Общая характеристика ситуации с правами человека
В августе 2007 года произошла смена власти в Новгородской области.
В связи с заявлением губернатора Михаила Михайловича о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию, отставка была принята. Седьмого августа 2007 года депутаты Новгородской области утвердили кандидатуру Сергея Герасимовича Митина, предложенную Президентом России на пост новгородского губернатора.
Очень может быть, что появление нового губернатора изменит ситуацию в Новгородской области, встряхнет всю чиновничью рать.
Ситуация с правами человека в Новгородской области также как и во всей России как никогда, остра. В Новгородской области царит произвол чиновников, права граждан игнорируются государственными, в.ч. правоохранительными органами. Новгородская область является одной из криминальной области в России. Коррупция в органах власти, разгул криминала. Полномочный представитель Президента Северо-Западного федерального округа Илья Клебанов охарактеризовал ситуацию как «острокриминальную» и заметил, что представители организованной преступности проникли в органы власти.
В настоящее время одно за другим возбуждаются дела против высокопоставленных чиновников Новгородской области.
Прокуратура Новгородской области предъявила обвинения заместителю губернатора Николаю Иванькову, его обвиняют не только в использовании служебного положения в корыстных целях, но и в мошенничестве. Ущерб, причиненный его действиями области, оценивается в 120 тысяч рублей.
Возбуждено уголовное дело против предпринимателя Алексея Костюхина, сына боровичского мэра и депутата местной Думы. Подследственным стал и бывший глава Боровичского района Александр Крупкин. Оставив свой пост главы района, он по представлению губернатора был назначен начальником Управления по контролю за оборотом ценных бумаг по Новгородской и Псковской областям Федеральной службы по финансовым рынкам. Расследуется и уголовное дело в отношении главы Мошенского района Геннадия Голубева.
Прокуратурой области возбуждено уголовное дело против двух бывших сотрудников следственного управления УВД Великого Новгорода. Начальник отдела и следователь пообещали некой гражданке изменения меры пресечения для её сожителя, задержанного сотрудниками милиции. За это они получили от женщины 15 тысяч рублей. Между тем, меру пресечения определяет не следователь, а суд, так что оба сотрудника милиции совершили мошенничество с использованием служебного положения. 22 июня судья Новгородского городского суда дал заключение о наличии в их действиях состава преступления. Проведение следствия по уголовному делу поручено отделу по расследованию особо важных дел прокуратуры Новгородской области.[15]
11 июля 2007 года в кабинете главы администрации Великого Новгорода Николая Гражданкина произведен обыск сотрудниками областной прокуратуры, в связи с двумя уголовными делами, которые возбуждены против 58-летнего главы местного самоуправления. Н.Н. Гражданкин подозревается в нецелевом расходовании средств резервного фонда администрации города и средств бюджета, превышении должностных полномочий[16].
На совещании в Великом Новгороде Генеральный прокурор Юрий Чайка раскритиковал работу правоохранительных органов Северо-Западного федерального округа в отношении раскрытия преступлений, связанных с коррупцией. После этого число уголовных дел по преступлениям, совершенным с использованием служебного положения, стало расти. Если раньше главными коррупционерами становились главы сельских поселений, отпустившие за взятку налево куб леса, то теперь подозреваемыми оказываются более крупные фигуры.
Уголовные дела против видных чиновников области возбуждали и раньше, однако серьёзными неприятностями для них это не заканчивалось. По принципу – своих не сдаем.
О фактах коррупции люди слышали постоянно, а то и сталкивались с ней в повседневной жизни. Гаишник вымогает взятки, врач подписывает больничные за «вознаграждение»… Все это типично не только для Новгородского региона, но и для всей России. Сколько денег теряется в год из-за коррупции – цифры называются разные, но каждый раз речь идет о миллиардах.
4 июля 2007 года депутаты Новгородской областной Думы приняли закон «О противодействии коррупции в органах государственной власти»
Средства массовой информации заняты обслуживанием власти и забывают о своей социальной функции, права граждан на объективную и свободную информацию не гарантированы.
Отсутствие независимой информации, позволяет власти манипулировать общественным мнением, делать вид, что она будто бы действует в интересах народа
Прокуратура и милиция, обслуживая власть, действуют в её интересах, избирательно и по заказу, преследуют инакомыслящих. Не искоренена до конца и карательная психиатрия.
