека через всю его жизнь. В зависимости от даты рождения у каждого человека можно отметить «болезненную точку» (locus morbi) преобладающей болезни, определяемую периодом года, в который происходит зачатие и последующее развитие плода (данные восточных астрологических календарей). Например, у рожденных в январе (козерог) – остеопороз, меланхолия, мочекаменная болезнь; в феврале (водолей) – заболевания кровеносной системы; в марте (рыбы) – заболевания печени и кожи; в апреле (овен) и в июне (близнецы) - – нервная система; в мае (телец) – эндокринная система; июле (рак) – заболевания желудка, кожи и молочных желез; в августе (лев) – болезни сердца, гипертония; в сентябре (дева) – болезни кишечника и нервной системы; в октябре (весы) – заболевания почек, мочевого пузыря, радикулит; в ноябре (скорпион) - чаще заболевает сердце; носоглотка, мочеполовая система; в декабре (стрелец) – болезни крови, костей, суставов, печени и нервной системы. Вероятно, объяснить этот феномен можно не только снижением/повышением поступления в организм необходимых пищевых веществ (например, авитаминозом родителей весной и т д.). Учитывая, что мы до сих пор не знаем движущих сил, определяющих механизмы построения органов и систем у ребенка от зачатия до начала их функционирования, можно использовать тысячелетний опыт астрологии, заметившей состояние здоровья у человека в будущем от месяца зачатия. Объяснить это можно астрономическими влияниями при различном положении луны, солнца и планет (различным притяжением) на эмбрион в период интенсивного размножения его клеток. Именно от этой точки будет проявляться первичное заболевание человека в период его адаптации при нарушении образа жизни или под влиянием вредных экологических факторов (где тонко, там и рвется). На протяжении жизни слабое звено реализуется в основное заболевание, от которого при достаточной продолжительности жизни люди обычно умирают. Так до 85% пожилых людей преимущественно умирают от 5 болезней: инфаркта, инсульта, рака, диабета, пневмонии. Этому способствуют такие факторы современного образа жизни как гиподинамия, гипертония, ожирение, депрессия, пьянство и курение.
В соответствии с нашей дисциплиной рассмотрим влияние некоторых экологических факторов на здоровье человека.
2. Экологические факторы и здоровье населения: климат, погода, смог, кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры, метеочувствительность и метеозависимость, эндемические заболевания, экопатология
Климат – это усредненный многолетний режим погоды, являющийся одной из основных характеристик данной местности. Особенности климата определяются: 1) поступлением солнечной радиации, 2) процессами циркуляции воздушных масс и 3) характером подстилающей поверхности (асфальт, лес, поля). По средней температуре января и июля климат делится в РФ на 4 климатических района: холодный - / Т- (-28-14) - (+4-20)/; умеренный –/ Т- (-14-4) -(+10-22)/; теплый - / Т- (-4- 0) - (+22-28)/ и жаркий / Т- (-4+4) -(+28-34)/. Климатические особенности как лечат людей (Кисловодск, Крым – от сердечно-сосудистых и легочных заболеваний), так и вызывают заболевания (в холодном – простудные, в жарком – кишечные). Многие заболевания определяются выраженной сезонностью: клещевой энцефалит – весной, грипп – зимой, дизентерия - летом. Осенью увеличивается обращения больных с гипертонией, стенокардией, ревматизмом – таким людям рекомендуется сменить на этот период климат.
Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Погода обуславливается взаимодействием Земли с Космосом. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями: температура, атмосферное давление, влажность воздуха, ветер, облачность, осадки, дальность видимости, туманы, состояние почвы, высота снежного покрова, осадки. От погоды у ослабленных людей возникают метеотропные заболевания – недомогания, вызванные погодными изменениями и магнитными бурями, изменением атмосферного давления, жарой, холодом. Эти люди называются метеозависимыми, обычно это пожилые люди или больные хроническими заболеваниями.
Смог– завеса из дыма и газа над земной поверхностью, в основном, в городской местности. Смог бывает в период безветрия и двух видов: лондонский и лосанжелевский. Лондонский вид возникает при низкой температуре и высокой влажности – смесь влаги и дыма. Лосанжелевский вид возникает в период жары и безветрия – из дыма и газа под действием солнечного света образуются ядовитые фотооксиданты, вызывающие отравления организма у людей, уничтожающие зеленую растительность и др. Смог вызывает не только общие заболевания: обострение сердечно-сосудистых и легочных болезней, частые воспаления бронхов и легких, снижение иммунитета.Но кроме того, химический состав каждого дыма вызывает свои специфические болезни,
Парниковый (тепличный) эффект- потепление климата в целом на Земле в результате повышенного содержания в воздухе, в основном, углекислого газа (СО2). Инфракрасные солнечные лучи, отраженные почвой в воздух, поглощаются углекислым газхом, разогревая воздух и почву. На отдельной территории (например, город Москва) местный эффект разогрева приземного слоя воздуха по отношению к воздуху окружающей территории (например, к Московской области)подобен нахождению под полиэтиленовой пленкой - в парнике. В этот период уменьшается количество кислорода в воздухе, нарушается теплорегуляция, что приводит к резкому увеличению больных сердечными и легочными заболеваниями.
Кислотные дождиобразуются над городской местностью в результате реакции воздушных паров с соединениями серы и азота, поступающих из автомобильных и промышленных выбросов. Отрицательно влияют на фотосинтез растений, состав почв и качество грунтовых вод. Выпадают вокруг городов в радиусе до 100 км. Окисляя воду и почву, кислотные дожди делают воду непригодной для питья и хозяйственных целей, снижается плодородие почвы, ухудшается пищевое качество растений, что отражается на животных. На здоровье людей действие кислотных дождей проявляется не так выражено, так как они питаются, в основном, привозной пищей.
Озоновые дыры -утоньшение или исчезновение озонового слоя в ионосфере в результате появления там уничтожающих озон веществ (формальдегид) и проникновение на землю губительных солнечных УФЛучей. Поэтому пребывать на открытом солнце (на пляже) в полдень в течение длительного времени опасно: учащается возникновение не только рака кожи, но и других мест.
Экопатология –заболевания растений, животных и человека, обусловленные особенностями данной местности. Различают два направления экопатологии. Одни заболевания вызываются природными факторами, например: отсутствие фтора в воде, вызывает раннее разрушение зубов; наличие клещей в лесу – клещевой энцефалит; наличие лисиц и волков – бешенство и т.д. Другие заболевания, обусловловленные человеческими загрязнениями воздуха, воды или почвы, вызывают антропогенную экопатологию: загрязнения воздуха – частые воспаления легких; загрязнения воды – водные инфекционные и неинфекционные заболевания; загрязнения почвы – отравления по ходу пищевой цепи (с овощами, мясом) и др. Заболевания, присущие данной местности, называются эндемическими, т.е. местными (не путать с эпидемическими болезнями – заразными, которые могут быть как эндемическими, так и нет).
Таблица №1. Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды
(Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей
среды в России.М.,2000г, с.501)
Периоды | Возраст (годы) | Периоды | Возраст (годы) |
Каменный век | 1801-1880 гг | 35,6 | |
Бронзовый век | 21,5 | 1891-1900 гг | 40,6 |
Период европейской античности | 27,5 | 1901-1910 гг | 44,8 |
ХУ1 век | 27,5 | 1924-1926 гг | |
ХУП век | 1932-1936 гг | 59,8 | |
ХУШ век | 28,5 | 1946-1947 гг | 57,7 |
ХХ1 век | 1970-1980 гг | б. 73 |
Таблица №2. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека
(Из книги Протасова В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России.М.,2000г, с.497)
Факторы, влияющие на здоровье | Примерная доля факто- ра в % | Групп фактора риска |
Образ жизни Генетика, биология человека Внешняя среда, природно-климати-ческие условия Здравоохранение | 49-53 18-22 17-20 8-10 | Курение; употребление алкоголя; несбалансированное, нерациональное питание; вредные условия труда; стрессовые ситуации; гиподинамия, плохие материально-бытовые условия; вредные привычки: курение, пьянство, употребление наркотиков; злоупотребление лекарствами; непрочность семей, одиночество; низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации; медицинская активность. Предрасположенность к определенным наследственным болезням. Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Контрольные вопросы по теме:
1. Определение понятия «здоровья» ВОЗ.
2. Составные факторы «здоровья».
3. Виды биоритмов у человека.
4. Эндемические заболевания и экопатология.
5. Определение понятия «климат» и его виды.
6. Определение понятия «погода» и ее роль в заболеваниях.
