Соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев

Ситуация вокруг беженцев, живущих в Новгородской области, обострилась, впрочем, как и везде.

На учете в области в качестве вынужденных переселенцев состоит 552 человека из Чеченской республики. Половина из них – чеченцы по национальности. Места размещения чеченцев, осевших в районах области, определяются, как правило, наличием там давно живущих родственников. Чаще это происходит в г.г Шимске, Чудове и др. местах. Появились студенты из Чечни в Новгородском Государственном университете им. Ярослава Мудрого по специальной президентской программе, выделяющей для них отдельные квоты. Сложились отдельные вкрапления чеченских семей на Валдае, в Волоте, в Старой Руссе. Оседают они и в других в деревнях, например в Лесной Новгородского района и Рахине Крестецкого района. Но большинство все же прижилось в Великом Новгороде и его округе.

Жизнь показывает, что не все проблемы миграционной службы удаётся решить окончательно и безболезненно. Ситуация с правовым и социальным положением беженцев и вынужденных переселенцев в области не улучшилась. Проблема взаимоотношений вынужденных переселенцев и местного населения остаётся достаточно напряженной. По данным социологических исследований, проведенных фондом «Сфера согласия», более 20% новгородцев к лицам кавказской национальности, в том числе и чеченцам, относятся с недоверием и даже с неприязнью.

Новгородская областная миграционная служба не смогла или не захотела, в том числе и юридическая служба, защитить права обездоленных людей, объяснить им их обязанности, возможности, тем более, что многие из них уже далеко не молоды, среди них есть и инвалиды. Не решаются вопросы паспортно-визовой службы, регистрации по месту жительств, и проблемы с получением статуса гражданина России. Страна, которая обучила и направила в другие республики миллионы инженеров, врачей, учителей и других высококлассных специалистов, теперь «сомневается» в их подданстве.

Семнадцать лет в новой стране Российской Федерации – существует проблема вынужденных переселенцев и беженцев. В условиях войны, люди были вынуждены, ехать «куда глаза глядят» совершенно без средств к существованию. Семнадцать лет люди живут без жилья, многие по временной регистрации, а многие не получили и временной регистрации из-за законодательных препон и сложностей.

Долгие годы «хождения по мукам» в больших кабинетах, в 2006 году удалось добиться, чтобы вынужденных переселенцев присоединили к Программе «Жилье 2002 – 2010 годы». Но, к сожалению, многие позиции Законов и Положений, касающиеся вынужденных переселенцев, прописаны в общей форме, без детальной проработки механизмов их реализации. Тогда, как проблемы вынужденных переселенцев являются наиболее болезненными и трудноразрешимыми. Из-за отсутствия толкования, многие позиции документов чиновники решают не в пользу переселенцев, хотя жизнь требует настоятельной и детальной проработки не только трактовки механизмов реализации, но и принципиальных подходов к проблеме.

В Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 не прописан механизм разграничения заявителей в пределах одной очереди, если семья изменилась, либо разделилась. И появилось самопроизвольное «премудрое» толкование чиновников. Десять лет простояв в очереди, выросли дети в семье, состоящей на учете, вышли замуж, женились, и, фактически, живут отдельной семьей. Чтобы получить отдельный сертификат от родителей, они должны собственноручно написать заявление об исключении их из сводной очереди нуждающихся в жилье по Миграционной службе. Комиссия принимает решение об их исключении. После этого они должны собрать большой пакет документов, в том числе справку, подтверждающую низкий доход, что соответствует статусу малообеспеченных и написать новое заявление о постановке на учет в муниципальную очередь. Если комиссия сочтет возможным взять этого гражданина на учет, и после этого со справкой из муниципалитета можно обратиться в Миграционную службу, где рассмотрят возможность простановки на учет нуждающихся людей в жилье и только новой даты подачи заявления, - т.е. в конец очереди. При этом не учитываются ни супруг, ни новые члены семьи, кроме родившихся детей. В результате, потерянные (десять лет) годы ожидания жилья, утрачивается статус вынужденного переселенца, который автоматически меняется на статус малообеспеченного и фактически не возможность попасть на учет, т.к.все переселенцы , чтобы выжить, вынуждены зарабатывать любой ценой, а превышение зарплаты даже на три рубля от допустимого уровня уже не позволяет им встать на учет нуждающихся в жилье.