В РЦПЧ поступают сигналы об угрозах «запрятать в психушку». Создается хорошо знакомая ситуация, когда чиновники, стоящие у власти, совершенно беззастенчиво определяют, кто и в какой мере в праве соблюдать или игнорировать закон.
Правозащитники ежедневно сталкиваются с фактами беззакония и произвола, как в органах внутренних дел, прокуратуры, так и в судебных инстанциях. Порочной практикой стали незаконные задержания и аресты граждан, постановления неправосудных приговоров, нарушающих права людей на их защиту, незаконные (внесудебные) изъятия собственности, не говоря уже о чванстве и грубости чиновников, упивающихся присвоенной ими вседозволенностью.
Права беженцев и вынужденных переселенцев реально не обеспечиваются, затруднена их социальная адаптация.
Новгородская область – регион экологически не спокойный. Руководители предприятий, таких как ЗАО Новгородский металлургический завод, ОАО «Акрон», НМЗ «Флайдерер» используют окружающую среду в собственных интересах, не задумываясь об ущербе наносимом природе и экологической безопасности. Ситуация усугубляется пассивностью прокуратуры и части судейского сообщества
Сегодня в России сложилась следующая ситуация:
Жалобы в вышестоящие инстанции – по укоренившейся методе - возвращаются тем же чиновникам, на которых она и была написана или вообще игнорируется. И, конечно, «принимаются меры к самому жалобщику. Даже областная и городская прокуратура, не говоря уж о районных прокурорах, которая обязана надзирать за законностью, сама же, и нарушает ёе и работает как адвокатская контора правоохранительных органов и органов власти. Правозащитную информацию в областной прокуратуре получить невозможно. Она скрывается под любым предлогом, вплоть до абсурда. Если жалоба подается на одного из заместителей прокурора, то прокурор направляет на рассмотрение эту жалобу именно тому заместителю, на которого поступила жалоба. Использование своего служебного положения, злоупотребление властью стали нормой в подавляющем большинстве административных органов нашей области и в основном - среди чиновников высокого ранга. Безнаказанность чиновников различных уровней и порождает правовой беспредел.
Практика также показала, что официальные государственные структуры все чаще и чаще отворачиваются от решения конкретных проблем по обеспечению защиты прав и свобод конкретных граждан, своих избирателей. Еще хуже обстоит дела с судейской властью, которая понимает свою независимость, как независимость от Закона.
Человек оставлен один на один с государственной машиной, бороться с которой в одиночку он не в состоянии Суды перегружены делами, волокита препятствует осуществлению надёжной защиты прав человека. Особо следует отметить факты неисполнения решений судов, вступивших в законную силу, что ведет к дискредитации самой судебной власти, нарушает права граждан на судебную защиту. На сегодняшний день судебная власть, к сожалению, не защищает права человека, она как будто бы исполняет заказ, скорее всего, власти. О защите прав граждан эта власть забыла, игнорируя Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которой защита прав граждан является первоочередной задачей всех ветвей власти и обеспечивается правосудием.
Никто уже не рассчитывает на честную игру в судебных инстанциях, заведомо знают, что в игре участвуют люди, которые не нечистые на руку
В соответствии с законодательством в Квалификационную коллегию судей должны входить семь представителей от общественности. Однако депутаты Новгородской областной Думы сделала все, чтобы представители от общественности туда не попали. Люди, начали понимать, что у нас нет свободы, нет независимой судебной системы, нет свободных и честных выборов. Они убеждаются, что власть вольна, делать что захочет, что ей заблагорассудится, и что она ни перед чем не останавливается.
В 2005 году в нашей области был принят закон об уполномоченном по правам человека, этот закон можно назвать маленьким «уродцем»
Версий же здесь возникает много. И главной из них может стать одна – нежелание правящей бюрократии переходить к демократическим методам управления.
Стоящие у власти чиновники в своем подавляющем большинстве – выходцы из номенклатурных слоев КПСС, только теперь они все в партии «ЕР». Знамена новые, да знаменосцы старые.Они привыкли к беспрекословному подчинению граждан. Процветающая коррупция в структурах управления их не беспокоит.
Напрашивается вывод, что власть считает всех, кто борется за права человека, своими врагами. А врага надо усмирить. Каким образом? В городе родилось решение, которое обязало общественные организации, под видом взаимодействия с властью, отчитываться за проделанную работу. Вот тогда и можно будет определить, нужна ли такая независимая общественная организация? Это - хорошо отработанный прием не далёкого прошлого. А вот если общественная организация не отчитывается перед властью, тогда применяются соответствующие меры.
В Новгородской области на данный момент отсутствует организованная система образования, просвещения, которая бы осуществляла пропаганду прав человека. Хотя, следует отметить, что отдельные попытки граждан, организаций, в том числе и нашего Центра, изменить ситуацию в лучшую сторону имеют место. Но, как правило, они разрозненны.
Существенной причиной нарушений прав человека стало нестабильное экономическое положение области. Люди живут в нищете, на грани выживания. Они испытывают раздражение, усталость и разочарование от неоправданных надежд. Раскол общества порождает не верея и страх. Людьми овладевает тревога.
В состав социальных групп, по существу лишенных социально-экономических прав, входят наиболее уязвимые категории населения: родители-одиночки, беженцы, молодые люди, этнические меньшинства и инвалиды. Можно утверждать, что эти группы в наибольшей степени нуждаются в защите государства, поскольку они продолжают испытывать серьезные трудности, связанные с трудоустройством, справедливым вознаграждением за свой труд, социальной защитой и обеспечением жильем.
Доходы почти 3 из 10 домашних хозяйств находятся ниже так называемого «порога приличия». Основной причиной бедности и неравенства является растущий разрыв между высоко- и низкооплачиваемыми работниками, который в настоящее время разителен как никогда.
Детская наркомания в области приняла угрожающий характер: основными потребителями наркотических средств преимущественно являются подростки 12 – 16 лет, однако официальные данные отсутствуют. Подростки приобретают и принимают наркотики на дискотеках, в школах. В подъездах домов организованы торговые точки по продаже наркотиков.
Общественные организации существует сами по себе, власть сама по себе. В лучшем случае руководитель региона успешно решает экономические проблемы, а вопросы соблюдения прав человека, по его мнению, должны решать правоохранительные органы и прокуратура. И, если на органы милиции глава администрации еще может воздействовать, то с прокуратуры, за её нарушения прав человека, он спросить не в состоянии. И здесь на помощь приходит общественная организация, которая, выступая в судах и других органах власти, как арбитр, способна, и решает проблемы прав человека. Власть даже не подозревает, какую услугу оказывает общественная организация, снимая в обществе напряжение, связанное с нарушением прав граждан.
Власть не хочет понимать, что мы нужны ей, что наши знания и опыт, бескорыстие необходимо использовать на пользу обществу.
Наш многолетний опыт общения с властью говорит о том, что существует глубокое недоверие власти к общественным организациям и общественных организаций к власти.
Мы хотим, чтобы об этих проблемах услышала власть. Мы хотим объединить усилия власти и общества вокруг проблем, без решения которых, общество не может двигаться вперед.
Таким образом, предусмотренное ст. 11 «Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах» право на достойную жизнь, включая полноценное питание, одежду и жилище, и право на непрерывное улучшение условий жизни в 2007 году не было обеспечено для многих слоев населения нашей области. Кроме того, сложившаяся в регионе ситуация противоречит ст. 12 вышеназванного документа, которая закрепляет право человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
В системе государственных органов Новгородской области механизмы гарантий соблюдения прав и свобод человека не сложились. Права и свободы должны не только провозглашаться, но и иметь реальные гарантии со стороны органов государственной власти.
Конституция РФ, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный Пакт о политических правах - игнорируются чиновниками всех уровней, в том числе и правоохранительными органами, судами. Власти лишают нас даже иллюзии правового государства. Чиновники руководствуются не законами, а высшей целесообразностью только с точки зрения понимания их самих. Одной из главных правовых гарантий является получение квалифицированной юридической помощи. Услуги юристов дороги и зачастую недоступны не только малообеспеченным гражданам, но и другим группам населения, попавшим в беду.