7. Смог, кислотные дожди и их роль в заболеваниях.
8. Озоновые дыры и парниковый эффект и их роль в заболеваниях.
9. Какие состояния вызывают загрязнения воздуха, воды, почвы, попадая в организм человека?
10. Составляющие показатели общественного здоровья.
СВ С
ЮЗ Ю Рис №1. Роза ветров | перегретый воздух и пар, регулируя температуру тела. При повышении скорости воздуха до 0,5 м/сек возникает дискомфорт: резь в глазах, слезотечение, сухость слизистых оболочек, затруднение носового дыхания. Гигиеническое значение движения воздуха - способствует вентиляции жилых кварталов и зданий, самоочищению атмосферы от загрязнения и терморегуляции организма. Важное значение имеет направление ветра: дует он в жилой квартал с завода или наоборот. Это учитывается в проектировании населенных мест. Направление ветра определяется страной света, |
откуда он движется, и называется румбом. Графическое изображение повторяемости ветра в данной местности по направлению частей света называется розой ветров.Например, на рис. №1 изображена роза ветров с преобладающим СВ ветром.. Розу ветров обязательно учитывают архитекторы при строительстве жилых кварталов и промышленных предприятий: жилые кварталы следует располагать с наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям.
Кроме метеорологических факторов качество воздушной среды характеризуется ионизацией воздуха и солнечной радиацией.
Ионизация воздуха образуется под влиянием электрических разрядов, радиоактивных элементов, УФ- и космических лучей. В чистом воздухе преобладают легкие отрицательные ионы, в загрязненном – тяжелые положительные. Загрязненный воздух городов менее ионизирован, чем в сельской местности и курортной зоне. В жилище отрицательные ионы поступают с улицы, причем уже в проеме окна они составляют лишь 20% уличной концентрации. В многоэтажных домах они активно поглощаются бетоном стен, пылью, СО2, влагой, более высокой температурой воздуха. При этом вместо отрицательных ионов возрастает число положительных. Человеку душно, кажется «мало воздуха», а в действительности – мало отрицательных ионов. Поэтому уровень ионизации жилища является показателем чистоты воздуха. Гигиеническая роль отрицательных ионов - отрицательно заряжают эритроциты, они лучше поглощают и отдают кислород, лучше идут обменные процессы в тканях, снижается ацидоз – улучшается умственная работа, повышается работоспособность, отступает старость. Мышки в 5-литровой банке, в которую подается окружающий воздух, пропущенный через электроды, погибают через 2 часа, в то время как контрольные с обычным воздухом живут. Поэтому в жилищах используются ионизаторы воздуха типа лампы Чижевского. В лечебных целях ионизация воздуха используется для лечения гипертонии и бронхиальной астмы. Поэтому для ЗОЖ людям целесообразно чаще бывать на свежем воздухе, а не отсиживаться в квартире.
Солнечная радиация. Солнцу мы обязаны жизнью – это источник тепла и света. Солнечный свет – это поток электромагнитных колебаний, который, проходя через атмосферу Земли, частично поглощается, рассеивается и только 43% достигает почвы. Солнечный свет действует на организм всеми частями своего спектра. Видимая часть оказывает общебиологическое действие на организм, на орган зрения, ЦНС и через нее на все органы. Но разные участки видимого света действуют по разному: красные лучи – возбуждают; желтые, зеленые – успокаивают; фиолетовые – угнетают. При недостатке света напрягается и ухудшается зрение (острота и быстрота различения). Большая яркость – слепит и утомляет, а при продолжительном воздействии (снег) вызывает воспаление сетчатки. Невидимая часть света: инфракрасная и ультрафиолетовая - очень биологически активны. Инфракрасная радиация делится на 1) длинноволновую и 2) коротковолновую. Длинноволновая поглощается поверхностным слоем кожи и вызывает прогревание ее, ощущается жжение. Коротковолновая не ощущается и проникает в глубокие слои кожи, вызывая ожоги и общий перегрев организма. На производстве коротковолновая радиация вызывает изменения роговицы глаза вплоть до катаракты. В полдень преобладает коротковолновая радиация, поэтому загорать в это время опасно. УФЛ обладают наибольшей биологической активностью. Весной под их воздействием повышается обмен веществ, иммунитет, работоспособность. Они оказывают противорахитическое действие, т.к. под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, улучшающий обмен кальция