Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.
Основная идея похода - посещение плоскогорья Укок и восхождения на вторую по высоте вершину Алтая – г.Найрымдал (4350м.) и другие четырехтысячники района. Укок зимой малопосещаемый туристами район и информации по маршруту немного. Район безлесный и зимой сравним по условиям с Заполярьем. Для прохождения маршрута было закуплено, и подготовлено соответствующее для данных условий снаряжение и оборудование (зимняя трехслойная палатка «Байкал – 3», пуховое снаряжение). Планировались несколько ночевок в кошарах пастухов с обогревом кизяком, но в итоге такая ночевка получилась только одна, так как найти кошары без точных GPS координат довольно сложно, а в складках местности их не видно. Световой день в марте на Алтае довольно длинный – около 12 часов, что позволяло делать большие дневные переходы. Район малоснежный и для прохождения использовались пластиковые армейские лыжи, оборудованные искусственным камусом, что полностью оправдало себя на маршруте. Приготовление пищи и обогрев осуществлялся на газовом оборудовании. Элементом новизны на маршруте является траверс участка хребта Сайлюгем от перевала Армаган-Дзелги-Даба (1Б) до перевала Цаст Даба (1Б), так как свидетельства прохождения его отсутствуют.
3.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся на личном транспорте. Автомобиль оставляли на турбазе «Аксу» (Контакты:
+7-913-693-38-46 Нурсалканов Кажмукан Кабасович, 8-913-695-77-65 Сара, 8-983-326-59-88 E-mail: [email protected]) по предварительной договоренности, так как в зимний период база не работает. Возможен проезд на общественном транспорте. Налажено транспортное сообщение: г.Барнаул – г.Горно-Алтайск, г.Горно-Алтайск – с.Кош-Агач. В Кош-Агаче возможно нанять машину до Джазатора или непосредственно до точки выхода на маршрут.
Весь район похода находится в пограничной зоне. Проезд в сторону Джазатора контролируется на погранзаставе «Солонешенская». Пропуск для граждан России в 50 километровую зону по паспортам. Для посещение 5 км. зоны необходимо получить разрешение в ПУ УФСБ по Республике Алтай по адресу: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 94. Электронный адрес [email protected]. Заявления на пропуск подаются за месяц до выхода на маршрут, но лучше подавать пораньше.
Ближайший спасотряд находится в г. Горно-Алтайск республики Алтай по адресу: 649700. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д.26-2, ОД 8(388)222-29-14, 8(388)222-64-10
Ближайшее медучреждение находится в п.Кош-Агач - Кош-Агачская районная больница - с.Кош-Агач, ул. Медицинская, д.3 т.8-388-42-22-6-55
3.3. Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.
Запасной вариант:
1 Пер. Арамган-Дзелги-Даба (1Б) - ледник Потанина – пер.Потанина -Халси (2А)
2 пер.Карсулу (н/к) – р.Акколь – пер. Бугымуиз (н/к) – р.Ильдегем – т/б Аксу
Аварийный выход: в случае непредвиденных обстоятельств возможен выход с маршрута в погранзаставу «Аккалаха» находящейся в верховьях одноименной реки.
Изменения маршрута и их причины.
В связи со сложной снеговой обстановкой при прохождении перевала Теплый ключ группа не уложилась в сроки прохождения и траверс участка хребта Сайлюгем пер.Цаст-Даба (1Б) – вершина Терра (2А) – пер.Потанина-Аргамджи пришлось заменить восхождением на вершину Терра (2А) с ледника Потанина. Из-за плохих погодных условий (шквальный ветер, видимость менее 50 метров) не удалось подняться на вершину Найрымдал, также восхождение на вершину Таван-Богдо-Ола с перевала Потанина-Халси (2А) пришлось отменить.
График движения на маршруте
день | дата | Участок пути | км | метеоусловия | Время движения в час.мин. |
| 05.03 | г.Барнаул - п.Акташ | 610 авто | ясно | 11.00 |
| 06.03 | п.Акташ – п.Кош-Агач – т/б «Аксу» | авто | ясно | 6.00 |
| 07.03 | т/б «Аксу» - свороток на Джумалинские источники – вверховья р.Угай | 60 авто лыжи | переменная облачность | 6.51 |
| 08.03 | р.Угай – пер.Жумалы (н/к) – Джумалинские источники | ясно | 7.54 | |
| 09.03 | Джумалинские источник – пер.Теплый ключ (1А) | ясно | 6.56 | |
| 10.03 | пер.Теплый ключ (1А) – р.Калгуты | ясно | 8.02 | |
| 11.03 | р.Калгуты – верховья р.Восточная Аргамджи | Переменная облачность | 8.34 | |
| 12.03 | верховья р.Восточная Аргамджи – пер.Седло Аргамджи (1Б) – пер.Арамаган-Дзелги-Даба (1Б) | Переменная облачность | 10.33 | |
| 13.03 | пер.Арамаган-Дзелги-Даба (1Б) – пер.Цаст-Даба (1Б) – лед.Потанина – восхождение верш.Терра (2А) | ясно | 9.06 | |
| 14.03 | Попытка восхождение верш. Найрымдал | Шквалистый ветер, снег | 3.40 | |
| 15.03 | лед.Потанина – пер.Потанина-Халси (2А) – лед.Халси | Шквалистый ветер, снег | 8.38 | |
| 16.03 | Лед.Халси – пер.Роборовского (2А) – р.Западная Аргамджи – р.Калгуты | ясно, переменная облачность | 9.58 | |
| 17.03 | р.Калгуты – пер.Карсулу(н/к) – р.Аккол – пер. Бугымуиз (н/к) | ясно, переменная облачность | 10.01 | |
| 18.03 | пер.Бугымуиз (н/к) – р.Ильдегем – р.Жасатер – т/б «Аксу» | ясно, переменная облачность | 10.38 | |
| 19.03 | т/б «Аксу» - п.Акташ | 220 авто | ясно | 5.00 |
| 20.03 | п.Акташ – г.Барнаул | 610 авто | переменная облачность | 10.00 |
Итого активным способом: 180 х 1.2 = 216 км Время активного движения: 100 часов 51 мин. |
3.6. Высотный график маршрута (расстояние без коэффициента 1,2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7. Расчет категорий сложности похода по методике, предложенной ТССР
По формуле ЭП = П + К х ТС = П + 5 х (B + Т), где
ЭП – эквивалентная протяженность,
П – протяжённость маршрута – 216 км.
К -эмпирический коэффициент, пропорциональный «потере» потенциального линейного перемещения при преодолении каждого километра перепада высот (вверх или вниз) или прохождения различных ЛП. Принимаем К = 5,
Т- работа, затраченная на преодоление локальных препятствий (ЛП) в баллах, в нашем походе 28 баллов,
В – суммарный перепад высот в нашем походе
согласно показаний GPS = 12792 м.
ЭП = 216 + 5х (12,8+28) = 420 км.
По методике ТССР для походов 5 категории сложности
ЭП min = 400 км.
ЭП max = 500 км.
ЭП min < ЭП похода 420 км. < ЭП max
Таким образом, можно сделать вывод, что наш поход соответствует 5 категории сложности.