Упражнение 2. откровенное признание

Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.

Постарайтесь точно определить, что в нем и в его по­ведении вас отталкивает.

Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. По­пробуйте проиграть эту роль в воображении или с парт­нером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ва­ших собственных, не признанных вами качеств.

«У меня был один коллега, которого я считал самодо­вольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.

После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обна­ружил, что мне очень легко удается играть его роль. На­конец я пришел к мысли, что во мне самом много само­довольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотруд­ника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».

Очень легко обнаружить отрицательное в других, значи­тельно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «по­терянные собственные составляющие» или «скрытые фраг­менты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.

Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Представьте, что беседуете с восхитительным человеком. Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведе­нии так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним мес­тами, сыграйте его роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) пере­нять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в ка­кой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.

Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании. У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следо­вать предлагаемой нами логике изложения.




Многие из способов, которые мы используем для избега­ния ответственности, отражены в нашем языке.

Веря определенным словам, вы вериге в скрытый в них смысл. Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.

Фрэнк Герберт Осознание того, как мы пользуемся определенными словами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на при­мере использования слов, связанных с проявлением беспо­мощности.

УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ

Начните несколько предложений словами «Я не могу...» Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические (игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо про­говорить эти утверждения — наедине или с партнером. Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.

А теперь повторите те же утверждения, заменив слова «я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старай­тесь не оценивать содержание и смысл произносимого. Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чув­ствуете, в каком положении находится ваше тело, как зву­чит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то пред­ложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочув­ствуйте, что при этом происходит.

«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,

4-2356



чем я мог себе представить. Например, я сказал: «Я не могу играть на пианино», а когда заменил «не могу» на «я не буду», выяснил, что определенно могу играть, но все­гда предпочитал направлять усилия в другую сторону. По­лезно вспоминать этот урок в тех случаях, когда сравни­ваешь себя с кем-то более опытным и умелым».

Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет: «Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смыс­ле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бро­сить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на ка­ком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.

Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве на­бора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имею­щее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным измене­ниям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызван­ной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.

Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о сво­ей беспомощности. В некотором смысле невозможно избе­жать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.

Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных «я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использова­ние языка для того, чтобы отказаться от собственной ответ­ственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ОБОБЩЕНИЯ

Работая с партнером, опишите нечто ранее происходив­шее с вами с помощью слов «это», «кто-то», заменив ими

слова «я» и «ты». А теперь расскажите историю заново,, вернувшись к личным местоимениям «я» и «ты».

Например:

«Бывает довольно неприятно, когда кто-то обнаружи­вает, что документы не готовы к сроку» замените на «Мне было довольно неприятно, когда ты обнаружил, что я не подготовил документы к сроку!»

Вы заметили разницу в качестве своего общения с партне­ром, когда использовали «я» и «ты» вместо «это» и «кто-то»? Когда мы решаемся принять ответственность за собственные чувства, мы заявляем о своей человечности и побуждаем дру­гих людей к ответу. Они могут не узнать нас или даже, вос­пользовавшись нашей человечностью, напасть на нас, претен­дуя на то, что сами безгрешны. Несомненно, бывают случаи, когда вы, говоря о ком-то другом, на самом деле описываете самого себя. Так или иначе, необходимо понимать, что у нас действительно есть выбор, как пользоваться словами.

Многие вопросы, особенно начинающиеся со слов «поче­му», маскируют утверждения или скрытые требования. Это удобная форма принятого в обществе сокрытия определен­ных чувств, которые легко было бы распознать, если выска­зать прямое утверждение. Например за вопросом: «Почему бы тебе не заняться сегодня обедом пораньше, дорогая?» мо­жет скрываться следующее: «Я очень голоден и хотел бы, что­бы ты подала обед». Но выбирая вопросительную форму, я пытаюсь избежать открытого конфликта, который, возмож­но, последует за прямым требованием.

Мы часто грешим, используя вопросы как способ посто­янно просить помощи. «Как мне открыть эту банку?» или «Как ты сажаешь эту рассаду? » Более прямо то же самое мож­но выразить иначе: «Не откроешь ли ты эту банку? » или «Я хочу, чтобы ты посадила эту рассаду». Несомненно, некото­рые вопросы могут быть вызваны просто потребностью в ин­формации, но за бесконечными просьбами о том, чтобы нам рассказали, как сделать то или иное дело, прячется чувство беспомощности.

Человек, постоянно задающий вопросы, часто как бы на­ходится в состоянии фрустрации. Вопрошающий все время требует ответов, а потому внимания к себе — как ребенок.

Если внимательно слушать задающего вопрос, может выясниться, что ему на самом деле не нужна информация или сам вопрос не нужен, или что пациент в некой части себя ленив... Подлинные вопросы легко отличить от надуманных — последние рассчитаны на то, чтобы заставить или упросить другого так или иначе нечто сделать определенным образом. С другой стороны, вопросы типа: «Как дела?» и «Осознаешь ли ты, что...» выражают истинную поддержку.

Левщки и Перлз

УПРАЖНЕНИЕ 6. ВОПРОСЫ

В своей повседневной жизни попробуйте превратить не­которые из вопросов в утверждения или просьбы. Например:

Вопрос «Почему ты хочешь выпить еще стаканчик, до­рогой?» станет утверждением-просьбой — «Дорогой, ос­тановись, я думаю, тебе уже хватит».

Когда прямое высказывание утверждений и просьб войдет в привычку — уменьшится и наша терпимость к бесконечным вопросам со стороны других людей. Одним из последствий могут стать перемены в некоторых взаимоотношениях. Из-за того, что привычка замены прямых утверждений вопросами столь характерна для нашей речи, глупо ожидать, что с изме­нением вашего языка изменится и язык окружающих. Отка­заться от привычки задавать вопросы почти столь же трудно, как для курильщика отказаться от сигарет, сопутствующие огорчения тоже сравнимы.

Другим механизмом ухода от ответственности являются чрезмерные объяснения и самооправдания. Некоторые люди тратят всю жизнь на то, чтобы оправдываться, защищаться и объясняться. Поступки стоят больше слов, и пока мы не ста-

нем ответственными за то, что делаем на самом деле, а не за то, что нам кажется, будто мы делаем, мы будем жить в вообража­емом мире, а не в том, что существует в действительности.

УПРАЖНЕНИЕМ

Наши рекомендации