Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

Основная идея похода - посещение плоскогорья Укок и восхождения на вторую по высоте вершину Алтая – г.Найрымдал (4350м.) и другие четырехтысячники района. Укок зимой малопосещаемый туристами район и информации по маршруту немного. Район безлесный и зимой сравним по условиям с Заполярьем. Для прохождения маршрута было закуплено, и подготовлено соответствующее для данных условий снаряжение и оборудование (зимняя трехслойная палатка «Байкал – 3», пуховое снаряжение). Планировались несколько ночевок в кошарах пастухов с обогревом кизяком, но в итоге такая ночевка получилась только одна, так как найти кошары без точных GPS координат довольно сложно, а в складках местности их не видно. Световой день в марте на Алтае довольно длинный – около 12 часов, что позволяло делать большие дневные переходы. Район малоснежный и для прохождения использовались пластиковые армейские лыжи, оборудованные искусственным камусом, что полностью оправдало себя на маршруте. Приготовление пищи и обогрев осуществлялся на газовом оборудовании. Элементом новизны на маршруте является траверс участка хребта Сайлюгем от перевала Армаган-Дзелги-Даба (1Б) до перевала Цаст Даба (1Б), так как свидетельства прохождения его отсутствуют.

3.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся на личном транспорте. Автомобиль оставляли на турбазе «Аксу» (Контакты:
+7-913-693-38-46 Нурсалканов Кажмукан Кабасович, 8-913-695-77-65 Сара, 8-983-326-59-88 E-mail: [email protected]) по предварительной договоренности, так как в зимний период база не работает. Возможен проезд на общественном транспорте. Налажено транспортное сообщение: г.Барнаул – г.Горно-Алтайск, г.Горно-Алтайск – с.Кош-Агач. В Кош-Агаче возможно нанять машину до Джазатора или непосредственно до точки выхода на маршрут.

Весь район похода находится в пограничной зоне. Проезд в сторону Джазатора контролируется на погранзаставе «Солонешенская». Пропуск для граждан России в 50 километровую зону по паспортам. Для посещение 5 км. зоны необходимо получить разрешение в ПУ УФСБ по Республике Алтай по адресу: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 94. Электронный адрес [email protected]. Заявления на пропуск подаются за месяц до выхода на маршрут, но лучше подавать пораньше.

Ближайший спасотряд находится в г. Горно-Алтайск республики Алтай по адресу: 649700. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д.26-2, ОД 8(388)222-29-14, 8(388)222-64-10

Ближайшее медучреждение находится в п.Кош-Агач - Кош-Агачская районная больница - с.Кош-Агач, ул. Медицинская, д.3 т.8-388-42-22-6-55


3.3. Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.

Запасной вариант:

1 Пер. Арамган-Дзелги-Даба (1Б) - ледник Потанина – пер.Потанина -Халси (2А)

2 пер.Карсулу (н/к) – р.Акколь – пер. Бугымуиз (н/к) – р.Ильдегем – т/б Аксу

Аварийный выход: в случае непредвиденных обстоятельств возможен выход с маршрута в погранзаставу «Аккалаха» находящейся в верховьях одноименной реки.

Изменения маршрута и их причины.

В связи со сложной снеговой обстановкой при прохождении перевала Теплый ключ группа не уложилась в сроки прохождения и траверс участка хребта Сайлюгем пер.Цаст-Даба (1Б) – вершина Терра (2А) – пер.Потанина-Аргамджи пришлось заменить восхождением на вершину Терра (2А) с ледника Потанина. Из-за плохих погодных условий (шквальный ветер, видимость менее 50 метров) не удалось подняться на вершину Найрымдал, также восхождение на вершину Таван-Богдо-Ола с перевала Потанина-Халси (2А) пришлось отменить.

График движения на маршруте

день дата Участок пути км метеоусловия Время движения в час.мин.
05.03 г.Барнаул - п.Акташ 610 авто ясно 11.00
06.03 п.Акташ – п.Кош-Агач – т/б «Аксу» авто ясно 6.00
07.03 т/б «Аксу» - свороток на Джумалинские источники – вверховья р.Угай 60 авто лыжи переменная облачность 6.51
08.03 р.Угай – пер.Жумалы (н/к) – Джумалинские источники   ясно 7.54
09.03 Джумалинские источник – пер.Теплый ключ (1А) ясно 6.56
10.03 пер.Теплый ключ (1А) – р.Калгуты ясно 8.02
11.03 р.Калгуты – верховья р.Восточная Аргамджи   Переменная облачность 8.34
12.03 верховья р.Восточная Аргамджи – пер.Седло Аргамджи (1Б) – пер.Арамаган-Дзелги-Даба (1Б) Переменная облачность 10.33
13.03 пер.Арамаган-Дзелги-Даба (1Б) – пер.Цаст-Даба (1Б) – лед.Потанина – восхождение верш.Терра (2А)   ясно 9.06
14.03 Попытка восхождение верш. Найрымдал   Шквалистый ветер, снег 3.40
15.03 лед.Потанина – пер.Потанина-Халси (2А) – лед.Халси Шквалистый ветер, снег 8.38
16.03 Лед.Халси – пер.Роборовского (2А) – р.Западная Аргамджи – р.Калгуты ясно, переменная облачность 9.58
17.03 р.Калгуты – пер.Карсулу(н/к) – р.Аккол – пер. Бугымуиз (н/к) ясно, переменная облачность 10.01
18.03 пер.Бугымуиз (н/к) – р.Ильдегем – р.Жасатер – т/б «Аксу» ясно, переменная облачность 10.38
19.03 т/б «Аксу» - п.Акташ 220 авто ясно 5.00
20.03 п.Акташ – г.Барнаул 610 авто переменная облачность 10.00
Итого активным способом: 180 х 1.2 = 216 км Время активного движения: 100 часов 51 мин.

3.6. Высотный график маршрута (расстояние без коэффициента 1,2)

пер.Бугымуиз (н/к, 2843 м.)
пер.Карсулу (н/к, 2435м.)
пер.Роборовского (2А, 3517 м.)
пер.Потанина - Халси (2А, 4023 м.)
в.Терра (2А, 4027 м.)
пер.Арамган- Дзелги –Даба (1Б, 3559 м.)
пер.Седло Аргамджи (1Б, 3378 м.)
пер. Теплый ключ (1А, 2904м.)
пер.Жумалы (н/к, 2692м.)
Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п. - student2.ru

3.7. Расчет категорий сложности похода по методике, предложенной ТССР

По формуле ЭП = П + К х ТС = П + 5 х (B + Т), где

ЭП – эквивалентная протяженность,
П – протяжённость маршрута – 216 км.

К -эмпирический коэффициент, пропорциональный «потере» потенциального линейного перемещения при преодолении каждого километра перепада высот (вверх или вниз) или прохождения различных ЛП. Принимаем К = 5,

Т- работа, затраченная на преодоление локальных препятствий (ЛП) в баллах, в нашем походе 28 баллов,
В – суммарный перепад высот в нашем походе

согласно показаний GPS = 12792 м.

ЭП = 216 + 5х (12,8+28) = 420 км.


По методике ТССР для походов 5 категории сложности

ЭП min = 400 км.

ЭП max = 500 км.

ЭП min < ЭП похода 420 км. < ЭП max

Таким образом, можно сделать вывод, что наш поход соответствует 5 категории сложности.

Наши рекомендации