В тоже время, в муниципальной очереди существует простой порядок. Если совершеннолетний член семьи просто желает отдельно проживать от других родственников, он может написать заявление о выделении его доли в отдельную очередь. Вынужденным переселенцем не дают возможности молодым семьям получить свой сертификат и устроить свою жизнь. Кроме того, денежная сумма обеспечения сертификата не позволяет приобрести жилье даже в приближении к санитарным нормам. Рыночная стоимость жилья, как правило, в два раза превышает расчетную по сертификату. Не принимаются к расчетам для получения сертификата члены семьи, не имеющие статуса, видимо предполагают, что жизнь должна замереть на точке признания вынужденным переселенцем. В этих условиях, чтобы приобрести минимально возможное жилье, надо брать кредиты, ипотеку, и долги на всю жизнь. А при временной регистрации даже этого не возможно сделать. Суммы сертификата не хватает даже на первый взнос за приобретенное жилье.

Большой проблемой для вынужденных переселенцев является временная регистрация. Переселенцы, имея Российское гражданство, законно установленный статус «вынужденного переселенца», который дает им право на опеку государства, фактически лишены многих гражданских прав из-за отсутствия постоянной регистрации. Типовое Положение о Центре временного размещения не позволяет оформлять постоянную регистрацию в Центре проживающим гражданам. Более десяти лет оформляют временную регистрацию, - кому через каждые три месяца, а кому – через месяц, оставляя всех в условиях чрезвычайной ситуации. Срок статуса вынужденного переселенца подтверждается каждый год. Если не выдается постоянная регистрация, а только на три месяца, тогда в соответствии с Международными нормами, жилье должны предоставить в течение трех месяцев. В условиях чрезвычайной ситуации более десяти лет находятся вынужденные переселенцы. Без вины виноватые переселенцы фактически, как заключенные, должны сохранять свое койко-место, чтобы завтра не оказаться на улице и не пополнить армию бомжей. Люди более десяти лет вынуждены проживать по 3-4 человека в одной комнате вместе с детьми, родителями, инвалидами. Долгожданного жилья, многие так и не дождутся. Если учесть темпы обеспечения сертификатами, необходимо еще 14 лет, чтобы обеспечить существующую очередь.

Центр временного размещения теперь является гостиницей низшего разряда и взимается соответствующая плата за проживания.

Вместо поддержки от властей у нас «гарантируется» чиновничий произвол и бесправная доля – без пенсии, пособий и медицинской помощи, без жилья. Деятельность руководителей миграционной службы вызывало многочисленные жалобы переселенцев, имея свободные пустые комнаты, руководители миграционной службы отказывают вынужденным переселенцем улучшить их условия проживания и выделить дополнительные комнаты, не расселяют людей, чем создают намеренно невыносимые условия проживания.

Не решаются вопросы паспортно-визовой службы, регистрации по месту жительств, и проблемы с получением статуса гражданина России. Страна, которая обучила и направила в другие республики миллионы инженеров, врачей, учителей и других высококлассных специалистов, теперь «сомневается» в их подданстве. Например, приехал из Узбекистана учитель или другой специалист, направленный туда в те далёкие годы по распределению по окончанию вуза. А теперь не может получить российского гражданства в Новгородской области - на своей родине.

Тут наши чиновники стоят насмерть, им не важно, откуда приехал человек – из того же Узбекистана, Казахстана, Азербайджана или, скажем, Африки. Здесь его не ждали – он лишний. Таков новый закон о российском гражданстве.

