Тема 10. Этапы и процедуры психологического консультирования
План:Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования.
Процессуальный анализ консультации предполагает выделение ее динамики, которая состоит из стадий, ступеней, шагов, причем следует различать динамику отдельной консультации и длительного консультативного процесса. Для осмысления динамики последнего можно воспользоваться сравнением с переездом или путешествием (Е. Доценко) и на языке такой метафоры охарактеризовать этапы, особенности исполнения ролей и характер распределения ответственности между участниками.
При первой встрече с консультантом клиент, испытывающий некие затруднения и нуждающийся в помощи со стороны, как правило, просит избавить его от них. Поэтому сначала его в большей степени можно рассматривать как беглеца, чем как путешественника. Психолог по просьбе клиента помогает решить следующие задачи:
1) выяснить, где находится клиент (в чем состоит суть его проблемы);
2) решить, в каком направлении необходимо двигаться клиенту (что делать);
3) помочь клиенту следовать в этом направлении (как это сделать).
Процесс решения первой задачи можно назвать сбором информации о клиенте и его ситуации или психодиагностикой, третьей – реабилитацией или коррекцией. Для второй задачи готового термина нет, она решается в ходе соглашения между клиентом и консультантом. Условно этот этап можно назвать ответственным решением или выбором пути.
Конечно же, при консультировании можно действовать по-разному. К примеру, при решении первой задачи в зависимости от того, к какой школе принадлежит консультант, используются экспертиза, совместное исследование и поддержка.
При экспертизе диагностическое заключение дает психолог. Это происходит в том случае, когда информация получена с помощью тестов, опросников и других диагностических методик или когда консультант предлагает клиенту определенную интерпретацию ситуации и доказывает ее справедливость.
Совместное исследование возможно тогда, когда понимание сути проблемы клиента приходит в процессе интервью, в ходе которого клиент излагает собственное понимание проблемы. Конечно, догадки и открытия клиента, сделанные во время расспросов, являются достижением обоих. Здесь имеет значение и умение психолога задавать вопросы, и полнота знания проблемной области клиентом, и готовность «извлекать ответы». В результате совместной работы по исследованию проблемы клиента у него, как правило, появляется новое видение, новый взгляд на жизненные затруднения. В таком диалоге клиент более активен и самостоятелен, чем в случае экспертизы, но, естественно, не возникает полной симметричности отношений. Консультант остается «ведущей стороной», так как именно он определяет, как и о чем спрашивать, и с помощью различных психотехник (техники активного слушания, метамодели языка, правил построения вопросов и др.) направляет беседу в нужное русло.
При поддержке основные выводы делает клиент, он же задает и порядок обсуждения различных тем. Консультант при этом выступает как заинтересованный слушатель, вся активность которого направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вчувствоваться в переживания собеседника и как бы погрузиться в поток его основных смыслов. Клиент при поддержке психолога сам создает своеобразный психотерапевтический миф, то есть логику объяснения сути проблемы, сам обосновывает причины происходящего, мотивы и механизм желательных изменений. Такой подход целесообразен при работе недирективного консультанта с достаточно опытными клиентами, ранее уже работавшими с ними.
Определение «места, куда хочет прийти клиент», или направление движения – это второйважный момент консультации. Именно здесь, если вспомнить приведенную ранее метафору, «беглец превращается в путника», который движется в определенном направлении. Он обретает ясность цели и четкость намерений. Осознает это консультант или нет (лучше, разумеется, если осознает) каждый раз вслед за пониманием сути проблемы он принимает решение, определяет, в каком направлении они с клиентом будут двигаться дальше. В зависимости от того, кто и как принимает это решение (психолог единолично или вместе с клиентом), можно выделить следующие подходы:
· указание – психолог самостоятельно принимает решение о том, что именно необходимо клиенту и в каком направлении двигаться дальше;
· соглашение – психолог не только спрашивает у клиента, «куда ему надо», но и договаривается о характеристиках желаемого результата и сотрудничестве на пути к нему (такой подход во многих направлениях работы гуманистически ориентированной психологии получил название контрактного);
· согласие – психолог соглашается с первым приемлемым заказом клиента, не подвергая его сомнению (по принципу «клиент всегда прав»), однако такой подход малоэффективен.
Соответственно избранному подходу распределяется ответственность междуклиентом и консультантом за результаты консультирования и даже за судьбу самого клиента.
На этапе собственно психологической помощи вновь встают непростые вопросы: кто проделает основную работу? Как будет распределена ответственность за качество и характер произведенных в личности клиента изменений? Все разнообразие стратегий и приемов преобразующего психологического воздействия можно расположить на условной шкале.
1. Квалифицированное вмешательство или «карета подана».Эта стратегия предполагает ярко выраженные субъект - субъектные отношения, при которых отношения клиента и психолога уподобляются отношениям ребенка и авторитарного родителя. Конечно, уподобившийся родителю консультант «лучше знает, что для ребенка будет хорошо» и активно действует. Такое поведение психолога полностью избавляет клиента от самостоятельных усилий, снимает с него всякую ответственность.
2. Помощь или «совместное путешествие». В этом случае консультант выступает как «проводник по сложной местности». Обязанности распределяются следующим образом: клиент знает о своей «территории» значительно больше консультанта, зато последний понимает, как такие «территории осваивать» и как сделать «совместное путешествие» наиболее безопасным и результативным. Кроме того, психолог учит клиента основным навыкам работы по самопониманию и преодолению подобных трудностей в дальнейшем. По мере обучения клиента и появления позитивных изменений расширяется «зона свобод клиента» и возрастает степень его самостоятельности.
3. Сотрудничество и взаимопомощь. При выборе этой стратегии консультант стремиться видеть мир глазами клиента и все необходимое делать его руками. В рамках договора он наводит клиента на ту или иную мысль, предлагает поэкспериментировать, совершить пробные действия, помогает осознать особенности собственных поступков, ошибки и успехи и т.п. Консультативный процесс напоминает «путешествие с опытным и доброжелательным наставником», который готов поделиться своим опытом и знаниями с новичком, а при необходимости и поддержать его.
4. Сопровождение.Консультант минимально, в основном морально, поддерживает усилия клиента: укрепляет его веру в свои силы, сочувствует при неудачах, радуется успехам. Нередко терпеливо наблюдает, как клиент барахтается в проблеме, стараясь не упустить критический момент, когда нужно будет оказать помощь.
Свою позицию в отношениях с клиентом на различных стадиях консультативного процесса каждому специалисту приходится выбирать самостоятельно.
Вопросы для самоконтроля
1. Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования.
2. Третий, диагностический, этап психологического консультирования.
3. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования.
4. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования.