Упражнение 2. откровенное признание
Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении вас отталкивает.
Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. Попробуйте проиграть эту роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
«У меня был один коллега, которого я считал самодовольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.
После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обнаружил, что мне очень легко удается играть его роль. Наконец я пришел к мысли, что во мне самом много самодовольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотрудника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».
Очень легко обнаружить отрицательное в других, значительно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «потерянные собственные составляющие» или «скрытые фрагменты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.
Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте, что беседуете с восхитительным человеком. Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним местами, сыграйте его роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в какой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании. У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следовать предлагаемой нами логике изложения.
Многие из способов, которые мы используем для избегания ответственности, отражены в нашем языке.
Веря определенным словам, вы вериге в скрытый в них смысл. Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.
Фрэнк Герберт Осознание того, как мы пользуемся определенными словами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на примере использования слов, связанных с проявлением беспомощности.
УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ
Начните несколько предложений словами «Я не могу...» Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические (игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо проговорить эти утверждения — наедине или с партнером. Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.
А теперь повторите те же утверждения, заменив слова «я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старайтесь не оценивать содержание и смысл произносимого. Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чувствуете, в каком положении находится ваше тело, как звучит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то предложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочувствуйте, что при этом происходит.
«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,
4-2356
чем я мог себе представить. Например, я сказал: «Я не могу играть на пианино», а когда заменил «не могу» на «я не буду», выяснил, что определенно могу играть, но всегда предпочитал направлять усилия в другую сторону. Полезно вспоминать этот урок в тех случаях, когда сравниваешь себя с кем-то более опытным и умелым».
Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет: «Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смысле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бросить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на каком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.
Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве набора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имеющее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным изменениям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызванной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.
Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о своей беспомощности. В некотором смысле невозможно избежать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.
Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных «я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использование языка для того, чтобы отказаться от собственной ответственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ОБОБЩЕНИЯ
Работая с партнером, опишите нечто ранее происходившее с вами с помощью слов «это», «кто-то», заменив ими
слова «я» и «ты». А теперь расскажите историю заново,, вернувшись к личным местоимениям «я» и «ты».
Например:
«Бывает довольно неприятно, когда кто-то обнаруживает, что документы не готовы к сроку» замените на «Мне было довольно неприятно, когда ты обнаружил, что я не подготовил документы к сроку!»
Вы заметили разницу в качестве своего общения с партнером, когда использовали «я» и «ты» вместо «это» и «кто-то»? Когда мы решаемся принять ответственность за собственные чувства, мы заявляем о своей человечности и побуждаем других людей к ответу. Они могут не узнать нас или даже, воспользовавшись нашей человечностью, напасть на нас, претендуя на то, что сами безгрешны. Несомненно, бывают случаи, когда вы, говоря о ком-то другом, на самом деле описываете самого себя. Так или иначе, необходимо понимать, что у нас действительно есть выбор, как пользоваться словами.
Многие вопросы, особенно начинающиеся со слов «почему», маскируют утверждения или скрытые требования. Это удобная форма принятого в обществе сокрытия определенных чувств, которые легко было бы распознать, если высказать прямое утверждение. Например за вопросом: «Почему бы тебе не заняться сегодня обедом пораньше, дорогая?» может скрываться следующее: «Я очень голоден и хотел бы, чтобы ты подала обед». Но выбирая вопросительную форму, я пытаюсь избежать открытого конфликта, который, возможно, последует за прямым требованием.
Мы часто грешим, используя вопросы как способ постоянно просить помощи. «Как мне открыть эту банку?» или «Как ты сажаешь эту рассаду? » Более прямо то же самое можно выразить иначе: «Не откроешь ли ты эту банку? » или «Я хочу, чтобы ты посадила эту рассаду». Несомненно, некоторые вопросы могут быть вызваны просто потребностью в информации, но за бесконечными просьбами о том, чтобы нам рассказали, как сделать то или иное дело, прячется чувство беспомощности.
Человек, постоянно задающий вопросы, часто как бы находится в состоянии фрустрации. Вопрошающий все время требует ответов, а потому внимания к себе — как ребенок.
Если внимательно слушать задающего вопрос, может выясниться, что ему на самом деле не нужна информация или сам вопрос не нужен, или что пациент в некой части себя ленив... Подлинные вопросы легко отличить от надуманных — последние рассчитаны на то, чтобы заставить или упросить другого так или иначе нечто сделать определенным образом. С другой стороны, вопросы типа: «Как дела?» и «Осознаешь ли ты, что...» выражают истинную поддержку.
Левщки и Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 6. ВОПРОСЫ
В своей повседневной жизни попробуйте превратить некоторые из вопросов в утверждения или просьбы. Например:
Вопрос «Почему ты хочешь выпить еще стаканчик, дорогой?» станет утверждением-просьбой — «Дорогой, остановись, я думаю, тебе уже хватит».
Когда прямое высказывание утверждений и просьб войдет в привычку — уменьшится и наша терпимость к бесконечным вопросам со стороны других людей. Одним из последствий могут стать перемены в некоторых взаимоотношениях. Из-за того, что привычка замены прямых утверждений вопросами столь характерна для нашей речи, глупо ожидать, что с изменением вашего языка изменится и язык окружающих. Отказаться от привычки задавать вопросы почти столь же трудно, как для курильщика отказаться от сигарет, сопутствующие огорчения тоже сравнимы.
Другим механизмом ухода от ответственности являются чрезмерные объяснения и самооправдания. Некоторые люди тратят всю жизнь на то, чтобы оправдываться, защищаться и объясняться. Поступки стоят больше слов, и пока мы не ста-
нем ответственными за то, что делаем на самом деле, а не за то, что нам кажется, будто мы делаем, мы будем жить в воображаемом мире, а не в том, что существует в действительности.
УПРАЖНЕНИЕМ