Принятый в 2002 году депутатами Государственный Думой РФ закон «О гражданстве» тысячи россиян и их детей сделали изгоями. Тамкова Ирина родилась в Казахстане и вернулись на историческую Родину в 2003 году. В 2005 году у Ирины родилась дочь. Свидетельство о рождении, в котором записывают имя новорожденного ребенка, девочке выдавать не положено – она не гражданка России, потому что её родители не являются гражданами России. Поэтому никаких социальных пособий российское государство ни матери, ни ребенку. Мало того, чтобы приняли в роддоме, Ирина, как иностранная гражданка, заплатила две с половиной тысячи рублей, которая торгуя в мороз на рынке чуть не до самых родов. Вернулась на работу, когда Катеньки исполнилось шесть месяцев. Не из прихоти - от нужды. Как и многие русские изгои Ирина работает на рынке продавцом – так легче избежать встречи с проверяющими из миграционной службы. На обочине дороги - Ксения Тамкова, старшая дочь Ирины. Недавно ей исполнилось 18 лет. Е ё единственный документ_ свидетельство о рождении, выданное Казахской ССР С этим документом ей предстоит жить…Ирина уже тогда имела право приобрести гражданство в упрощённом порядке, потому, что её родной брат является гражданином России. Вместе с ней российское гражданство могла получить и несовершеннолетняя тогда Ксения. Упрощенный порядок обернулся преодолением непреодолимых бюрократических препон. У Ирины отказались даже принять заявление на гражданство. Более того – работники паспортно-визовой службы сообщили, что по российским законам Ирина и её несовершеннолетняя дочь Ксения вообще не имеют права находится на территории России и обязаны выехать за её пределы. Но обратной дороги нет. Вот уже три года русская семья живет в России подпольно, как десятки тысяч других русских людей, представляя собой несчастное неучтенное население страны, руководство которой чуть не каждую неделю сообщает народу о необходимости принять меры по улучшению демографической обстановки и рождаемости.

Закон о гражданстве, вступивший в силу 1 июля 2002 года, предусматривал, что русские и представители коренных народов России, прибывшие в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР, являются такими же иностранными гражданами, как выходцы, например, из Конго или Китая - с теми же правами. Соотечественники, прибывшие из бывшего СССР, прежде чем подать заявления о приобретения российского гражданства, должны прожить на территории России целых пять лет со своими казахскими или узбекскими паспортами по временной прописки. Пять лет на птичьих правах, на обочине жизни, несмотря ни на какие дипломы, профессиональный опыт, творческие организаторские способности. Упрощенная процедура, утвержденная Госдумой РФ, при определенных обстоятельствах могли получить гражданства не через пять лет, а сразу после получения временной прописки. А вот временную прописку получить практически большинству граждан не возможно. Наряду с многочисленными медицинскими справками иностранным гражданам надо представить справку о заработной плате, которых официально никто на работу не возьмет. За прием на работу иностранного гражданина работодатель должен заплатить государству. За шесть месяцев, отведенных на сбор документов для оформления временной прописки, т.е разрешение на временное проживание, абсолютному большинству соотечественников – выходцев из бывшего СССР, справкой об источниках дохода обзавестись не удалось.

21 октября 2007 года Новгородский городской суд, куда обратилась И. Пужевич с просьбой обязать Миграционную службу принять у неё заявление на гражданство в упрощенном порядке. Судья Юршо вынесла решение, в котором поддержала миграционную службу. Мол, правильно сделали миграционщики, что заявление у Пужевич не приняли. Семья Пужевич – мать отец и сын – приехали из Азербайджана, на территории которого Владимир Михайлович 20 лет прослужил в рядах Советской Армии. Обосновались в Новгороде. Владимир Михайлович, их сын с Натальей получили российское гражданство. А вот сама Наталья, - и теперь уже, наверное, не получит.[24]

РАЗДЕЛ 3. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД

Наши рекомендации